Работа актера, напротив, представляет из себя процесс. Профессиональный актер работает в моменте, он не ориентирован на результат, а идет от задачи и импульса, который возникает в процессе актерской игры, спонтанно рождается здесь и сейчас.
Таким образом в работе режиссера и актера может возникнуть непонимание. Чтобы этого избежать, режиссеру следует ставить задачу актеру, ориентируясь на процесс в игре, а не на результат.
Ошибки режиссеров в работе с актерами
Практика подтверждает, что все начинающие режиссеры совершают одни и те же ошибки в работе с актерами.
Кадр из фильма «Бёрдмэн» (2014) / Фото: Fox Searchlight Pictures
1Говорить актеру, какие эмоции должен испытывать его герой
Например: «В этой сцене ты злишься», «Когда друг отказал тебе в помощи, ты расстроился».
Такая задача ориентирована на результат, а не процесс. Актер в этом случае старается изобразить эмоцию и может начать следить за собой («А выгляжу ли я достаточно злым или расстроенным?»). Актерская игра в этом случае становится ненатуральной и неестественной.
Другие примеры данной ошибки. «Хочу, чтобы эта сцена выглядела интригующе», «Вы в этой сцене должны играть острее», «Эта сцена должна быть опасной».
2Ставить задачу в виде реакции (эмоции) актера на действия партнера
Кадр из фильма «Бёрдмэн» (2014) / Фото: Fox Searchlight Pictures
Например: «Когда он зашел в комнату, ты испугалась», «В этой сцене тебе нагрубили и ты разозлился».
Такая задача не подходит не только потому, что она ориентирована на результат, но и потому, что актер в этом случае будет заранее готовиться к реакции (эмоции), которую ждет от него режиссер. Из игры актера уйдет спонтанность, а вовлеченность зрителя ослабнет. Если актер заранее готовится к эмоциям и реакциям, которые ждет от него режиссер, то зритель понимает, что будет происходить в сцене, и быстро теряет интерес.
3Давать взаимоисключающие рекомендации
Иногда режиссеры ставят задачи, которые актеры не могут сыграть, так как они исключают друг друга.
Например: «Ты должен быть настойчив, но неуверен», «В этой сцене ты агрессивен, но сомневаешься».
Иногда режиссеры думают, что подобные задачи делают героя более интересным и дают комплексное раскрытие его личности. Но в реальности актер не может одновременно выполнить две взаимоисключающие задачи.
Как поступить в этом случае? Режиссер может разбить сцену на небольшие части, в каждой из которых у актера может быть новая задача. В одной части сцены может быть только одна задача.
4Навязывать свое видение характера героя
Кадр из фильма «Однажды… в Голливуде» (2019) / Фото: Sony Pictures
Психологизация и интеллектуализация «как я вижу характер героя» любимое развлечение на репетициях многих режиссеров и пустая трата времени.
Эффективность пространных рассуждений о характере героя можно оценить по тоске в глазах актеров в этот момент.
5Озвучивать негативные характеристики персонажа
Например: «Твоя героиня настоящая стерва», «Твой герой ведет себя как урод».
Актер должен оправдать действия своего персонажа, почему он так себя ведет, что им движет. Причины есть у любых поступков. А вот право судить героев лучше оставить зрителям. Режиссеру не следует «ставить клеймо» на персонаже, при постановке задачи лучше быть на стороне героя и оправдывать его действия.
Оценка поступков или даже самого героя — не лучший вариант, даже если она позитивна. Например: «Твой герой — хороший парень», «Твоя героиня — идеальная жена». В этом случае актер может играть не живого персонажа, а клише.
Как правильно ставить задачу актеру
Кадр из фильма «Ла-Ла Ленд» (2016) / Фото: Lionsgate
1Использовать глаголы активного действия
Задача в виде глагола активного действия прекрасно заменяет просьбу режиссера изобразить эмоцию.
Например, режиссер хочет, чтобы актер в сцене был агрессивен. Он может поставить задачу актеру: «В этой сцене ты заставляешь (принуждаешь, наказываешь, подавляешь и т.п.) своего партнера». Глаголы активного действия позволяют актеру концентрироваться на процессе, а не на результате.
Кроме того, он сосредотачивается на действии и своем партнере. Актерская игра становится естественной, так как ему не надо изображать эмоцию.
Я подготовила для вас список глаголов активного действия.
2Оставить только факты
Факты говорят сами за себя. Это очень хороший инструмент в арсенале режиссера. Факт прекрасно заменяет пространные рассуждения «как я вижу характер».
Например, если вы хотите сказать актеру о страданиях героя от жестоких родителей в детстве, достаточно нескольких фактов. «Родители героя наказывали его за каждую провинность. Когда ему было пять лет, он нечаянно сломал дорогую игрушку и родители заставили его пять часов просидеть в темном чулане, зная, что больше всего он боится темноты. Герою до сих пор снятся кошмары в связи с этим наказанием, хотя он уже взрослый».
3Создать образ
Кадр из фильма «Унижение» (2014) / Фото: Christie Mullen
Образы в данном случае — это то, что мы видим, слышим, обоняем, осязаем, чувствуем на вкус.
Например, режиссеру нужно, чтобы один герой испытывал отвращение к другому герою. Можно предложить: «Представь, что от твоего партнера по сцене очень плохо пахнет».
4Задать обстоятельства
Например, в сцене актер должен быть в приподнятом радостном настроении. Можно предложить: «Представь, что все люди, которых встречал твой герой в этот день, говорили ему только комплименты».
Если нужна напряженная обстановка в комнате, то можно задать следующие обстоятельства: «Тот, кто первый заговорит в этой комнате, будет приговорен к тюремному сроку».
5Определить события
В каждой сцене есть центральное событие и центральный эмоциональный момент. Например, схватка, переговоры, соблазнение, трюк. Режиссеру при работе со сценарием следует это определить. Он может обсудить события сцены с актерами. Например: «Главное событие этой сцены — это схватка между людьми, которые любят друг друга».
6Поставить физическую задачу
Кадр из фильма «Тутси» (1982) / Фото: Columbia Pictures
Физические задачи прекрасно помогают, когда актер напряжен и сконцентрирован на себе. Можно предложить ему: «Когда ты произносишь свой текст, ты наливаешь себе кофе и кладешь две чайные ложки сахара». В этом случае внимание актера переключается на физическую задачу и его игра становится более естественной.
Также они придают выразительности действиям актера. Например, раздосадованный герой может запустить чем-нибудь в стену или замахнуться на другого актера.
7Задавать вопросы
Режиссеры иногда даже не подозревают, какие интересные результаты они могут получить, просто задавая вопросы актерам. Этот способ хорошо работает еще и потому, что повышает концентрацию актеров на репетиции.
Можно ставит задачу в форме вопроса: «Как ты думаешь, твой герой в этой сцене нападает или убеждает?», «Как ты думаешь, чего твой герой хочет добиться от своего партнера в этой сцене, каких действий?» Задавая вопросы актерам об их герое режиссер может получить неожиданные и очень интересные ответы.
Для подробного изучения нюансов работы режиссера с актерами в кино я настоятельно рекомендую прочитать книгу Directing actors автора Judith Weston.
Елена Марина Режиссер и автор сценария фильмов «Наташа», «Ведьма», «Два дня» и «Анима/Анимус». |
Обложка: кадр из фильма «Бёрдмэн» (2014) / Fox Searchlight Pictures