Как Марк Фрост и Дэвид Линч написали 500-страничный сценарий «Твин Пикса» по Skype

 
«Твин Пикс: Возвращение» пожалуй больше, чем любой другой проект, разрушает стереотипное мнение, что сериал — это в первую очередь поле экспериментов для сценариста. Третий сезон отличает не только совершенно уникальный и узнаваемый визуальный стиль режиссера и потрясающий саунд-дизайн, с помощью которых авторы доносят до зрителя нужные эмоции, страх и общее настроение истории. Само повествование кажется запутанным, и его не так-то просто логически выстроить у себя в голове. По крайней мере, сделать это гораздо сложнее, чем с другими привычными нам сериалами.
 

Трейлер сериала «Твин Пикс» (3 сезон)

Но это вовсе не означает, что Дэвид Линч и его соавтор Марк Фрост писали 500-страничный сценарий как пустой холст, на котором Линч мог выписывать свои режиссерские задумки. Напротив, все четыре с половиной года два давних друга и коллеги тщательно создавали эти 18 эпизодов, стараясь сбалансировано подать продолжение историй старых персонажей, а также исследовать сложный и многослойный мир, доставшийся им от первых двух сезонов.

При этом им нужно было сделать так, чтобы все нововведения хорошо сочетались со старым материалом и его космологией. Линч и Фрост глубоко погрузились в мифологию зла, которое захлестнуло их выдуманный мир, а сложные идеи заключили в сценарий, по структуре напоминающий настоящий роман. И структура эта продумана гораздо больше, чем может показаться на первый взгляд.

Марк Фрост рассказал об этом процессе в прошлом октябре на встрече сценаристов , а также на Q&A-сессии на кинофестивале в Остине.

Начало пути

«Основу проекта „Твин Пикс: Возвращение“, его отправную точку, мы нашли, пересмотрев финальный эпизод оригинального сериала, — говорит Фрост. — Конфликт Хорошего Купера и Плохого Купера, (обоих сыграл Кайл МакЛоклен) и удивительно пророческая фраза Лоры, которая прошептала Куперу: „Увидимся через 25 лет“ — все это стало плацдармом для продолжения истории. Именно через эти детали, как мне показалось, можно было вернуться в тот мир, и именно это я предложил Дэвиду, когда мы снова встретились в 2012 году. Я сказал, что мы можем снова начать развивать эту линию».

Кадр из сериала «Твин Пикс» (2017) / Фото: Showtime 
Кадр из сериала «Твин Пикс» (2017) / Фото: Showtime

Фрост интуитивно понимал, что сюжет должен выйти за рамки самого города Твин Пикс. Сериалу были нужны новые локации, персонажи и истории. Миру первых двух сезонов и старым героям, которые за эти 25 лет эволюционировали, был нужен более широкий контекст. Хотя уже первые сезоны поднимали вопрос вездесущего зла, оригинальный сериал, по словам Фроста, родился в гораздо более наивное время.

«Наши дискуссии в первые годы работы над третьим сезоном во многом подпитывал мировой кризис 2008-2009 годов, — вспоминает Фрост. — Оттуда же появился образ Вегаса — машины и техника, которые строили дома в ожидании большого спроса со стороны населения, которого так и не случилось. Потом все это оказалось заброшенным, превратилось в города-призраки, которым всего-то, может быть, три года от роду. Лично я ни разу до этого не видел такой образ на экране, и мне показалось, что с этим можно работать».

Кадр из сериала «Твин Пикс» (2017) / Фото: Showtime 
Кадр из сериала «Твин Пикс» (2017) / Фото: Showtime

Тема общества потребления и того, какие несчастья могут произойти, когда деньги подойдут к концу, стали основой для новых персонажей. Не остался незамеченным и тот факт, что и Линч, и Фрост, и сами персонажи были на 25 лет старше — сценаристы активно задействовали лейтмотивы времени и бренности сущего.

