Драматургия: «Секретные материалы», клише хорроров и деперсонализация зла
Идея «Пункта назначения» родилась у сценариста Джеффри Реддика благодаря газетной заметке. В ней говорилось о девушке, которая из-за дурного предчувствия отказалась от полета на самолете, и этот рейс в итоге потерпел крушение (катастрофа Boeing 747 под Нью-Йорком в июле 1996 года).
Кадр из фильма «Пункт назначения» (2000) / Фото: New Line Cinema
Под впечатлением Реддик решил написать сценарий эпизода для сериала «Секретные материалы». Однако концепцией заинтересовалась кинокомпания New Line Cinema, предложившая развить идею до полнометражного фильма.
В сценарии, который был совместно написан Реддиком, продюсером Гленом Морганом и режиссером Джеймсом Вонгом (оба работали как раз над «Секретными материалами»), акцент делался на теме предчувствия катастрофы и попытке героев с помощью этого предчувствия перехитрить смерть. Конфликт выстраивался на мотиве фатализма — герои пытаются противостоять смерти, несмотря на ее неотвратимость. Основная же интрига сводилась к следующему — сумеют ли герои одержать верх в «игре», в которой у них почти нет шансов.
Кадр из фильма «Пункт назначения» (2000) / Фото: New Line Cinema
При этом авторы сделали любопытное совмещение жанров. По сути, бралась экзистенциальная драма, которая облекалась в форму молодежного хоррора, каких в те годы существовала целая волна (вспомним хотя бы «Крик» (1996)). В духе молодежного жанра был определен набор героев-типажей: обычный парень, становящийся героем, замкнутая, загадочная девушка, школьный клоун, влюбленная парочка в составе блондинки и качка-хулигана. Похожий набор образов можно найти во многих картинах для молодой аудитории тех лет, от хорроров («Крик») до комедий («Американский пирог» (1999), «Очень страшное кино» (2000), «Евротур» (2004)).
Также авторы задействовали характерную для слэшеров схему — повествование переходит от гибели одного героя к гибели другого. И соответственно действие наполняется острыми моментами, связанными с обстоятельствами смертей.
Кадр из фильма «Пункт назначения» (2000) / Фото: New Line Cinema
Оригинальным решением стала деперсонализация зла. В отличие от большинства фильмов ужасов в «Пункте назначения» антагонист не имеет личности, оболочки. Это не Майкл Майерс, не Фредди Крюгер, не большая белая акула, а нечто абстрактное, что можно было бы назвать роком, судьбой или просто смертью. И в этом смысле, казалось бы, простой молодежный ужастик внезапно оказывается близок к античной трагедии, где тема неотвратимости рока была ключевой.
Также любопытно замечание Вонга, вызванное тем, что завязка картины вращается вокруг авиакатастрофы: «Мы хотели добиться того же эффекта в отношении самолетов и авиаперелетов, что возник в отношении акул и купания после „Челюстей“ (1975)». И действительно, уверены, что многие страдающие аэрофобией, обязаны своим недугом именно авторам «Пункта назначения».
Кадр из фильма «Пункт назначения» (2000) / Фото: New Line Cinema
Важная составляющая концепции фильма заключается в предупреждении смерти о себе, оставляя знаки. Идея предзнаменования и символизма была пронесена через весь фильма. Яркий пример — открывающие титры. В них, по сути, заранее обозначаются основные сюжетные перипетии и обстоятельства гибели героев. Решение тянет на хоррор-прием, поскольку схожим образом титры работают в «Головокружении» (1958) Альфреда Хичкока или «Семи» (1995) Дэвида Финчера.
Кастинг
По словам Глена Моргана, при выборе актеров для авторов была особенно важна способность играть тонкие переходные состояния, когда исполнитель без слов способен выразить и передать зрителю подступающую тревогу. Как это часто бывает в молодежном кино и хорроре, на звездность актеров ставка не делалась, наоборот искались свежие лица.
Кадр из фильма «Пункт назначения» (2000) / Фото: New Line Cinema
Самыми известными на тот момент исполнителями фильма стали Керр Смит, популярный в те годы благодаря сериалу «Бухта Доусона», Шон Уильям Скотт, запомнившийся многим по роли Стифлера из «Американского пирога», и эпизодически появившийся Тони Тодд, игравший зловещего антагониста в хорроре «Кэндимен» (1992).
Кадр из фильма «Пункт назначения» (2000) / Фото: New Line Cinema
Исполнителями главных ролей стали Девон Сава и Эли Лартер. Первый привлек режиссера и продюсеров работой в комедийном хорроре «Рука-убийца» (1999). Вторая — спортивной драмой «Студенческая команда» (1998).
Добавим, что большинство основных актеров имели трехмерные копии, которые использовались в сценах гибели.
Съемки: локации, декорации и эффекты
Фильм был снят за три месяца в мае-августе 1999 года. Причем группа могла бы уложиться и в более сжатый срок, однако многие актеры были параллельно заняты в других проектах, из-за чего съемки неоднократно переносились. Работала команда в основном в различных местах Канады: Ванкувер, Виктория, Торонто. Нью-йоркским аэропортом имени Джона Кеннеди стал Международный аэропорт Ванкувера. Некоторые фрагменты сняли в США: в Сан-Франциско и на Лонг-Айленде.
Кадр из фильма «Пункт назначения» (2000) / Фото: New Line Cinema
Одной из интересных задач при создании фильма авторы называют необходимость передать присутствие смерти. Среди средств достижения подобного эффекта были декорации. Дизайн, пропорции, выбор цветовых сочетаний специально продумывались таким образом, чтобы смотреться «чуть неестественно», вызывать «ощущение беспокойства, тревожности». Однако делалось это не в лоб, а небольшими отступлениями от гармонии и нормы. Например, общая цветовая палитра делалась чуть неестественно приглушенной.
Кадр из фильма «Пункт назначения» (2000) / Фото: New Line Cinema
Самой трудной и необычной для съемок сценой была авиакатастрофа из видения главного героя. Над ней работали в большом павильоне, где находился гидравлический гимбал, а на нем — 20-тонная декорация самолета, способная вместить около 90 человек. Гимбал позволял делать наклоны декорации на 60 градусов вперед-назад и на 45 градусов влево-вправо. Этого хватало для убедительной имитации движений самолета, терпящего крушение. Строительство декорации самолета заняло два месяца.
Кадр из фильма «Пункт назначения» (2000) / Фото: New Line Cinema
Для сцены взрыва самолета была изготовлена миниатюрная модель Boeing 747. Она была 3 метра в длину и 2,1 метра в ширину. Взрыв модели снимался на высоте 12 метров для максимальной убедительности. Для его съемок было задействовано три камеры, которые снимали с кадровой частотой 120 кадров в секунду, а также одна камера с кадровой частотой 300 кадров в секунду.
Кадр из фильма «Пункт назначения» (2000) / Фото: New Line Cinema
Другая сложная сцена картины — таран поездом автомобиля. Авторы использовали не оригинальную машину, а реплику, разрезанную пополам. Поскольку во время столкновения актеры должны были находиться рядом с автомобилем, из него были удалены все элементы, которые могли представлять опасность.
Сцена из фильма «Пункт назначения» (2000)
Обложка: кадр из фильма «Пункт назначения» (2000) / New Line Cinema