Драматургия: приключенческая комедия с гэгами и аттракционами
Афиша фильма «Вокруг света за 80 дней» (1956)
Предприимчивый бродвейский импресарио начал свою экспансию в кинобизнес в 50-х и развернул бурную деятельность в области широкоформатного кино. Он стал сооснователем компании Cinerama и разработал собственную систему Todd-AO, возможности которой продемонстрировал в музыкальном фильме «Оклахома!» (1955). Уже после продюсер решил применить технологию для более масштабного зрелища, способного потрясти зрителя широтой и размахом. Роман, действие которого развивается в нескольких частях света, оказался идеальным материалом для осуществления амбициозной задачи.
Майкл Андерсен, Майкл Тодд и Фрэнк Синатра
Заручившись финансовой поддержкой United Artists, в качестве сценаристов Тодд позвал Джона Фэрроу, отказавшегося от режиссерского кресла в пользу Майкла Андерсена, а также Сидни Перельмана и Джеймса По. Авторы в полной мере отразили развлекательный потенциал романа в сценарии. Драматургия фильма построена на чередовании видовых картин, возникающих на пути героев, и многочисленных аттракционов. В истории присутствовали штормы на воде, полеты на воздушном шаре и погони на суше, а также комичные ситуации, гэги и танцевально-музыкальные номера, среди которых — фламенко и коррида в Испании и песни в кабаре на Диком Западе. Авантюрную ноту придавала заявленная в первоисточнике детективная интрига: по сюжету Филеаса Фогга преследует сыщик Альберт Фикс, а зрительское напряжение поддерживает постоянная угроза срыва рискованного плана путешественников — обогнуть земной шар за 80 дней. Кроме того, сценаристы добавили международным эпизодам ироничное звучание, гиперболизировав архетипические представления о жителях разных регионов планеты. В частности, под удар попали британская чопорность, испанская сладострастность, индийская религиозность и американская неотесанность.
Кастинг: камео, замены и гигантская массовка
Достаточно экстравагантным может показаться и выбор актеров на некоторые более крупные роли. Например, индийскую принцессу Ауду сыграла юная Ширли МакКлейн, а Паспарту – в первоисточнике француза – исполнил «мексиканский Чарли Чаплин» Кантинфлас. В 50-е он был настоящей суперзвездой, и его присутствие могло обеспечить фильму отличную кассу в испаноговорящем мире. Поэтому линия Паспарту была значительно расширена по сравнению с романом – в том числе сценаристы добавили развернутый эпизод корриды, а также отправили персонажа на сцену японского театра.
Кантинфлас, исполнитель роли Паспарту в фильме «Вокруг света за 80 дней» (1956)
Хотя актерский состав и так был невероятно звездным, он мог бы стать еще более блестящим. К примеру на роль Филеаса Фогга Тодд мечтал заполучить Кэри Гранта, но спустя полгода бесполезных уговоров продюсер сдался и позвал британца Дэвида Нивена. Он идеально вписался в образ английского педанта, а единственной трудностью в работе с ним оказалась боязнь высоты, из-за которой в сценах на воздушном шаре Нивена подменял дублер Том Берджесс. Тем не менее, британский актер называл Фогга самым любимым персонажем в своей карьере.
Дэвид Нивен, исполнитель роли Филеаса Фогга в фильме «Вокруг света за 80 дней» (1956)
Куда менее серьезно к своему герою отнесся Грегори Пэк, приглашенный на роль офицера американской кавалерии. Почувствовав, что звезда «Римских каникул» не хочет глубоко погружаться в образ, Майкл Тодд уволил Пэка, а солдата в итоге сыграл Тим Маккой, который до начала своей актерской карьеры был самым настоящим военным. Не проникся предложенной ролью и Лоуренс Оливье. В результате камео экс-слуги Фогга досталось другому сэру – Джону Гилгуду.
Кадр из фильма «Вокруг света за 80 дней» (1956)
Локации: Англия, Гонконг, Япония и Голливуд
Визуальное решение: широкий формат, Мельес в прологе и титры Сола Басса
Широкоформатную версию «Вокруг света за 80 дней» снимали на 70-миллиметровую пленку с частотой 30 кадров в секунду. Для этого были задействованы девять специальных кинокамер Todd-AO — то есть все модели, имевшиеся на тот момент. Руководил процессом оператор Лайонел Линдон, заслуженно получивший «Оскар» за труд доселе невиданных масштабов: параллельно ему приходилось отвечать за создание 35-миллиметрового варианта с частотой 24 кадра в секунду для обычного показа. В результате съемка шла одновременно двумя камерами, при этом зачастую требовались и дополнительные дубли, снятые с другой скоростью.
Естественно, все эти усилия не должны были пройти мимо зрительского взора, поэтому Андерсен и Линдон решили снабдить широкоформатную версию прологом в обычном формате. Контраст между «кино старого образца» и новейшим высокотехнологичным аттракционом подчеркивался и на уровне содержания смонтированных кадров (работа режиссеров монтажа, к слову, также была удостоена бронзовой награды). Архаичный шедевр Жоржа Мельеса «Путешествие на Луну» (1902) сменялся широкоэкранным показом запуска космической ракеты. Мизанабим сопровождался текстом рассказчика (камео знаменитого телерадиожурналиста Эдварда Р. Марроу) о роли творчества Жюля Верна в прогрессе человеческой цивилизации, что рифмовалось с желанием создателей фильма показать важность их вклада в развитие экранной культуры. Ну а весь этот изобретательный пролог любопытно гармонировал с анимационными финальными титрами, созданными гением графического дизайна Солом Бассом, который в дальнейшем прославился работами для Хичкока («Головокружение», «Психо» и др.), Кубрика («Сияние») и Скорсезе («Славные парни», «Казино» и пр.). Оформление «Вокруг света за 80 дней» сочетало в себе демонстрацию возможностей тогдашней мультипликации и тонкий юмор Басса, отлично дополнивший кинокомедию.
Саундтрек: Виктор Янг, оркестр и плагиат
Впрочем, заглавную тему Янга к фильму также ждал статус классической. Оркестровая версия была дополнена текстом поэта-песенника Харольда Адамсона, и в таком виде ее впервые исполнил Бинг Кросби. Его версия песни из фильма стала главным хитом 1957 года, а в дальнейшем вошла в репертуар большинства ведущих джазовых вокалистов: от Нэта Кинг Коула до Фрэнка Синатры. Такая популярность творения Виктора Янга много кому не давала покоя — по крайней мере два обращения в суд с обвинениями в плагиате остались задокументированы. Компенсацией морального ущерба, нанесенного Янгу завистниками, могла бы стать премия «Оскар» за лучший саундтрек к фильму «Вокруг света за 80 дней», но, к сожалению, получить ее лично автор не смог, поскольку скончался незадолго до церемонии. Чтобы не заканчивать чтение нашего обзора на грустной ноте, предлагаем вам послушать песню Around The World в исполнении Бинга Кросби.