«Идея, что в этом мире мы отнюдь не вечны — это основа нашего существования. Поэтому лично я начал думать о смерти, дружбе и как она меняется со временем, о том, что по-настоящему важно — сказал Фрост. — У нас появилась возможность отправиться назад во времени и снова взглянуть на персонажей, которых мы когда-то создали, подумать, что с ними случилось, как их изменила жизнь (как в худшую, так и в лучшую сторону), а затем показать это в более широком контексте. В этом и была моя главная цель. Я сказал: „Надо выбираться из города. Нужно увеличивать масштаб, история должна быть о чем-то большем, чем это маленькое, сонное и жуткое поселение. Нужно больше задействовать современную жизнь“».
 

Теннисный матч по Skype

За первый год работы над сценарием третьего сезона Линч и Фрост не написали ни одного слова. Вместо этого они постоянно разговаривали, пытаясь понять, о чем будут новые сюжетные линии. Фрост с момента выхода первых двух сезонов стал писателем-романистом, а Линч настаивал на том, чтобы лично срежиссировать весь сезон целиком. Поэтому они решили, что сами полностью напишут сценарий, который по форме будет напоминать роман, а не будут собирать сценарную группу, как это было в первом и втором сезонах.

Кадр из сериала «Твин Пикс» (2017) / Фото: Showtime 
Кадр из сериала «Твин Пикс» (2017) / Фото: Showtime

«Я с самого начала сказал Дэвиду: „Не думаю, что это сериал или фильм. Мы, фактически, будем снимать каждую страницу романа, а романы вполне могут начинаться неспешно“, — вспомнил Фрост. — Никаких „Вы должны захватить зрителя в первые 35 секунд, иначе ему станет скучно“. Не нужно торопиться. В современной культуре практически пропала размеренность. А хорошим историям нужно время».

Фрост также осознавал, что, хотя им нужно было завершить определенные арки, оставшиеся от предыдущих сезонов, и представить публике новых героев, он не хотел работать по четко выверенной схеме. Благодаря своему опыту романиста он знал, что нужно давать свободу интуиции и оставлять себе возможность находить материал прямо во время работы. Фрост сравнивает себя и Линча с путешественниками Льюисом и Кларком, которые исследовали реку Миссури, постоянно отклоняясь от намеченного пути, чтобы изучить новый приток.

Кадр из сериала «Твин Пикс» (2017) / Фото: Showtime 
Кадр из сериала «Твин Пикс» (2017) / Фото: Showtime

В 1987 году, когда Линч и Фрост написали сценарий пилота «Твин Пикса», оба они жили в разных городах, но Фрост сумел подключить свой новейший компьютер, выпущенный компанией Apple, к модему, который тогда был одной из первых моделей, доступных обычным пользователям. Так он мог подсоединяться к компьютеру Линча, и в результате оба соавтора смотрели на один и тот же экран во время работы. На третьем сезоне им на помощь пришли новые технологии.

«На этот раз, поскольку я переехал чуть подальше от Лос-Анджелеса, мы по большей части писали сценарий через Skype», — сказал Фрост. По его словам, им было важно видеть друг друга во время работы. «Писать с Дэвидом — как играть в теннис, делать подачу и принимать мяч. Так и получаются хорошие сцены. Мы совершенно разные игроки, каждый со своим стилем, так что между нами возникало творческое напряжение — напряжение, конечно, в хорошем смысле этого слова. Когда оба участника погружены в игру, их противостояние порождает что-то ценное».
 

«Линчевские» темы

Фрост прекрасно понимал, что его соавтор — мастер создания атмосферы как визуальными, так и звуковыми способами. Во время своих переговоров по Skype он часто замечал, как на лице Линча появляется особое выражение. В такие моменты Фрост точно знал, что Линч визуализирует сцены у себя в голове. Он всегда просил режиссера рассказать, что происходит в его воображении, и описать это простыми словами.

Кадр из сериала «Твин Пикс» (2017) / Фото: Showtime 
Кадр из сериала «Твин Пикс» (2017) / Фото: Showtime

«Он во многом полагается на интуицию, — говорит Фрост. — Мы знакомы достаточно давно и довольно часто работали вместе, так что я обычно хорошо представляю, что он сделает после очередного приступа таких размышлений. Кроме того, я ярый киноман».

Фрост приводит в пример подобного сотрудничества восьмой эпизод. Он долгое время настаивал, что в сериале нужно показать, как зародилось то зло, которое было в центре сюжета «Твин Пикса» уже долгое время. В конце концов авторы пришли к тому, чтобы обратиться к первому испытанию атомной бомбы в заповеднике Белые пески в Нью-Мексико. В какой-то момент стало очевидно, что в голове Линча начало что-то происходить, что-то еще более масштабное и глубокое.

«Тогда я упомянул Белые пески, спросив: „А что если событие такого масштаба, опять же, в метафорическом плане, как бы проделало дыру в пространственно-временном континууме, открыло ящик Пандоры, из которого потом полезло что-то неожиданное и странное, почти как в мифе“, — сказал Фрост. — И вот мы начали записывать свои идеи, он начал визуализировать, что будет происходить на экране во время взрыва. Мне кажется, это важно, чтобы он описывал, что видит в такие моменты, потому что, как только вы разбираетесь с повествовательной функцией событий, в дело вступает изображение».
 

Сцена из сериала «Твин Пикс»

Описание того, что Линч увидел в этих взрывах, заняло примерно полстраницы, а затем вылилось в 10-минутную сюрреалистичную сцену, тогда как сценарий всего эпизода занимал не больше 12-15 страниц.

«То существо, рождение которого мы видим на экране и которое затем залезает в рот маленькой девочке, — это начало всего зла, с которым мы имеем дело на протяжении 27 лет, — говорит Фрост. — Все эти образы он описал в тексте, но то, как он их оживляет на экране — просто потрясающе. Это прекрасный часовой эпизод, где Дэвид буквально превзошел самого себя, придав происходящему такую глубину и сложность, которую трудно описать словами».
 

Одиссея Купера

Третий сезон объединяло еще и желание авторов исследовать агента Купера как персонажа. Фрост и Линч хотели сделать акцент на его путешествии. Первый начал с того, что обратился к греческой мифологии, например, к «Одиссее» Гомера, в которой можно проследить путь персонажа к обретению самого себя. Купер в начале третьего сезона — все равно что Одиссей на неизвестном ему берегу, забывший, кто он на самом деле.

Кадр из сериала «Твин Пикс» (2017) / Фото: Showtime 
Кадр из сериала «Твин Пикс» (2017) / Фото: Showtime

«В какой-то момент мы все чувствуем нечто подобное, в большей или меньшей степени. Важно то, как мы справляемся с подобными проблемами, а в случае Купера — как он снова находит себя, как собирает себя по кусочкам, — рассуждает Фрост. — Если говорить больше о тематическом наполнении, то вы сводите персонажа до самой его сути, делаете его снова ребенком. Ему предстоит снова научиться жить, совершенно по-другому. С психологической точки зрения он так и не принял свою „тень“. Я приверженец Юнга, так что верю в это все. Дэвид, напротив, вообще не хочет слышать ничего о психологии, но для меня вся история об этом. И Даги (тень Купера) всегда нас смешил. Писать Даги было очень весело».

Поскольку путешествие Купера было настолько важно для всего третьего сезона целиком, Кайл МакЛоклен, по словам Фроста, был единственным актером, которому разрешили прочесть сценарий полностью, а не только те сцены, где он появлялся. Фрост также признает, что они с Линчем не представляли, как закончится одиссея Купера практически все четыре года, что они писали сценарий.

Кадр из сериала «Твин Пикс» (2017) / Фото: Showtime 
Кадр из сериала «Твин Пикс» (2017) / Фото: Showtime

«Идея финального эпизода пришла к нам очень поздно, — сказал Фрост. — Естественным окончанием его пути стала бы попытка Купера пойти против судьбы. Можно даже сказать, что он начал бы ее искушать, постаравшись отправиться назад и искоренить тот изначальный грех — убийство Лоры. Но потом мы осознаем, что в подобном деянии есть нечто высокомерное. Но сюда стоит добавить тему, которая была так важна для древних греков: „Дружок, не думай, что ты вот так запросто сможешь играть с богами на одном поле“. Ты искушаешь судьбу. У каждого проявления гордыни есть свои последствия, о которых никто не говорит. Именно такую мысль мы заложили в финал сезона».

Источник: indiewire.com
 


Обложка: Дэвид Линч и Марк Фрост на съемках сериала «Твин Пикс» (2017) / Suzanne Tenner / Showtime

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *