Как это снято: «Мария-Антуанетта»

Драматургия: постмодернизм, «бессюжетность» и деконструкция 

Драматургия: постмодернизм, «бессюжетность» и деконструкция  / София Коппола и Азия Ардженто на съемках фильма «Мария-Антуанетта»София Коппола и Азия Ардженто на съемках фильма «Мария-Антуанетта»

«Мария-Антуанетта» была задумана Софией Копполой в начале 2000-х годов после прочтения биографической книги исследовательницы Эвелин Левер. Из-за финансовой затратности проект пришлось отложить, однако с запуском помог мировой триумф «Трудностей перевода». Хотя формально «Марию-Антуанетту» можно отнести к жанру исторического кино, Коппола задумывала картину как постмодернистскую драму взросления, где антураж XVIII века служит лишь инструментом для передачи чувственного внутреннего мира главной героини.

София Коппола и Кирстен Данст на съемках фильма «Мария-Антуанетта»София Коппола и Кирстен Данст на съемках фильма «Мария-Антуанетта»

Режиссер и она же автор сценария не слишком углублялась в исторические штудии, намеренно отбросила хрестоматийную биографию пера Стефана Цвейга, предпочтя ей новейшее и более интимное исследование Антонии Фрайзер. Отсюда следуют не только смелые исторические допуски, которые ставили Копполе в укор, но и драматургическая особенность фильма — сюжетно-фабульная конструкция намеренно ослаблена: внимание уделяется сценам, которые, на первый взгляд, никак не двигают действие; нет ярко выраженных кульминационных моментов. Цель такого решения — полнее зафиксировать и передать эмоциональное мировосприятие героини.

Драматургия: постмодернизм, «бессюжетность» и деконструкция  / Кадр из фильма «Мария-Антуанетта»Кадр из фильма «Мария-Антуанетта»

Интересно соотношение первого кадра фильма и всего последующего повествования. Коппола сразу предлагает зрителю стереотипное видение Марии-Антуанетты как избалованной, беспечной особы, а затем принимается за деконструкцию такого образа, показывая королеву обычной девушкой, волею судьбы оказавшейся в необычном и трагическом положении королевы Франции на сломе эпох. При этом в фильме четко выделяется два акта: первый, продолжительностью около 80 минут из 120, посвящен взрослению Марии-Антуанетты и завершается рождением первенца. Второй же связан со зрелостью героини. Такое деление подчеркивается различными аудиовизуальными средствами, речь о которых пойдет ниже.

 

Локации: Версаль, Парижская опера и другие подлинные объекты

Локации: Версаль, Парижская опера и другие подлинные объекты / Кадр из фильма «Мария-Антуанетта»Кадр из фильма «Мария-Антуанетта»

«Мария-Антуанетта» входит в весьма ограниченный список фильмов, для которых целый ряд крупнейших исторических объектов пошел на уступки. Несмотря на стилизованный характер картины, для ее съемок свои двери открыли французские Версальский дворец, Парижская опера, усадьба Во-ле-Виконт, резиденция Шантийи и отель Субиз, а также венский дворцовый комплекс Бельведер. Чтобы не закрывать популярные туристические места, группа работала в ограниченные сроки, например, в Версале — только по понедельникам и в ночи на вторники. Это отразилось на графике — съемки фильма растянулись на четыре месяца, заняв январь-апрель 2005 года.

 

Визуальное решение: высокий ключ, симметрия и живопись рококо

Визуальное решение: высокий ключ, симметрия и живопись рококо / Кадры из фильма «Мария Антуанетта»Кадры из фильма «Мария Антуанетта»

Комплекс визуальных средств, к которым обращается Коппола, заставляет говорить о ее фильмах как о сновидениях, зрелищах, в которых реальность кажется зыбкой, уступая место дремотному вымыслу. Концепцию эту можно проследить и в «Марии-Антуанетте». Например, в работе со светом. Значительная часть фильма снята в высоком ключе, за счет чего изображение становится ярким, мягким и почти лишенным теней.

Кадры из фильма «Мария Антуанетта»Кадры из фильма «Мария Антуанетта»

Также сновидческий характер действию придает повторение излюбленных Копполой кадров, в которых камера устремлена на солнце или где камера находится по ту сторону от героя, подолгу смотрящего за окно.

Визуальное решение: высокий ключ, симметрия и живопись рококо / Кадры из фильма «Мария Антуанетта»Кадры из фильма «Мария Антуанетта»

Один из центральных конфликтов фильма — энергичная натура Марии-Антуанетты и жестко регламентированный порядок жизни французского двора — усиливается мизансценированием и движением камеры. Многие сцены во дворе — это общеплановые симметричные композиции, снятые статичной или плавно наезжающей или отъезжающей камерой (нельзя не заметить, что подобное решение могло быть подсказано кубриковским «Барри Линдоном»). Тогда как в эпизодах «вечеринок» королевы и бал-маскарада используется свободная ручная камера, погружаемая в толпу героев. Рефреном, знаменующим этапы в жизни героини, служат схожие кадры застолий и проходов по дворцу.

Визуальное решение: высокий ключ, симметрия и живопись рококо / Картина Жан-Оноре Фрагонара (сверху) и Жак-Луи Давида (снизу) и кадры из фильма «Мария-Антуанетта»Картина Жан-Оноре Фрагонара (сверху) и Жак-Луи Давида (снизу), кадры из фильма «Мария-Антуанетта»

Цветовое решение картины было подсказано живописью эпохи рококо, вроде полотен Антуана Ватто, Франсуа Буше и Жан-Оноре Фрагонара, и неоклассицизма в духе Жак-Луи Давида, а также панк-культурой 70-х. Отсюда в фильме постоянный контраст мягких пастельных тонов (бледно-розового, светло-голубого), чистых (насыщенные белый и красный) и кричащих (ярко-розовый или канареечно-желтый). Первые доминируют в начале истории, уступая место вторым и третьим ближе к середине, а к финалу начинает преобладать менее насыщенная и более темная, мрачная палитра.

Визуальное решение: высокий ключ, симметрия и живопись рококо / Титры фильма «Мария-Антуанетта» и обложка альбома Sex Pistols «Never Mind the Bollocks»Титры фильма «Мария-Антуанетта» и обложка альбома Sex Pistols «Never Mind the Bollocks»

Также необходимо сказать о титрах фильма. Проводя параллели между эпохой рококо и зарей панк-рока, Коппола сделала титры стилизованными под шрифт с обложки классического альбома Sex Pistols «Never Mind the Bollocks» авторства художника-бунтаря Джейми Рейда.

 

Костюмы, обувь и тортики

Кадр из фильма «Мария-Антуанетта»Кадр из фильма «Мария-Антуанетта»

Художником по костюмам фильма выступила, пожалуй, главный в Голливуде специалист по эпохе рококо Милена Канонеро. К тому моменту на ее счету уже был «Оскар» за работу над «Барри Линдоном», а «Мария-Антуанетта» принесла ей еще одну статуэтку. Как отмечает Канонеро, фильм изначально задумывался не как историческая постановка в академическом духе, а как взгляд на XVIII век из XXI века. Это определило условность подхода — художник брала из эпохи то, что лучше работало на концепцию картины, и творчески переосмысливала необходимое, позволяя себе пренебрегать историческими реалиями.

Костюмы, обувь и тортики / Кадр из фильма «Мария-Антуанетта»Кадр из фильма «Мария-Антуанетта»

От моды рококо были сохранены подлинный крой и легкие фактуры, обилие кружев, лент и общее изящество костюма, но от излишней избыточности в отделке было решено отказаться. Также иногда создавались сочетания цветов, которые в действительности не использовались. Общее цветовое решение костюма с доминированием пастельных тонов и нетипичных для эпохи фуксии, мадженты и ярко-желтого было подсказано двумя источниками. Во-первых, конечно же, живопись эпохи рококо. Вторым источником было… миндальное печенье макарон, обычно имеющее светло-радужные расцветки.

Костюмы, обувь и тортики / Кадр из фильма «Мария-Антуанетта»Кадр из фильма «Мария-Антуанетта»

Всего для фильма было изготовлено несколько сотен костюмов, данные об их общем количестве разнятся. Но, как минимум, художники одевали около трехсот актеров массовых сцен, тридцать основных исполнителей имели от пяти-шести нарядов, а сыгравшая главную роль Кирстен Данст сменила порядка семидесяти костюмов. Надо заметить, что каждое платье в зависимости от материала и наполнения весило от семи до десяти килограммов.

Костюмы, обувь и тортики / Кадры из фильма «Мария-Антуанетта»Кадры из фильма «Мария-Антуанетта»

Костюмы в фильме служат важным маркером эволюции героини. В начале картины, когда Мария-Антуанетта предстает 14-летней наивной девушкой, ее одежда в светло-голубых оттенках не изобилует лишними деталями, соответствуя простоте образа. Далее ее витальность, жизнелюбие и энергия молодости подчеркиваются более пышными, изысканными и яркими нарядами. Во втором акте фильма, когда героиня пробует найти умиротворение на ферме, а затем приближается к трагическому финалу, костюмы вновь становятся проще — появляются легкие платья пасторальной моды и траурно-черные. Кстати, черные костюмы героини всегда отмечают определенный рубеж в развитии ее характера, будь то первая встреча будущего любовника, похороны ребенка или известие о революции.

Костюмы, обувь и тортики / Кадры из фильма «Мария-Антуанетта»Кадры из фильма «Мария-Антуанетта»

Коллекция обуви из более ста пар была изготовлена испанским дизайнером Маноло Бланик, известным мастером сочетания авангардных элементов с классическими. В своей работе Бланик опирался на реальную обувь французского двора, в том числе — и туфли Марии-Антуанетты, хранящиеся в лондонском музее Виктории и Альберта. Как итог, в оформлении обуви присутствуют вышивка, банты, мех, кристаллы и драгоценные камни, а в цветовом плане преобладают розовый, желтый и синий — любимые цвета самой королевы. Единственная обувь в фильме, не принадлежащая Бланику — появляющиеся в одном коротком кадре лиловые кеды Converse. Очередное смелое решение, призванное установить связь между королевой-подростком и современными тинейджерами.

Костюмы, обувь и тортики / Кадры из фильма «Мария-Антуанетта»Кадры из фильма «Мария-Антуанетта»

И еще пара важных деталей. Прическам в фильме уделялось настолько большое внимание, что группа даже шутила, что съемочный график зависит от волос Кирстен Данст больше, чем от светового дня. Дело в том, что прически, которые в духе эпохи рококо были самыми невозможными, приходилось переделывать по несколько раз за смену, и каждый раз это занимало до полутора часов. Кондитерские изделия, которых в фильме огромное количество, вызывали не меньше трудностей. Сложные торты, выпечка, пирожные и прочие изыски изготавливались французской фирмой Ladurée в ежедневном режиме для каждой смены по-новому.

 

Музыка: от панк-рока до барокко


Сцена из фильма «Мария-Антуанетта»

Но, пожалуй, главное, чем шокировала зрителей «Мария-Антуанетта» — это саундтрек. Приближая историю к нашим дням, Коппола использовала в фильме треки поп- и рок-групп «новой волны» и «новой романтики» 80-х — от The Cure до New Order — а также более молодых исполнителей, вроде Aphex Twin и The Strokes. По словам музыкального продюсера фильма Брайана Рейтцеля, песни отбирались на протяжении длительного времени с исключительной тщательностью, чтобы идеально попадать в настроение той или иной сцены. Особенно смелым было решение сцены танцев на балу под панк-экспериментаторов Siouxsie and The Banshees (позже по той же тропе пошел Баз Лурман, сопроводив в «Великом Гэтсби» ревущие 20-е Ланой Дель Рей, Бейонсе, Ферги и The xx). Впрочем, дабы сгладить шикорующий эффект, в картине использовалась и более аутентичная музыка — композиции автора эпохи барокко Жан-Филиппа Рамо.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *