Литературная основа
Фильм является киноадаптацией повести Стивена Кинга «Рита Хэйворт и спасение из Шоушенка» о банкире Энди Дюфрейне, попавшем в тюрьму по несправедливому обвинению в убийстве, и сумевшем бежать. Характерные черты стиля самого экранизируемого писателя наших дней здесь налицо. Краткие, но емкие диалоги, ясно очерченные характеры, архетипичные персонажи, обращение к потаенным страхам и сомнениям аудитории, многослойность и жизнеутверждение – это все от Кинга. В то же время надо отдать должное режиссеру Фрэнку Дарабонту, написавшему сценарную адаптацию. Внося необходимые правки в первоисточник, он сделал, кажется, невозможное – улучшил Стивена Кинга.
Структура
Фильм имеет простую и одновременно специфическую драматургическую структуру, близкую к новеллистической. И хотя деление на условные главы не сопровождаются названиями, как, скажем, в киноальманахах или в «Криминальном чтиве», оно очевидно. Магистральный сюжет, – путь главного героя к освобождению, – раскрывается в ряде небольших, следующих одна за другой и имеющих свою интригу, историй: убийство и суд, первый день, а затем первые годы в тюрьме, освобождение старика Брукса и т.д. Каждая из этих новелл имеет ключевые драматургические элементы, в т.ч. завязку, развитие и кульминацию. Знаменуется разделение обычно затемнением, причем, как правило, оно следует за сценами к тюремной камере. Плюс такой структуры состоит в том, что она концентрирует действие и помогает удерживать внимание зрителя – история, рассказанная от начала до конца за 15-20 минут, легко воспринимается, и, вместе с тем, раскрывает часть основной, большой истории.
Закадровый голос
Использование закадрового голоса в кино, как известно, не приветствуется. По общему мнению, это слишком простой прием, противоречащий самой природе кино, которая требует не проговаривания действия, а его изображения. Тем не менее, в «Побеге из Шоушенка» Дарабонт, вдохновленный «Славными парнями» Мартина Скорсезе, сделал закадровый комментарий Моргана Фримена принципиально важным элементом. Он выполняет сюжетообразующую функцию (собственно, вся история подается увиденной глазами героя Фримена), а также задает новеллистическую структуру и ритм действия. Чтобы сочетание закадрового голоса и изображения было идеальным, текст Фримена был записан перед съемками и потом проигрывался на площадке. Правда, на постпродакшне во время монтажа звука на фонограмме обнаружили посторонний фон, из-за чего Фримену пришлось все записывать еще раз. Поскольку оригинальный вариант необходимо было воспроизвести в точности, перезапись заняла три недели (!!!) вместо первоначальных 40 минут.
Локации
Поскольку в тюрьме происходит большая часть действия, выбор здания для съемок был особенно важен. Необходимые локации нашли после трех месяцев поисков. Пустовавшая исправительная колония в Мэнсфилде, штат Огайо, была построена на рубеже XIX-XX веков в неороманском стиле и напоминала средневековый неприступный замок. Несмотря на плачевное состояние здания, здесь было решено провести большую часть съемок, правда, понадобилась основательная реставрация, занявшая два месяца. Среди исключений были интерьеры тюремных камер, приблизительные копии которых выстроили в павильоне. Кстати, именно благодаря «Побегу из Шоушенка» мэнсфилдская тюрьма сегодня – музей, привлекающий посетителей со всего света.
Операторская работа
В «Побеге из Шоушенка», снятом Роджером Дикинсом, оператором большинства фильмов братьев Коэн, есть несколько хрестоматийных примеров того, как изобразительными средствами, работой камеры можно выразить необходимые мысли, идеи и создать нужную атмосферу. Значительная роль в фильме отведена крупным планам и съемке на уровне глаз, что позволяет зрителю почувствовать близость к героям, усилить вовлеченность в происходящее и подчеркнуть важность переживаемого персонажами. В помещении тюрьмы действие, как правило, происходит в полумраке, что выявляет состояние неволи и отчужденности героев. Когда же Энди Дюфрейну в исполнении Тима Роббинса удается совершить побег, его освещают яркие вспышки молний, знаменуя тем самым обретенную свободу.
К слову, знаменитого кадра, снятого с помощью крана, когда Энди, омываемый дождем, простирает руки к небу, в фильме могло и не быть. Его сымпровизировали, чтобы как-то завершить эпизод побега – планировавшиеся сцены, где герой долго бежит, садится на поезд и т.д., не были сняты, т.к. группа выбилась из графика.
Другая впечатляющая сцена, тоже снятая с помощью крана – когда начальник охраны собирается сбросить Энди с крыши.
Камера панорамирует над героями, показывая одновременно пространства крыши и двора, что позволяет зрителю с особой остротой ощутить опасность, которая грозит Энди. Эффект тем более удается, если вы боитесь высоты. В фильме, кстати, часто используются плавные круговые и полукруговые панорамы, что является распространенным приемом для подчеркивания вечности сюжета или отдельных мотивов.
Также в ленте можно найти несколько эффектных примеров использования зума. Наплыв по направлению к Энди во время оглашения приговора передает ужас героя, осознание им чудовищности решения суда и беспросветности будущего. Другой пример – директор тюрьмы срывает со стены плакат, за которым обнаруживает проделанный Энди лаз. Камера плавно удаляется от озадаченных лиц героев, как бы выявляя дистанцию между их представлениями об Энди и тем, каким он оказался в действительности.
Добавим, что Роджер Дикинс за «Побег из Шоушенка» получил свою первую из одиннадцати номинаций на «Оскар».
Христианский символизм
Как и полагается фильму, снятому по Стивену Кингу, «Побег из Шоушенка» наполнен символами и метафорами, вокруг которых неустанно ведутся споры и дискуссии. Исключительное раздолье здесь открывается, конечно же, для соотнесения фильма с христианской мифологией. Помимо прямых отсылок, вроде звучащих цитат из Священного Писания или молотка по камню, спрятанного в Библии на страницах Исхода, можно найти и более завуалированные. Директор тюрьмы и начальник охраны – это, разумеется, дьявольские образы, устрашающие, искушающие и наказывающие. В образе Энди часто видят пророков, к примеру, Моисея или даже Христа. Мотивы неправедного суда (из-за которого Энди оказывается в тюрьме), вечных мучений (у Энди 2 пожизненных срока) или воскрешения (Энди возвращается на свободу под новым именем) – часто встречаются в христианстве.
Мировая культура
Помимо христианства, в фильме достаточно отсылок и к другим феноменам мировой культуры, что, кстати, и является одной из главных причин популярности ленты. Сюжет местами пересекается с «Графом Монте-Кристо» Александра Дюма, а сама книга упоминается героями. К тому же, мотив несправедливого заточения и бегства на свободу встречается, наверняка, в любой культуре. В кинематографе многих стран, а уж тем более в Голливуде, можно выявить свою традицию тюремных фильмов. «Побег из Шоушенка» так или иначе, отсылает к классике этого жанра, вроде «Я – беглый каторжник», «Великая иллюзия», «Любитель птиц из Алькатраса», «Большой побег» и многим другим. Также мир кинематографа и массовой культуры помогает воссоздать атмосферу прошлого и включить в нее героев – совершить побег Энди помогают настенные плакаты с его любимыми актрисами, символами эпох Ритой Хэйворт, Мэрилин Монро и Рэкел Уэлч.
Старомодность
«Побег из Шоушенка» по-хорошему старомоден – история, за двумя-тремя исключениями, разворачивается линейно, много диалогов, крупных планов, камера двигается плавно, никакого клипового монтажа, стремительного экшна или ультранасилия, популярных в те годы. Особенно отчетливо эта старомодность видна, если учесть, что вышел фильм в революционный для Голливуда 1994 год, уступив в прокате изощренными по форме «Прирожденными убийцами» и новаторскому по структуре «Криминальному чтиву». Избегая экспериментов и каких-либо радикальных приемов, авторы опирались на крепкую драматургию и вечные истины, подчиняя формальные средства одной цели – изложению истории и раскрытию характеров. Зрителю понадобилось время, чтобы по достоинству оценить такой подход – в 1995 году лента оказалась лидером видеопроката в США, а несменяемым лидером топов IMDb и КиноПоиска стала с 2008 и 2010 годов соответственно.