Запуск: драматургия, нарушение табу и трехактовая структура
На съемках фильма «Охотник на оленей» (1978) / Фото: Universal Pictures
«Охотник на оленей» стал одним из крупнейших детищ компании EMI, которая в конце 1960-х годов, помимо работы в области музыки и звукозаписи занялась. еще и кинопроизводством. В середине 70-х продюсированием новых картин в компании занялись Барри Спайкинз и Майкл Дили. Их-то и привлек сценарий «Человек, который пришел поиграть», посвященный мужчинам, отправляющимся в Лас-Вегас развлечься игрой в русскую рулетку. Однако при наличии оригинальной идеи сценарий показался авторам не полным и недостаточно острым. Для доработки были привлечены Дерик Уошберн и Майкл Чимино. Последний должен был заняться и постановкой — Дили находился под впечатлением от режиссерского дебюта Чимино «Громила и скороход». В процессе работы над текстом авторы друг с другом переругались, но так или иначе за шесть недель сценарий сделали. И выделить у него стоит, как минимум, две особенности.
Кадр из фильма «Охотник на оленей» (1978) / Фото: Universal Pictures
Если продюсерам в оригинальной идее не хватало остроты, то Чимино и Уошберн ее действительно добавили. По сути, они нарушили негласное табу на тему войны во Вьетнаме. Хотя США участвовали в конфликте с середины 60-х годов, в кинематографе эта тема никак не отражалась. При этом авторы фильма рисковали не только быть подвергнутыми критике, но и провалиться, поскольку существовало убеждение, что «ни один американец не захочет смотреть кино про Вьетнам». И тут своего рода способ перестраховки был заложен в структуре драматургии. По ней отчетливо видно, что это картина не только про Вьетнам, но и про обычных американцев.
На съемках фильма «Охотник на оленей» (1978) / Фото: Universal Pictures
«Охотник на оленей» четко делится на три акта. Акты примерно равны и каждый длится около часа. Первый можно считать растянутой экспозицией. Мы знакомимся с героями, их характерами, а также их образом жизни. Потомки русских эмигрантов живут в промышленном городе Клэртон на западе Пенсильвании. Они отмечают два события: свадьбу, занимающую половину акта, и призыв на войну. Среди способов празднования — охота на оленя с целью убийства одним выстрелом, одна из главных метафор фильма.
Во втором акте действие переносится во Вьетнам. Центральным эпизодом здесь становится игра в русскую рулетку — еще одна ключевая метафора картины. Наконец, третий акт посвящен долгому возвращению героев домой. И здесь повторяется и охота на оленя, и игра в русскую рулетку, но и то и другое действие приобретают иную окраску.
Кадр из фильма «Охотник на оленей» (1978) / Фото: Universal Pictures
Столь четкое деление на три акта, вкупе с внушительным 3-часовым хронометражем (что было предметом отдельных споров перед релизом) призваны создать ощущение эпической формы. Тому же служат эпохальные исторические события, в которые вписаны судьбы простых людей. По сути, перед нами кинематографический аналог того, что в литературе принято называть «великим американским романом». Заметим, что сам Чимино говорил, что для него не важна была политическая острота картины. Вьетнамская война была выбрана лишь потому, что на ее фоне с особой силой и драматизмом можно было говорить о «травме, которую обычным людям наносят катастрофические события».
Кастинг: звезды, непрофессионалы и самая сложная роль Роберта Де Ниро
На съемках фильма «Охотник на оленей» (1978) / Фото: Universal Pictures
«Охотник на оленей» — картина многофигурная, и было важно собрать правильный актерский ансамбль. Майкл Дили считал, что на главную роль необходим актер калибра Роберта Де Ниро. Сначала был утвержден сопостовимый в те годы по популярности с Де Ниро Рой Шайдер. Однако из-за творческих разногласий он из проекта выбыл. И тогда авторы обратились непосредственно к Де Ниро. Актер моментально включился в работу над ролью, и в том числе много времени провел, общаясь со работягами-сталелитейщиками, подобными его герою.
Кроме того, Де Ниро привел за собой ряд остальных актеров, в том числе Мэрил Стрип и Джона Казале. Для последнего работа в фильме оказалась финалом карьеры, так как в момент съемок он уже был тяжело болен раком (о чем знал только Чимино). Под Казале специально был изменен съемочный график — сцены с ним снимались первыми.
Кадр из фильма «Охотник на оленей» (1978) / Фото: Universal Pictures
Также в картине приняло участие много непрофессиональных актеров, в том числе русские иммигранты и тайцы в ролях вьетнамцев (в особо массовых сценах количество статистов достигало шести тысяч человек, причем они согласились участвовать в картине бесплатно).
Но вообще с тайцами было местами сложно. Сначала никак не удавалось подобрать исполнителей на роли очевидных злодеев. Но и тем, кого нашли, в картине было трудного играть, поскольку для убедительности им было необходимо по-настоящему бить по лицу других актеров, в том числе Роберта Де Ниро и Кристофера Уокена. За каждым ударом следовала пауза, поскольку тайцам было необходимо принести партнерам извинения.
Одному из непрофессионалов вовсе досталась весьма значимая роль — Чака Эспергена заметили на сталелитейном заводе в Чикаго, и он показался Чимино и Де Ниро настолько колоритным, что мужчине предложили сняться в картине.
Кадр из фильма «Охотник на оленей» (1978) / Фото: Universal Pictures
Роберт Де Ниро впоследствии признавал, что роль в «Охотнике на оленей» была одной из самых сложных в его карьере. Начать с того, что вместе с Кристофером Уокеном и Джоном Сэвэджем в сцене плена ему приходилось сидеть в воде во вполне реалистичной бамбуковой клетке для пленных и терпеть крыс и москитов. Кроме того, весь период съемок военного акта актеры не мылись и не меняли одежду — об этом попросил Чимино, чтобы исполнители вжились в образы и достовернее выглядели на экране. Сцену русской рулетки Де Ниро также называет среди сложнейших для себя из-за сильнейшего эмоционального напряжения во время съемок.
Вместе с Сэвэджэм Де Ниро самостоятельно выполнял трюк с полетом на вертолете на высоте 30 метров и последующим прыжком. За два дня съемок этой сцены актерам пришлось прыгать в воду с 10 метровой высоты пятнадцать раз. Причем в финальный вариант сцены вошли кадры, где съемочная группа допустила ошибку с веревками, что едва не стоило актерам жизни. Зато получилось достаточно эмоционально для финального монтажа.
Локации: одноэтажная Америка и Вьетнам в Таиланде
Кадр из фильма «Охотник на оленей» (1978) / Фото: Universal Pictures
Съемки фильма заняли шесть месяцев и начались в июне 1977 года. Изначально предполагалось уложиться в меньший срок, но перфекционизм Чимино привел к тому, что сцены порой снимались в два раза дольше положенного (благодаря этому и бюджет картины вырос в два раза — с $7 млн до $14 млн). Принципиальным условием режиссера был отказ от павильонов и максимально возможная работа на натуре и настоящих объектах.
Сначала снимались «американские» эпизоды. Характерная провинциальная промышленная Америка в действительности «собиралась» из девяти разных городов в четырех штатах. Части городка Клэртона нашли в Западной Вирджинии (Уиртон и Фолансби), Пенсильвании (Питтсбург, Маккиспорт и настоящий Клэртон), Огайо (Кливленд. Стьюбенвилл, Минго Джанкешн и Струтерс). Главная доминанта города — сталелитейный завод, и он также создавался с помощью кадров из разных мест. Один из самых примечательных объектов картины — православный храм. Это Собор святителя Феодосия Черниговского в Кливленде.
Помимо реальных объектов, некоторые возводились на месте съемок. Например, дом главного героя. Его сделали с передвижными стенами и потолком, что сильно облегчило работу операторской группы со световыми приборами. Чимино хотел по-новому раскрыть американскую природу в кадре. Поэтому для эпизодов охоты были выбраны живописные районы близ горы Бейкер в штате Вашингтон.
На съемках фильма «Охотник на оленей» (1978) / Фото: Universal Pictures
Вьетнамские эпизоды снимались в Таиланде. В том числе столицей Южного Вьетнама Сайгоном стал Бангкок. Над военными сценами группа работала в провинции на западе Таиланда Канчанабури буквально посреди диких джунглей. Эпизоды на реке, в том числе игра в русскую рулетку в хижине во вьетнамском плену были сняты на реке Квай. Съемки проходили в сезон дождей и уровень реки постоянно сильно менялся. Поэтому хижина была сделана плавучей на реке, а не была установлена на берегу, откуда ее могло смыть.
Примечательно, что из-за нестабильного положения в регионе в момент съемок группу сопровождала вооруженная государственная охрана, а у Чимино и Де Ниро и вовсе были личные телохранители.
Визуальное решение: создание осени летом, естественный свет и военный документализм
Кадр из фильма «Охотник на оленей» (1978) / Фото: Universal Pictures
Оператор картины Вилмош Жигмонд (он вскоре после съемок получил «Оскар» за «Близкие контакты третьей степени», а спустя год номинировался за «Охотника на оленей») рассказывал, что одна из самых больших сложностей на картине для него была связана с тем, что фильм снимался летом, тогда как по сюжету авторам было необходимо скорее осеннее, холодное и дождливое настроение. Это достигалось целым набором средств.
Прежде всего, снимая город, авторы искали такие точки, где в кадр попадало бы как можно меньше растений. Деревьям и траве придавали более унылый осенний вид, в том числе с помощью краски — зеленый цвет заменялся «калифорнийским коричневым». Улицы перед съемкой специально поливались водой, что придавало эффект холода. При этом фильтры Жигмонд предпочитал не использовать, чтобы не жертвовать экспозицией.
Кадр из фильма «Охотник на оленей» (1978) / Фото: Universal Pictures
Фильм снимался на анаморфотные объективы, что помогло подчеркнуть масштаб событий, перевести их в «регистр почти мифологических». Любопытно, что одним из самых любимых Чимино объективов был 30мм. В том числе с ним сняты многие портреты, например, в сцене русской рулетки в плену. По мнению режиссера, такой объектив способен одновременно дать выразительный портрет и вписать героя в пространство.
Кадр из фильма «Охотник на оленей» (1978) / Фото: Universal Pictures
Выстраивая цветовое решение американских сцен, авторы делали в экстерьерных сценах доминирующим цветом холодный синий, а в интерьерных — теплый коричневый. Так Жигмонд хотел создать ощущение противопоставления пространств. В ряде сцен намеренно сделан контраст холодных уличных тонов и теплых интерьерных. Например, в сцене свадьбы, где в кадре часто присутствуют оконные проемы.
Кадр из фильма «Охотник на оленей» (1978) / Фото: Universal Pictures
В плане света Жигмонд стремился к максимальному реализму. Поэтому оператор по возможности старался обходиться натуральным светом или бытовыми источниками. Одной из необычных проблем, связанных со светом, Жигмонд называет съемку на сталелитейном заводе. Расплавленная сталь давала слишком большое количество света, из-за чего было трудно соблюсти баланс экспозиции в кадре и добиться того, чтобы остальные части в кадре не уходили в тень. Так что для сцен на заводе как раз понадобилось использовать много дополнительных источников освещения.
На съемках фильма «Охотник на оленей» (1978) / Фото: Universal Pictures
От вьетнамских эпизодов Жигмонд хотел добиться эффекта грубого документализма и едва ли не испорченной пленки. Одним из способов достичь этого было недоэкспонирование на два стопа. Также, обрабатывая пленку, Жигмонд добивался того, чтобы было меньше деталей в тенях и больше зерна. Военные сцены снимались зачастую с рук.
Для эпизодов «тюрьмы» камера почти что находилась в воде. Оператор снимал или с рук, находясь по шею в воде, или со специальной плавучей платформы. При этом сцены русской рулетки снимались с долли — более стабильный, но подвижный кадр, по мнению Чимино и Жигмонда способствовал большему нагнетению напряжения.
Релиз и роковой успех
На съемках фильма «Охотник на оленей» (1978) / Фото: Universal Pictures
Помимо съемок любопытны и обстоятельства релиза «Охотника на оленей». Выход картины сопровождался протестами из-за того, как в ней показана война во Вьетнаме. Причем поводы для недовольства находили как сторонники войны, так и ее противники. Ленту даже пришлось убрать из основного конкурса Берлинского кинофестиваля в связи с бойкотом советской делегации и некоторых членов жюри. Впрочем, вместе с триумфом на «Оскаре» (девять номинаций и пять наград, в том числе главная) это только подогрело к ленте интерес.
В итоге картина даже успешно прошла в прокате, в чем были большие сомнения не только из-за специфичности темы, но и из-за трехчасового хронометража. Таким образом, «Охотник на оленей» принес огромный успех своему создателю Майклу Чимино. Но успех сыграл с ним злую шутку. Чимино настолько привык к режиссерскому господству в создании фильма, что следующую картину, «Врата рая», снимал с совсем уж колоссальными издержками. Однако этот фильм с треском провалился. Заодно он похоронил кинокомпанию United Artist, поставил крест на эпохе «нового Голливуда» и едва не оборвал карьеру Чимино. В дальнейшем он снял еще четыре картины, но по большому счету остался режиссером одного фильма.
Обложка: кадр из фильма «Охотник на оленей» (1978) / Universal Pictures