Как написать и продать пилот сериала

На фестивале студенческих и дебютных фильмов Святая Анна состоялся открытый разговор на тему «Пилот. Как написать сценарий сериала, который купят». Практическими советами поделился сценарист сериалов «Русалки» (выход запланирован осенью этого года), «Живой» (2017), «Перекрестки» (2017), а также соавтор сценария «Мертвое озеро» (2018) Дмитрий Абезяев.

Пилот — первая серия сериала, в которой раскрывается основная тема, заявлен конфликт, представлены герои, место действия и общая атмосфера. Фактически, это экспозиция всего сезона, по которой зритель делает вывод «смотреть нельзя пропустить». Расстановка запятых зависит от того, насколько увлекательным окажется заданный формат повествования. Точно так же принимает решение и студия, получая на рассмотрение новый сценарий.

 

Тенденции индустрии

Причина, по которой мы сейчас говорим о важности сценария пилота — изменение в подходе к созданию сериалов. Прежде многие каналы следовали привычным форматам — рассказывали истории по шаблонам, ориентированным на определенную целевую аудиторию. Постепенно эта картина меняется.

Сценарист Дмитрий Абезяев на открытом фестивале студенческих и дебютных фильмов «Святая Анна» / Фото: пресс-служба фестиваля 
Сценарист Дмитрий Абезяев на открытом фестивале студенческих и дебютных фильмов «Святая Анна» / Фото: пресс-служба фестиваля 

Переход на цифровое ТВ максимально расширит выбор для самого обычного зрителя, а значит, стандартным сериалом его уже не удивить. Многие каналы создают свои интернет-студии, к производству контента подключаются большие интернет-компании, которые нацелены на создание проектов для широкой аудитории. Отсюда интерес к нестандартным идеям, свежим драматургическим и художественным решениям, необычным героям. Для сценаристов это открывает новые возможности, но и конкуренция возрастает.

Если раньше для запуска проекта достаточно было краткого описания сюжета, сейчас простая заявка вряд ли поможет вам выделиться. Она может быть воспринята на уровне идеи, но шансов на доведение ее до сценария и съемок значительно меньше. Именно поэтому полностью написанная первая серия — более надежный способ заявить о себе как об авторе и привлечь внимание со стороны продюсеров.

Но обо всем по порядку.

 

Что должно быть в пилоте

1Идея

Все любимые зрителями шоу когда-то начинались с хорошей идеи. Преподаватель химии с диагнозом «неоперабельный рак легких» начинает производить амфетамин, чтобы обеспечить будущее свой семьи. Если на минуту представить, что мы не видели этот сериал, мысль может показаться странной и даже абсурдной. Однако Винс Гиллиган, шоураннер «Во все тяжкие», однажды просто вычитал эту новость в газете, сумел облечь ее в форму сценария и продать продюсерам. Идея — зерно, из которого вырастает история.

Актер Брайан Крэнстон и шоураннер Винс Гиллиган на съемках сериала «Во все тяжкие» / Фото: AMC
Актер Брайан Крэнстон и шоураннер Винс Гиллиган на съемках сериала «Во все тяжкие» / Фото: AMC

2Тема

Это основа сценария, ключевая мысль, организующий принцип, который подчиняет себе все повествование. Вне зависимости от того, говорим ли мы о сюжете с вертикальным или горизонтальным развитием, тема должна быть выражена максимально просто и понятно, в одном предложении.

Часто авторы хотят рассказывать сложные истории, раскрывая в сюжете множество проблем. Безусловно, это хорошо, но важно понимать различие между главным и второстепенным.

В пример Дмитрий приводит лаконичную формулировку темы недавней «Обычной женщины»: как много зла может сделать хороший человек до того, как сам станет тем злом, которое он делает. Внимательно вчитавшись в это предложение, мы поймем — в нем выражено все, что происходит в сценарии.
 

Трейлер сериала «Обычная женщина»

Темой не может быть просто «любовь», «смерть», «предательство». Необходимо противоречие, которое подчеркнет уникальность проекта. Ориентируясь на заданную в пилоте тему, автор может добавлять второстепенные линии, которые будут работать на главную — придавать ей веса или оттенять в зависимости от конкретных задач сюжета.

Для зрителя тема, заявленная в самой первой серии — индикатор, по которому он определяет свой интерес к истории.

3Конфликт

Пункт, без которого не обходится ни один учебник по драматургии — конфликт. В сериале важно, чтобы он был заявлен с самой первой серии. Герои могут быть в конфликте с обществом, близким окружением, с собственным Я. Например, героиня Анны Михалковой в «Обычной женщине» изначально в конфликте с мужем, с дочерью, с обществом. А в «Мертвом озере», над которым Дмитрий работал в качестве соавтора сценария, герой Евгений Цыганова прежде всего в конфликте с самим собой — это становится понятно из первой сцены (попытка самоубийства).
 

Трейлер сериала «Мертвое озеро»

Через каждое такое противостояние раскрывается основная тема фильма. Пилот без конфликта вряд ли заинтригует зрителя, а значит и продюсер на такой проект обратит внимание в самую последнюю очередь.

4Герой

К разработке образа главного героя надо отнестись с особой тщательностью. Оторванный от реальности герой не сможет вызвать должного сочувствия, а его проблемы не будут созвучны аудитории. Даже если главное действующее лицо — сказочный персонаж, его нужно наделить такими чертами, которые будут понятны каждому зрителю.

Считается, что сценарист должен знать биографию своего героя до мельчайших деталей. Но не всегда рецепт успеха зависит от подобной дотошности. Иногда достаточно хорошо продумать конфликт и позволить образу рождаться в процессе. Говорят, что герой — это и есть структура. Мы любим сериалы прежде всего за интересных героев. В приоритете, как правило, неординарные личности с противоречивыми историями. Конечно, не стоит делать ставку исключительно на аутсайдеров, непонятных обществом. Нестандартные образы, на примере которых можно раскрыть самые обычные проблемы — привлекательный баланс для студий.

5Сеттинг

Роберт Макки в своей «Истории на миллион долларов» объединяет термином «сеттинг» четыре измерения истории: период (время действия), длительность (продолжительность истории во времени), локацию (место истории в пространстве) и уровень конфликта (положение истории в социальной иерархии).

Роберт Макки / Фото: Two Arts
Роберт Макки / Фото: Two Arts

Подумайте, какое место действия более всего подходит выбранной теме? В какое время мог бы жить ваш герой? Какую профессию для него подобрать, чтобы конфликт раскрывался наилучшим образом?

Если говорить о локациях, то раньше многие отечественные сериалы снимались в Ярославле в силу удобной инфраструктуры, налаженного актерского цеха. Сейчас география расширяется. Например, «Мертвое озеро» снималось в Кировске, «Русалки» — в Краснодарском крае.
 

Трейлер сериала «Русалки»

Становится понятно, что привычный подход больше не работает, и продюсеры охотнее подстраиваются под художественные задачи конкретного проекта. Для автора сценария это плюс — на этапе пилота можно не ограничивать свою фантазию. Но все-таки стоит иметь продюсерское мышление: вероятность того, что проекту с фантастическим местом действия отдадут предпочтение, ниже.

 

Быстрый сторителлинг

Многих авторов сериалы привлекают потому, что продолжительный формат дает возможность рассказать историю неспешно — глубже погрузиться в персонажа, затронуть больше вопросов, раскрыть несколько тем. Однако текущая тенденция такова, что в моде быстрый сторителлинг. Ориентироваться на классическую четырехактную систему, принятую для сценариев во всем мире уже не обязательно. Начинать с клиффхэнгера — тоже. Конечно, они необходимы, чтобы поддерживать интригу, но учитывая, что зритель может сразу купить весь сезон за подписку и посмотреть его за пару дней, потребность в крючках и паузах между ними не так высока.

Другое дело — неожиданные повороты. В современном сценарии их должно быть много. Даже лирические интонации не должны превращать повествование в монотонное, каждой сцене необходимо ядро. Возникает закономерный вопрос: как же обойтись без классической сцены, в которой герои просто встретились и поговорили? Ответ: небольшие паузы не принесут вреда, но практически каждый диалог должен соотноситься с основной идеей фильма и работать на ее раскрытие, не снижая динамику сериала. Для сценариста критерием может служить объем написанного: одна сцена — 1-2 страницы текста.
 

Трейлер сериала «Метод»

Работая в сценарной группе сериала «Метод», Дмитрий столкнулся именно с таким подходом: история рассказывается быстро, вместо 50 сцен — 100. Все для того, чтобы читатель (продюсер, студия) «пропал» в сценарии, а зритель не смог оторваться от экрана.

 

Еще несколько полезных советов

Представляя свой проект продюсеру или на питчинге сценаристов, кроме стандартной заявки, включающей несколько страниц текста с кратким изложением содержания (логлайн), описанием сюжетной арки персонажа и указанием количества серий, а также полностью готового пилота, есть еще несколько полезных пунктов, которые помогут выгодно выделить ваш проект среди других.

Тизер

Если уже на начальном этапе вы работаете с режиссером, который готов снимать ваш сериал, стоит сделать небольшой тизер. Совсем не обязательно замахиваться на крупнобюджетную постановку. Достаточно выбрать наиболее показательную сцену из пилота, которая раскроет суть истории, образ главного героя, передаст общую атмосферу и продемонстрирует ваше видение проекта. С тизером шансы на успех сильно возрастают. Кроме того, можно добавить дримкаст (актеров, которых вы хотели бы видеть в качестве исполнителей главных ролей) и даже приблизительную смету (это зарекомендует вас не только как автора, но и как креативного продюсера со стратегическим мышлением).

Фото: Kal Visuals
Фото: Kal Visuals

Редактировать текст

Не стоит забывать про редактуру и отправлять на студию непроверенный текст. Речь не только о грамотном оформлении и пунктуации, но и о строгой проверке с драматургической точки зрения — сведении линий, логике повествования, отсутствии ошибок в именах, профессии, статусах героев (например, эпизодических — за ними бывает сложнее всего уследить).
Дмитрий советует перечитывать финальный вариант 2-3 раза, внося правки, и делать это не только в режиме рецензирования на компьютере, но и распечатывать текст. В наше время это уже звучит немного банально, но факт остается фактом — на бумаге текст воспринимается немного иначе, и вы можете обратить внимание на ошибки, которые прежде не замечали.

Читать сценарии

Список литературы по драматургии большой. Здесь и Роберт Макки, и Сид Филд, и Памела Дуглас и Кристофер Воглер. Но точно так же, как режиссеру или историку кино советуют смотреть больше фильмов, фотографу — ежедневно изучать работы признанных классиков фотографии, очевидный совет для сценариста — читать известные сценарии. К счастью, большинство сценариев самых громких зарубежных шоу доступно в сети.

Больше писать

В среднем написание пилотной серии может занять у вас несколько месяцев. Писать весь сезон нет необходимости, лучше сразу приниматься за новый пилот. Отправляя свою работу на каналы от разных студий, вы можете столкнуться с тем, что со временем она будет известна каждому редактору, и репутация вашего проекта будет подпорчена.

Пилот может привести вас в другие проекты

Неочевидные с первого взгляда возможности, которые может открыть перед вами пилот — шанс попасть в другие проекты. История о том, как шоураннер «Безумцев» Мэттью Вайнер когда-то попал в команду сценаристов «Клана Сопрано», а после запустил собственное шоу, по прошествии времени кажется сказочно-идеальной. Но примеры многих людей из индустрии доказывают, что случайности не нужно списывать со счетов.

Писать то, во что вы искренне верите

Конечно, надо учитывать тенденции, быть готовым подстраиваться под существующие форматы, но не стоит слишком быстро отказываться от идеи, которая давно сидит в голове. Возможно, стоит доработать ее, поискать свежие решения, изменить тональность повествования. Финальный совет — «писать с душой о том, во что вы верите» — всегда остается актуальным.
 


Обложка: кадр из сериала «Мертвое озеро» / ТНТ

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *