Драматургия: роман Стивен Кинга и классическая кинодраматургия
Стивен Кинг на съемках фильма «Зеленая миля» (1999) / Фото: Warner Bros.
Роман Стивена Кинга «Зеленая миля» вышел в 1996 году. Причем выходил он частями, поскольку автор не хотел, чтобы у читателя была возможность заглянуть в конец и сразу узнать, чем же закончится история. Впрочем, и для Кинга это тоже была загадка, поскольку писался роман не сразу целиком, а по мере выхода новых частей.
Роман, который можно определить как фантастическую драму, был посвящен истории надзирателя тюрьмы. В годы Великой Депрессии он работал в блоке для приговоренных к смертной казни на электрическом стуле. Здесь герой встретился с невинно осужденным чернокожим Джоном Коффи, который от природы наделен редкой физической силой и даром исцеления.
Идея «Зеленой мили» сразу привлекла внимание Фрэнка Дарабонта, режиссера и сценариста. Двумя годами ранее он снял «Побег из Шоушенка». Это обстоятельство стало поводом для шутки, что Дарабонт имеет самую узкую специализацию в мире кино — адаптировать для экрана тюремные ретро-произведения Кинга.
Кадр из фильма «Зеленая миля» (1999) / Фото: Warner Bros.
Сценарий фильма был написан Дарабонтом всего за два месяца. Столько же понадобилось для сценария «Побега из Шоушенка». Кинг назвал текст «лучшей сценарной адаптацией своего произведения», что ему доводилось читать. Продюсер Дэвид Валдес отмечает, что материал был настолько идеален, что не потребовал никаких правок.
При этом сценарий во многом отличался от книги. Например, часть авторского текста перенесли в реплики персонажей. Отпали некоторые второстепенные сюжетные линии, вроде предысторий других заключенных. Кроме того, действие было сдвинуто во времени — с 1932 года на 1935. Это было необходимо, чтобы вставить важные для сюжета фильма кадры с Фредом Астером и Джинджер Роджерс из картины 1935 года «Цилиндр».
Кадр из фильма «Зеленая миля» (1999) / Фото: Warner Bros.
В целом можно отметить, что сценарий выстроен по канонам классической драматургии. История имеет трехактовую структуру. В первом акте мы видим экспозицию и начало действия: знакомство с персонажами, тюремщиками и приговоренными к смертной казни. Второй акт, в котором история получает развитие и происходит нарастание напряжения, связан с открытием фантастических способностей Джона Коффи. В заключительном акте главный герой узнает о невиновности Коффи, однако оказывается вынужден его казнить. Последнее действие знаменует кульминацию картины и раскрывает ее трагический смысл.
Три акта также имеют обрамление — пролог и эпилог, в которых фигурирует рассказчик, он же пожилой главный герой. Таким образом, большая часть фильма — это воспоминание, переданное от его лица, чем объясняется в целом ностальгический, временами сказочный характер повествования.
Кадр из фильма «Зеленая миля» (1999) / Фото: Warner Bros.
Выстроена история в хронологической последовательности, за исключением пары флешбэков, раскрывающих «преступление» Джона Коффи. В рамках последовательного изложения событий авторы грамотно расставляют интригующие моменты, которые будучи однажды обозначенными, впоследствии играют важную роль и подстегивают интерес. Например, еще в прологе пожилой главный герой упоминает о своей болезни. Избавление от нее становится поворотным пунктом между первым и вторым актами, когда становится известно и целительных способностях Коффи.
Также стоит отметить, что «Зеленая миля» — это яркий пример картины, в которой нет лишних деталей, действий, событий, героев. Все встречающиеся элементы истории имеют значение для драматургии, а повествование выстроено в четкой логике причинно-следственных связей. Возможно, в этом и кроется одна из причин того, что размашистый трехчасовой хронометраж не помешал успеху картины, а на сегодняшний день лента занимает лидирующие позиции в топах лучших фильмов в истории кино.
Кастинг: от великана Джона Коффи до мышей
Кадр из фильма «Зеленая миля» (1999) / Фото: Warner Bros.
В главной роли Дарабонт еще на стадии написания сценария видел только Тома Хэнкса. Стивен Кинг тоже считал актера подходящим идеально, как «старый башмак». Впрочем, была еще идея отдать роль Джону Траволте, однако тот сам отказался. Хэнкс же подтвердил свое участие почти сразу. Ранее из-за занятости на «Форресте Гампе» он отверг предложение сыграть главную роль в «Побеге из Шоушенка» и теперь считал себя в долгу перед Дарабонтом. Для большей внушительности образа Хэнксу понадобилось набрать перед съемками несколько килограммов. Сразу по окончании съемок их пришлось спешно сбрасывать для «Изгоя».
Кадр из фильма «Зеленая миля» (1999) / Фото: Warner Bros.
Наибольшей сложностью для кастинга ожидаемо стал исполнитель роли Джона Коффи. Было необходимо, чтобы у кандидата драматическое дарование сочеталось с недюжинными физическими данными. По сценарию герой обладает ростом более 213 см при весе под 150 кг. Среди кандидатов даже рассматривался баскетболист Шакил О’Нил.
После долгих безуспешных поисков на выручку пришел Брюс Уиллис. Он порекомендовал Майкла Кларка Дункана, с которым вместе работал на «Армагеддоне». При этом Дункан хоть и был человеком достаточно большим, оказался не самым здоровым на площадке. При росте в 196 см он лишь на три сантиметра превосходил Дэвида Морса, а Джеймсу Кромвеллу и вовсе уступал три сантиметра.
Чтобы создать визуально ощущение внушительных размеров актера, авторы прибегали к различным уловкам: нижние ракурсы, платформы, уменьшенные копии декораций и реквизита. Например, кровать в камере Коффи специально была сделана меньше нормального размера, а также электрический стул под сцену с ним тоже был меньше, чем у других актеров.
Кадр из фильма «Зеленая миля» (1999) / Фото: Warner Bros.
И еще один важный «кастинг» — исполнитель роли мышонка мистера Джинглса. Вернее, исполнители. В действительности авторам пришлось задействовать от пятнадцати до тридцати (по разным данным) мышат. Каждый выполнял лишь небольшую часть трюков. При этом на тренировку грызунов ушло несколько месяцев, а некоторые трюки и вовсе удались только с помощью практических и визуальных эффектов. Например, фрагмент, где мышонок катает катушку для ниток, она движется благодаря леске, которую затерли на пост-продакшне.
Отметим, что ни одна мышь при съемках не пострадала, а в сцене, где один из злодеев в исполнении Дага Хатчисона давит грызуна ногой, использовалась кукла.
Съемки: декорации, локации и костюмы
Кадр из фильма «Зеленая миля» (1999) / Фото: Warner Bros.
Съемки фильма проходили с июля по декабрь 1998 года и потребовали на два месяца больше, чем планировалось. Большую часть времени группа работала в павильоне, где художником-постановщиком Теренсом Маршем был отстроен тюремный блок смертников в точности по описанию из романа Кинга.
Марш, кстати, уже работал с Дарабонтом на «Побеге из Шоушенка», так что опыт строительства «тюрьмы» у него был. Режиссер отмечает, что разница была в изменении масштабов — «Зеленая миля» более камерная и требовала меньшего постановочного размаха, но большего внимания к деталям. Декорация имела сравнительно небольшую площадь в 300 кв. м. Авторы отмечали, что из-за длительного нахождения в ней постепенно начали чувствовать себя словно в настоящей тюрьме.
Помимо описания из романа Кинга Марш отталкивался от реальных тюрем. В ходе подготовки он и его помощники посетили ряд подобных заведений в штатах Теннесси, Алабама, Луизиана и Джорджия. Важный элемент декорации и всей истории — электрический стул — был создан под впечатлением от электрического стула из знаменитой тюрьмы Синг-Синг в штате Нью-Йорк. Всего для картины было изготовлено три подобных «девайса».
На съемках фильма «Зеленая миля» (1999) / Фото: Warner Bros.
Помимо павильона группа провела натурные съемки в Теннесси, хотя события разворачиваются в Луизиане. В том числе в Нэшвилле, Шелбивилле, Льюисбурге, Ноленсвилле, Уильямспорте и на реке Кейни-Форк. Сцены с домом престарелых снимались в штате Северная Каролина.
Кадр из фильма «Зеленая миля» (1999) / Фото: Warner Bros.
Важный элемент фильма — костюмы. Хотя большую часть времени основные герои носят специальную форму, авторы обнаружили, что в большинстве тюрем в 1930-е годы униформы не было. Охранники носили или обычные костюмы, или брюки и рубашки цвета хаки. Однако художником по костюмам Керин Вагнер все-таки была разработана форма. Она отталкивалась от одежды военных и полицейских того времени. Специальных костюмов требовала история для создания более убедительных и серьезных образов и разграничения тюремщиков и осужденных.
Обложка: кадр из фильма «Зеленая миля» (1999) / Warner Bros.