Трейлер фильма «Чудо» (2017)
Фильм, который впоследствии стал международным хитом, заработав более 266 млн долларов, требовал участия смелого художника по гриму, который бы отважился на то, что до него еще никто не делал, а также талантливого актера, который смог бы убедительно сыграть главную роль с наложенным на лицо пластическим гримом.
Работа с пластическим гримом может быть изнурительной даже для самых опытных взрослых актеров, так что Арьену Тьютену и режиссеру Стивену Чбоски повезло, что они нашли девятилетнего Джейкоба Треблея, который справился с этой задачей относительно легко.
Создание грима для фильма «Чудо» (2017)
За свою карьеру Тьютен уже успел поработать с Гильермо дель Торо и Тимом Бертоном, так что знаком с дизайном грима непонаслышке. Тем не менее более приземленная история привлекла его связанными с ней сложностями. «Работая над фантастическими существами из „Лабиринта Фавна“ или других фэнтезийных фильмов, ты чувствуешь большую свободу. Тебе больше позволено. В случае с Джейкобом и более реалистичной историей, права на ошибку просто нет. Сюжет основан на реальной болезни, и если цвет кожи будет отличаться от настоящего или грим будет слишком заметен, зритель станет постоянно отвлекаться», — говорит художник.
Кадр из фильма «Чудо» (2017) / Фото: Lionsgate
Разрабатывая реалистичный грим для фильма, который бы пришелся по душе режиссеру и подошел бы его реалистичному видению, Тьютен во многом вытащил проект на своих плечах. Ему потребовалось сделать такой грим, который можно было бы нанести в рекордные сроки, чтобы не нарушить закон о детском труде, и при этом Тремблей смог бы провести большую часть смен на площадке.
— Вам предстояла невероятно сложная задача. Что подарило вам уверенность в успехе?
— Больше всего меня беспокоило, что нам просто не на что оглянуться. Другого фильма, где девятилетний ребенок носил бы полный пластический грим, просто не было. Это сложно для любого актера, на это нужно настроится психологически. Что-то мне подсказывало, что это возможно, но, поскольку мне пришлось работать с ребенком и все так плотно зависело от грима, я сильно нервничал. Но, как говорится, кто не рискует… Когда я встретился с Джейкобом, почувствовал его энергию, то подумал: «Ладно, может быть, у нас получится».
На съемках фильма «Чудо» (2018) / Фото: Lionsgate
— Ориентировались ли вы на книжные описания героя? Или, быть может, на фото детей с синдромом Тричера Коллинза?
— В книге болезнь сильно деформировала черты лица Августа, но это никогда бы не сработало в виде грима. Мы не могли повторить такую степень развития синдрома. Стивен с самого начала был уверен, что это должен быть именно грим, так что мы попытались сделать все по-максимуму, но при этом найти баланс, чтобы Джейкоб мог спокойно играть.
Кадр из фильма «Чудо» (2017) / Фото: Lionsgate
Я пообщался с семьями, в которых были дети с синдромом Тричера Коллинза. Я поговорил с доктором Правином Пателем из Чикагской больницы: он готовился к операции десятилетнего мальчика с синдромом Тричера Коллинза, семья которого согласилась прислать мне несколько медицинских снимков его лица, потому что все они были большими поклонниками книги. Для них Август был настоящим героем. Я встретился с Натаниэлем Ньюманом, на котором частично основан образ Августа, поговорил с его родителями и вообще старался собрать как можно больше информации.
— Как вы разрабатывали грим, начиная с подготовки и заканчивая препродакшном?
— Я подготовил презентационную модель для Стивена, продюсеров Тодда Либермана и Дэвида Хобермана. Просто чтобы показать, что грим — это вполне рабочий вариант. Но я не был абсолютно уверен в успехе, пока не встретил Джейкоба и не провел первые пробы грима в апреле 2016-го.
На съемках фильма «Чудо» (2017) / Фото: Lionsgate
Мы впервые нанесли грим и сняли результат. Помню, как Стивен и мама Джейкоба расплакались, поскольку ситуация была слишком эмоциональная — они впервые увидели мальчика в пластическом гриме. Конечно, нам предстояло еще отполировать какие-то детали, но, увидев нечто такое, ты начинаешь реагировать подсознательно, даже зная, что все это ненастоящее. Думаю, тогда команда в первый раз искренне поверила, что фильм получится.
Затем был второй тест грима. На самом деле нам был нужен и третий, но у нас не осталось времени. Уже начинались съемки.
— Можете рассказать о деталях волос и грима? Кажется, все начиналось со шлема?
— Да, чтобы опустить глазницы — это отличительная черта синдрома Тричера Коллинза. Такое есть у всех людей, кто им страдает. В разной степени, конечно, но это всегда узнаваемо. В профиль лицо напоминает черепаху, если уходить в сравнения. Чтобы опустить глазницы, мы создали углеволоконный «череп», куда встроили некоторые механические элементы, при этом мешки под глазами подключили при помощи проводов.
