Создание «Водного мира»
«Водный мир» вошел в историю кино как один из самых ярких примеров картины, создание которой обернулось адом. Злоключения преследовали проект компании Universal буквально на каждом этапе производства. Первый вариант сценария был написан в 1986 году, и в дальнейшем его объединили с другим текстом — получилась история в духе «Безумного Макса», но на воде. Благодаря придирчивости продюсера и исполнителя главной роли Кевина Костнера всего было сделано более тридцати версий сценария, а участие в их написании принимали шесть различных авторов (в том числе Джосс Уидон был приглашен в качестве скрипт-доктора в последние недели съемок). Помимо шлифовки драматургии возникли проблемы и с поиском режиссера. Прикрепленный к проекту мастер приключенческих историй Роберт Земекис в какой-то момент отказался от работы, и его место занял друг Костнера Кевин Рейнольдс. Дружеские отношения не помешали актеру и режиссеру конфликтовать друг с другом всю дорогу, из-за чего даже возник слух, что Костнер выгнал Рейнольдса посреди съемок, заняв его место.
Препродакшн ленты начался летом 1993 года, однако спустя полгода, когда у берегов Калифорнии уже были возведены декорации, выяснилось, что местность для съемок не подойдет — массивные конструкции пришлось перевозить на нескольких кораблях через половину Тихого океана к Гавайским островам. Наконец в июне 1994 года съемки стартовали, однако вместо запланированных четырех месяцев они продлились вдвое дольше. Также по мере работы над проектом рос бюджет — если изначально планировалось небольшое кино стоимость в $3 млн, то к моменту начала съемок это было уже 100-милионное эпическое полотно. В итоге же фильм обошелся в рекордные $172 млн, став на два года (до выхода «Титаника») самым дорогим кинопроектом в истории. Более живучим оказался статус «Водного мира» как одного из самых катастрофических провалов в кино, что в действительности не совсем верно. Картина, даже несмотря на то, что за пару месяцев до премьеры была украдена прямо с монтажного стола, собрала $264 млн в мире, стала хитом видеопроката и послужила основой компьютерных игр и тематических аттракционов. И даже четыре номинации на «Золотую малину» (с одной победой у Дениса Хоппера за худшую роль второго плана) не отменяют того, что такому провалу можно позавидовать.
Съемки на воде: экстрим и неудобства
Абсолютное большинство трудностей, возникших во время создания картины, было обусловлено водой, на поверхности проходило порядка 80% съемок. По словам Кевина Рейнольдса, прежде чем приступить к работе, он консультировался со Стивеном Спилбергом, и тот даже пытался отговорить его от проекта, приводя в пример собственный нелегкий опыт с «Челюстями»: «Чтобы ты ни делал, никогда не снимай на воде». Дело в том, что море постоянно находится в движении, его поведение невозможно контролировать и крайне трудно предсказать. Роль играют как природные факторы, вроде ветра, волнения воды, облачности, так и человеческие, например, почти каждый участник съемочной группы рано или поздно начинает страдать от морской болезни.
По словам оператора Дина Семлера (он, кстати, снимал второго и третьего «Безумного Макса») из-за волн даже в спокойную погоду приходилось делать по четыре-пять дублей, чтобы быть уверенными, что кадры будут сочетаться на монтаже. Семлер отмечал две основные проблемы, с которыми он столкнулся на проекте. Во-первых, когда делаешь дубль, объекты невозможно вернуть к тому положению, в котором они были ранее. Во-вторых, ограничены возможности выбора освещения и позиции съемки, поскольку в области за кадром обязательно находится или земля, или «чертова Испанская армада» из кораблей съемочной группы. Кроме того регулярно приходилось ждать, пока из кадра исчезнет какое-нибудь проплывающее мимо постороннее судно. А иногда съемки прерывали и более необычные гости — горбатые киты. Также морские съемки вызывали серьезные проблемы с организацией и логистикой. Ежедневно по два раза (утром и в обед) с суши к месту съемок и обратно необходимо было перевозить массовку в 450 человек. И это притом, что порой за день не удавалось снять ни одного кадра.
Характерный пример того, как сумма факторов отражалась на графике съемок — одна из экшн-сцен, на работу над которой отводилась неделя, в итоге снималась месяц. На экране же она длится меньше десяти минут. Добавим, что съемки на воде связаны еще и с повышенной опасностью — Джинн Трипплхорн и Тина Мажорино как-то были снесены в воду бушпритом корабля и едва не утонули, а Кевин Костнер из-за сильного ветра однажды свалился с 12-метровой мачты, чудом обойдясь без повреждений. И это не говоря уже о постоянных нападениях медуз.
Локации и декорации
Большая часть съемок проходила в открытом море в полутора километрах от Гавайских островов. Местный климат на первый взгляд идеально подходил для работы группы, однако если бы перед съемкам погодные условия были изучены лучше, Universal сэкономили бы солидную часть бюджета. Например, из-за угрозы шторма и урагана съемки приходилось неоднократно отменять в последний момент. Сильный порывистый ветер, свойственный этим краям, не раз разрушал декорации, и одна из них — лагерь торговцев, появляющийся в середине фильма — даже утонула. Самая крупная декорация, атолл, была сделана из дерева, папье-маше и стальных листов, а на ее возведение посреди океана ушло три месяца работы трехсот человек. 1000-тонная конструкция располагалась на плавучей платформе, которая крепилась ко дну и могла поворачиваться.
Что касается кораблей, то роль базы курильщиков «сыграл» реально существующий танкер Exxon Valdez, в 1989 году потерпевший аварию у берегов Калифорнии. Специально для съемок судно было частично отремонтировано. Корабль главного героя был вдохновлен спортивным многокорпусным тримараном Lagoon. Специально для фильма компания разработала 18-метровую модель и выпустила её в двух вариантах, один из которых предназначался для общих планов, другой — для крупных. Кроме тримаранов в фильме было использовано несколько десятков гидроциклов разных моделей, в основном Kawasaki.
В ряде сцен, как правило, если дело касалось экшна, вместо реальных объектов использовались миниатюрные копии. Например, для кадров уничтожения танкера курильщиков. В сцене подводного плавания главных героев также была построена миниатюра, изображавшая город Денвер.
Костюмы пост-апокалипсиса
Костюмы эпохи неопределенного будущего разрабатывал художник Джон Блумфилд, известный по франшизам о «Конане» и «Мумии». Его задачей было использовать знакомые зрителю элементы одежды (и не только одежды) каким-то необычным образом. Подход подчеркивал преемственность и одновременно оторванность человека будущего от настоящего. В качестве материалов для костюмов использовалась отфактуренная рыбья кожа, лайкра, нейлон и неопрен, создававшие разом ощущение архаики и футуризма. Всего для картины Блумфилдом было создано около 2000 костюмов. Помимо одежды внимания заслуживают многочисленные модные аксессуары морской тематики, делающие героев иконами стиля даже в эпоху пост-апокалипсиса.