Создание
Сегодня это трудно представить, но на запуск фильма у режиссера Роберта Земекиса и сценариста Боба Гейла ушло несколько лет. Написанную в 1981 году фантастическую историю о путешествии тинейджера во времена юности своих родителей отклонили сорок различных продюсеров. Впрочем, возможно оно и к лучшему — встречая отказы, авторы доводили сценарий до ума (например, изначально перемещаться во времени герой должен был с помощью холодильника), а заодно набивали руку в кинопроизводстве (Земекис в ожидании запуска «Назад в будущее» снял успешный «Роман с камнем»). В итоге проект поддержал Стивен Спилберг, предложивший услуги собственной компании Amblin Entertainment, а также привлекший Universal Pictures.
Съемки картины начались в ноябре 1984 года, однако спустя пять недель, когда была готова треть материала и истрачена пятая часть бюджета, приостановились. Отобранный на главную роль Эрик Штольц очевидно казался слишком зрелым и неубедительным для витального старшеклассника. Необходимости искать замену не было, поскольку Майкл Дж. Фокс изначально планировался на роль Марти Макфлая. Но Земекису пришлось включить все свои дипломатические способности, дабы уговорить продюсеров телесериала «Семейные узы», звездой которого являлся актер, чтобы ему позволили параллельно сниматься в кино. В итоге на протяжении четырех месяцев Фокс работал в режиме нон-стоп, днем играя в сериале, а вечером, ночью и по выходным — у Земекиса. Благо большая часть натурных съемок проходила в Лос-Анджелесе и его окрестностях, а павильонных — на студии Universal.
Продакшн завершился в апреле 1985 года, а монтаж, визуальные эффекты, запись звука и музыки успели уложить в два месяца. Уже тестовые просмотры показали, что картину ждет успех. В итоге фильм почти три месяца держался на первой строчке кассовых сборов в США, стал самой кассовой картиной года, а также ключевым явлением кинематографа 80-х.
Локации и декорации
Локации для фильма были найдены в Лос-Анджелесе и городах неподалеку. Экстерьеры домов большинства героев снимались в Пасадене, школа Хилл-Вэлли — в Уиттиере, а ферма Пибоди, где «приземляется» Макфлай в 1955 году — в Ньюхолле. Поскольку городов, сохранивших должным образом облик 50-х, в США почти не осталось, на территории Universal была сооружена декорация улиц и домов Хилл-Вэлли, ставшая одной из самых серьезных статей расходов. Художник-постановщик Лоуренс Дж. Полл для достоверной работы черпал вдохновение в сотнях фотографий и десятках фильмов рубежа 40-50-х годов. Для ретро сцен декорация выглядела «красивой и новой», а для современных была специально состарена. Знаменитое здание суда, в которое в финале бьет молния, возводить не пришлось (если не считать пристройки фронтона и часов) — его сделали на студии еще после войны, и с тех пор оно успело засветиться в ряде других картин вроде «Пришельца из космоса», «Убить пересмешника» и «Гремлинах».
Костюмы, грим и DeLorean
Из-за ограничений по бюджету почти все костюмы героев фильма были найдены на складе Universal. При подборе художник Дебора Линн Скотт (позже она получит «Оскар» за «Титаник») для максимально сильного эффекта узнавания пыталась создать некую квинтэссенцию моды 50-х годов. Скотт признавалась, что современные костюмы подобрать было сложнее, поскольку слишком широко поле для выбора. На ставшем знаковым костюме Марти Макфлая — синие джинсы с подтяжками, белые кроссовки Nike, светлая клетчатая рубашка и красный жилет — художник остановилась благодаря яркому, но в то же время приятному и простому сочетанию цветов и фактур.
Большую роль в картине играет и грим. Земекис не хотел задействовать разных актеров для одних и тех же героев с разницей в 30 лет. Поэтому исполнители ролей родителей Криспин Гловер и Лиа Томпсон, а также Томас Ф. Уилсон (всем было не больше 25 лет) для современных сцен провели порядочное количество часов в гримерном кресле. Над пластическим гримом работал художник Кен Чейс, успевший до этого номинироваться на «Оскар» за «Цветы лиловые полей» Спилберга. Что интересно, прибавляя актерам по три десятка, Чейс почти угадал их реальные возрастные изменения.
Что касается главного транспортного реквизита фильма, машины времени, то тут авторы поступили достаточно просто. Взяли спорткар DeLorean DMC-12, который как раз выпускался в 1981-83 годы, и на основании эскизов Рона Кобба добавили к нему «ядерный ректор» (в действительности — элемент кузова Dodge Polara 60-х годов), да детали, найденные на свалках и в магазинах поддержанных электротоваров. В остальном блестящая обшивка, двери типа «крыло чайки» и необычный внешний вид с четкими линиями делали автомобиль сам по себе достаточно футуристичным. Разработкой дизайна руководили Майкл Шефф, пять-шесть человек во главе с Кевином Пайком занимались сборкой и еще столько же отвечали за электронику. Всего на съемках было задействовано три экземпляра DeLorean: основной — для большинства сцен, другой — для выполнения трюков, третий — для комбинированных съемок. Также было сделано несколько уменьшенных макетов, снимавшихся в сценах полетов на фоне хромакея.
Визуальное решение
Перед оператором картины Дином Канди (снял «Хэллоуин», «Парк Юрского периода» и остальные части «Назад в будущее») стояла задача визуально разграничить современность и 50-е годы. Чтобы придать прошлому ностальгическую атмосферу Канди подбирал теплые цвета, использовал мягкий свет и гелевые фильтры. При съемках сцен 80-х годов свет делался более резким и холодным, а палитра цветов подбиралась темная и контрастная. Также современность выделялась добавлением дыма и темных блестящих поверхностей вроде мокрого асфальта.
Спецэффекты
Спецэффектов в картине по сегодняшнем меркам очень немного. В трюковых эпизодах, например, погоне на самодельном скейтборде, было задействовано около дюжины каскадеров. Одна из самых примечательных в этом плане сцен — с гигантским гитарным динамиком. Для его взрыва внутри конструкции помещалась пиротехника, а рядом стояли воздуходувки для создания эффекта удара воздушной волной. При взрыве каскадер отлетал от динамика с помощью тросов.
На этапе пост-продакшна всего за два месяца компания Джорджа Лукаса Industrial Light & Magic сделала три десятка визуальных эффектов, касавшихся молнии, полета и перемещения DeLorean во времени, исчезновения изображения на фотографии и других деталей. Земекис принципиально не хотел показывать прыжок во времени как некий процесс — это действие должно было происходить мгновенно — но некая подготовка к перемещению была необходима. В ILM предложили оригинальное решение — неоновые вспышки вокруг автомобиля и также огненные следы. Первое (как и молния, ударяющая в часы) было сделано на компьютере, а второе — с помощью горючей смеси, которую разливали на площадке и поджигали вручную.
Музыка
Лейтмотив «Назад» в будущее», вероятно, один из самых известных из когда-либо написанных в Голливуде наряду с мелодиями «Звездных войн» и
«Челюстей». Его авторство принадлежит Алану Сильвестри, постоянному композитору Земекиса со времен «Романа с камнем». Сильвестри долгое время не знал, какая бы музыка могла подойти молодежной фантастической картине, и был несколько удивлен, когда Стивен Спилберг предложил поработать в торжественно-эпическом ключе. Чутье как обычно не подвело Спилберга — он задал Сильвестри необходимое направление. Композитора так захватил пышный дух собственного произведения, что для записи он задействовал девяносто восемь человек — большего оркестра павильон звукозаписи Universal не знал. Торжественный настрой своей музыки Сильвестри предложил сбалансировать более легкими поп-рок хитами, в том числе
The Power of Love и
Back in Time Хью Льюиса и группы The News.
Для одной из самых знаменитых сцен фильма, исполнения на танцах песни Johnny B. Goode, немного умевший играть на гитаре Фокс брал уроки у рок-музыканта Пола Хэнсона. Естественно, игра актера не использовалась в фонограмме, но необходимо было добиться достоверной имитации. Тут же добавим, что эксцентричные движения Фокса на сцене разрабатывались специально приглашенным хореографом, и включали знаменитые элементы сценического поведения рок-звезд: Чака Берри, Джимми Хендрикса, Пита Таунсенда из The Who и Ангуса Янга из AC/DC. Удивительно, что Земекис хотел из финального варианта картины эту сцену вовсе вырезать, но тестовые просмотры показали, что она вызывает наиболее живой отклик у зрителя. Время это подтвердило.