Все это было спрятано под пластическим гримом и париком, поскольку я не мог по девять часов приклеивать Джекобу глаза. Это было бы крайне некомфортно, а он еще так мал, что я подумал: «А что, если сделать систему, которая бы позволяла опустить всю эту маску во время съемок, а когда у него начинается час школьных занятий или вообще перерыв, мы будем отключать все манипуляции с механизмом?». Таким образом мы построили эту систему и обложили ее пластическим гримом, так что вся шея у Джейкоба была силиконовая. Да и подбородок, щеки и все его лицо в принципе покрыто силиконом. На голове у Джейкоба нет ничего своего.
На съемках фильма «Чудо» (2017) / Фото: Lionsgate
Парик у него потому, что многие дети с синдромом Тричера Коллинза отращивают длинные волосы, чтобы как-то закрыть недостаточно развившиеся уши, которые больше напоминают хрящи. Также мы встроили линзы, чтобы заполнить пространство, которое появляется, когда оттягиваешь веко вниз. Это увеличило радужку. Визуально это незаметно.
Большинство людей не обратят внимания. Также у него волчья пасть, так что зубы кажутся несколько кривыми. Я хотел, чтобы у него были соответствующие губы, которые бы сделали профиль достовернее. Это не бросается в глаза, но это есть.
— Часто художники по гриму весьма болезненно относятся к тому, как сильно подобные шлемы могут увеличить голову актера, нарушив кинематографическую иллюзию. Вы боялись этого?
— Да, немного, потому что кино — это магия. Эти дети совершенно ничем не отличаются от ровесников в плане психологического развития, у них лишь другая внешность, другие скулы. Иллюзия того, что скулы героя сформировались не до конца — это всего лишь обман, работа с формами. Шею тоже нужно было сделать толще, как и переносицу. Все это, на самом деле, просто иллюзия.
Кадр из фильма «Чудо» (2017) / Фото: Lionsgate
— Как вы работали с Джейкобом Тремблеем? Он сразу же смирился с этой ситуацией?
— Наверняка об этом уже все сказали, но он действительно профессионал для своего возраста. Внутри он гораздо старше, особенно в сравнении с другими детьми на площадке. И родители у него очень простые и милые. Я их предупредил после первого теста, что один раз — это весело, похоже на наряд для Хэллоуина. Но после 20-й смены, когда вам еще предстоит отснять половину фильма, от всего этого будет тошнить — клей, пластические элементы, запахи. Я им сразу сказал: «Настройтесь психологически на то, что вам это нужно будет делать каждый день». Они прислушались, и все прошло отлично. Джейкоб был просто замечательный.
На съемках фильма «Чудо» (2017) / Фото: Lionsgate
Он спокойно сидел в кресле все полтора часа, которые уходили на нанесение грима. Со временем мы начали укладываться за 1 час 15 минут. Это очень быстро — обычно на все уходит около трех часов. Но мы разработали грим так, чтобы успеть за это время.
Кадр из фильма «Чудо» (2017) / Фото: Lionsgate
Обычно спустя полтора часа дети начинают суетиться, хотят побегать, так что нужно было искать фильмы, которые шли ровно полтора часа, чтобы оставаться на одном месте.
— Приходилось ли его как-то готовить к целым съемочным сменам в гриме?
— Он отлично с этим справился. Думаю, самой сложной задачей для него было именно нанесение грима, но потом он ни разу не жаловался. Это потрясающе.
— Как вы разрабатывали грим, который нужно наносить настолько быстро?
— Обычно, когда речь идет о гриме, который полностью покрывает голову, лицо и плечи, его делят на несколько элементов, чтобы их лучше расположить. Но я знал, что с ребенком это не сработает, поскольку весь процесс станет слишком долгим. Более того, я хотел как можно меньше тратить время на края, на их маскировку.
Кадр из фильма «Чудо» (2017) / Фото: Dale Robinette / Lionsgate
Весь грим мы сделали так, чтобы шея, щеки и подбородок были частью одного элемента — здесь нужна филигранная работа со слепком. Мы использовали по одному каждый день, так что нам требовалось как минимум 45 масок. Там была передняя часть с верхней губой, носом и лбом, тогда как уши были частью шлема. Так мы экономили время, потому что нам не нужно было еще 15 минут приклеивать уши.
Я экономил время как мог. Взять, к примеру, брови. Мы их встраивали вручную в силикон, а не клеили отдельно, поскольку на это бы ушло еще 10 минут. Что бы мы ни делали, мы в первую очередь отталкивались от того, как много времени на это будет уходить.
Источник: deadline.com
Обложка: кадр из фильма «Чудо» (2017) / Lionsgate