Драматургия: мелодрама с открытым финалом и «без сюжета»
Клод Лелуш
Красивые сорокалетние герои с похожими судьбами (оба — вдовцы с детьми-школьниками) и небанальными профессиями (он — автогонщик, она — ассистент кинорежиссера) встречают друг друга. Происходит это благодаря упомянутым выше обстоятельствам — а именно потому, что оба сдали отпрысков в пансион во избежание простоев в своей интересной для зрителя и кинокамеры трудовой деятельности. Согласно мелодраматическим законам, персонажам приходится пройти через цепь препятствий на пути к личному счастью. К слову, их не так уж много, поэтому большую часть экранного времени занимают поэтизированные или псевдодокументальные сцены из «обычной жизни», создающие иллюзию той самой бессюжетности и импровизационности.
Собственно преградами на пути к хэппи-энду выступают расстояния (Монте-Карло — Париж / Париж — Довиль), которые рыцарь-автогонщик самоотверженно и успешно преодолевает ради встречи с возлюбленной прекрасной дамой, и прошлое, с которым все чуточку сложнее. Вопреки сильному новому чувству, героиня не может забыть покойного мужа-каскадера (снова интересная профессия!), а ее метания к концу фильма держат в подвешенном состоянии как заглавного персонажа Мужчину, так и зрителя. Сцена на вокзале оставляет вопрос «Будут ли влюбленные вместе?» нерешенным, обеспечивая Лелушу едва ли не первый в истории мелодраматического полного метра открытый финал и задел для сиквела, который изобретательный режиссер через 20 лет и снимет.
Кастинг: Трентиньян, Эме и Форд Мустанг
Актер согласился участвовать в новаторской мелодраме после первого же звонка, когда та существовала еще только на уровне идеи. С поиском исполнительницы главной женской партии дела обстояли несколько сложнее. Первая претендентка — Роми Шнайдер на встрече с Лелушем в пух и прах раскритиковала его предыдущие работы и отказалась от сотрудничества. Рассказывая об этом поражении Трентиньяну, режиссер обмолвился, что теперь видит в роли Анн любимицу Феллини Анук Эме, которая — бинго! — оказалась близкой подругой Жана-Луи. После переговоров с общим агентом дружественных актеров Жераром Лебовичи, «выбившим» для звезд гонорар 50 000 франков каждому, экранная пара Эме/Трентиньян была утверждена.
Кастинг Эме / Трентиньян
Оставалось найти исполнителя на третью главную роль — автомобиль известной марки. Здесь Лелушу, получившему отказ практически от всех крупных автопроизводителей, но не отчаявшемуся, снова помогла удача. Совершенно случайно он познакомился с владельцем компании «Форд Франс», который оказался большим поклонником Мориса Трентиньяна и сам вызвался предоставить фильму с участием племянника знаменитого автогонщика Форд Мустанг — модель, вдохновленную Астон Мартином Агента 007, а потому популярную и киногеничную.
Локации: Довиль, Париж и Монте-Карло
— Отвернувшись, я потерял женщину из виду. И все же и она, и ее ребенок со мной, пока я иду к машине. Я представляю себе, как одинок ребенок в религиозном пансионе, затерянном в нормандской глуши. Я представляю себе отчаяние его матери, которая после слишком короткого уикенда вынуждена покинуть ребенка, чтобы вернуться в Париж. Я устало сажусь в «Мерседес», достаю из бардачка блокнот и начинаю писать. Слова приходят сами, словно под диктовку. Это история двух одиноких людей. Секретарши кинорежиссера, чей муж, каскадер, погиб. Разведенного мужчины, автогонщика, влюбленного в свою машину. У нее девочка, у него мальчик. Оба ребенка почти ровесники и воспитываются в интернате в Довиле. Родители встречаются через посредничество детей. Таково начало любовной истории в приглушенном звучании, на фоне кино и автомобильных гонок, — пишет режиссер в своей автобиографии «Баловень судьбы».
Визуальное решение: эклектизм и клиповый монтаж
Кадр из фильма «Мужчина и женщина»
Вовсе не глубокомысленными мотивами объясняется и эксперимент с сочетанием цветной и черно-белой пленки, на который режиссер пошел из-за нехватки денежных средств и понимания, что эстеты смогут разглядеть в этом оригинальный художественный прием. Искренний же полет фантазии Лелуш продемонстрировал в операторской работе.
С тех пор, как побывал на площадке у Калатозова, он убежден, что главное действующее лицо фильма — это камера. Потому в «Мужчине и женщине» режиссер совместил как разные форматы съемки (8, 16 и 32 мм), так и все известные виды ракурсов и планов.
Подлинное новаторство автор проявил на уровне энергичного монтажа (в основном по принципу смыслового сопоставления), в дальнейшем ставшего символом клиповой эстетики. Собственно, по этой причине картину порой иронично называют длинным рекламным роликом или музыкальным видео. Последняя точка зрения не так уж и безосновательна.
Саундтрек: Лэй, Самба, сама жизнь
На помощь ему пришел композитор-аккордеонист Франсис Лэй, написавший главные рефрены фильма Plus Fort Que Nous (сэмпл из нее в свое время использовал Джей-Джей Йоханссон) и Un homme et une femme (знаменитая «вабадабада», переведенная, в частности, и на русский язык). Внес свою лепту также актер и автор песен Пьер Бару, сочинивший и исполнивший в роли мужа-каскадера номер Samba Saravah. Последний, к слову, можно считать оригинальным примером мизанабима — своего рода «мюзиклом внутри фильма», который на уровне эстетики будто бы передает привет вышедшим двумя годами ранее «Шербурским зонтикам» Жака Деми.
Если музыкальность сообщает происходящему на экране изрядную степень условности, то многочисленные шумы и звуки (рев автомобильных моторов, сигналы корабля, телефонные звонки, пение птиц, лай собак и сводки новостей по радио и ТВ) придают реалистичность и ту самую поэтичную документальность в отображении движения жизни. Звуковое оформление помогает Лелушу выразить и внутренние переживания героя, свидетельство чему закадровый монолог Жан-Луи Дюрока, который мчится из Монте-Карло в Париж на встречу к возлюбленной. Именно эта сцена, сделавшая Трентиньяна образцом настоящего мужчины для множества советских (и российских) женщин, станет лучшим завершением нашего обзора.