О проекте
Все началось с идеи актера Федора Степанова, который сотрудничал с театром «Практика», а также работал вместе с Вадимом Демчогом над программой «Фрэнки-шоу». Степанов приносил в студию эссе о какой-либо исторической личности, в жизни которой мы находили некую точку отсчета, поворотный момент, после которого их судьба полностью менялась и они становились теми знаменитостями, о которых все знают. Вслед за историческими личностями мы перешли к вымышленным персонажам, потом к явлениям, а далее — к вещам, явлениям, мифам, концепциям и т.д. За семь лет не осталось сфер, которые мы так или иначе не затронули в наших выпусках.
Этапы создания
1. Запись голоса и обработка
Федор Степанов обычно пишет под себя текст на 3 – 15 минут и начитывает его на разные лады в студии. Обычно я записываю по три-четыре варианта актерского чтения: первый — расслабленный, второй— с особым накалом, гипертрофированный, где актер давал волю всем эмоциям сразу, а третий — авторский, в его собственном представлении. Также иногда мы потом переписываем дубли отдельных моментов.
Второй этап — обработка записанного голоса во всех версиях: чистка вдохов, слишком длинных пауз, так называемых «слюней» и т.д. Осуществлять ее можно в абсолютно любых программах звукового монтажа: Vegas, Samplitude, Universal Audio, Protools, Steinberg Wavelab, Logic, да хоть Audacity.
Интерфейс программы Samplitude
Получается готовый текст программы, выстроенный на таймлайне. И только после этого начинается оформление — поэтапный подбор музыки и звуков.
2. Музыкальное оформление
Интерфейс сайта Dewolfemusic.com
Что касается самого музыкального оформления, то тут может быть два варианта. Вы можете подобрать музыку под программу, ориентируясь на эпоху или место, где находится герой, национальный колорит страны и т.д. Или, как вариант, вообще проигнорировать подобные ассоциации и ориентироваться исключительно на ощущения. Существует достаточно много «географически нейтральной» музыки, например, эмбиент, дрон и т.д. Бывает, что даже переливчатое гудение на фоне голоса создает нужную атмосферу, хотя это и не полноценное музыкальное сопровождение и его невозможно как-то идентифицировать.
Как правило, одного музыкального трека недостаточно для оформления, иначе получится, что вся программа прозвучит на одной ноте. Это скучно, слушатель быстро потеряет интерес и выключит программу. Лучше разбить аудиофайл по меткам на несколько сцен и под каждую подобрать звуки и подложку по настроению. Музыка может быть абсолютно разной — например, начинаться звуками граммофона, а заканчиваться металом.
Сейчас слушатель практически не может спокойно сесть и обстоятельно ознакомиться с какой-либо программой от начала до конца. Многие вообще аудио (радио, подкасты) предпочитают видео (YouTube-каналы). Поэтому за внимание нужно бороться, добавляя «экшена»: необходимо использовать звуковые эффекты и музыку, способные добавить «перца» и удержать аудиторию.
3. Добавление звуков и создание «среды»
После музыки, когда уже есть записанная дорожка текста и готовая музыкальная подложка, я перехожу к дополнительным шумам и звуковым эффектам, которые передают атмосферу ситуации, в которой находится герой.
В работе со звуками есть свои сложности и ловушки. Например, если вы скачиваете в библиотеке звук дождя (условный rain.mp3), то не стоит принимать это на веру. Постарайтесь абстрагироваться и переслушайте аудио: действительно ли этот звук передает то, что вам нужно? Поймет ли этот звук слушатель? Не забывайте, он же не видел, что вы записывали звук, мокли под дождем или скачали файл rain.mp3. Вполне может оказаться, что звук дождя больше похож на треск веток в костре, а чтобы он зазвучал именно как дождь, нужно еще добавить шквалистого ветра.
Помните, что самые лучшие звуки — это те, которые вы записываете сами или сами доводите до ума, складывая с другими шумами. Этот тренд называется layering (наслоение). Он пришел из музыкальной сферы: это когда записывают, например, звук малого барабана, но звучит не только он — у него берут низкие частоты, средние — у другого барабана, а высокие, допустим, вообще у колокола. То есть разные частоты разных инструментов соединяют в один звук.
Общую среду, в которой живет персонаж, необходимо складывать из музыки и эффектов. Недостаточно чего-то одного. Эффекты нужны для перехода от одной сцены к другой, потому что, если все время слишком плавно переходить от одной сцены к другой, будет не хватать динамики — пропадет накал и станет скучно. Можно делать резкие переходы с настроенческими и звуковыми перепадами. Например, идет голос автора на фоне какой-то спокойной музыки, а потом на каком-то слове — бах, музыка резко прерывается, а дальше идет эффект разлетевшихся птиц, как от выстрела. Таким образом можно украсить программу.
Помните, что какие-то звуки, которые вы накладываете, могут быть по ощущениям дальше или ближе. Чем больше высоких частот, тем звук кажется ближе, больше низких — тем дальше. «Лишние» частоты всегда можно убрать с помощью эквалайзера и «задвинуть» звуки на фон. Для «приближения» же звука можно просто убрать низкие частоты.
Для создания атмосферы в программе не обязательно пользоваться какими-то конкретными звуками. Если в ее основе какое-то психоделическое произведение или она посвящена чьим-то философским размышлениям, то вы можете полностью положиться на свою фантазию и не ограничивать себя рамками реальных шумов. Например, звук пощелкивания может передавать расслабленное настроение — неважно, что это щелкает на самом деле.
Конечно, после такой обработки ваши дорожки превращаются в эдаких чудовищ с сотнями закладок/вставок и т.д. Все это рано или поздно начнет глючить, поэтому во время работы не забывайте почаще сохранять сделанное в проекте.
4. Наложение эффектов на голос
Финальную обработку голоса, а именно наложение эффектов, лучше делать после создания «среды». Голос можно легко туда поместить, потому что вы уже знаете, что и где у вас щелкнет, какая музыка где играет. Помните, что голос должен звучать в соответствии с тем, где находится рассказчик: комната, лес, замок и т.д. В этом вам поможет реверберация, «шифтер» (эффект нескольких голосов), delay и другое: выбор эффектов и инструментов зависит от «софта» для монтажа.
Если вы создаете программу для радио, особенно если речь идет об FM-диапазоне, то помните о радийных ограничениях. На радио считается плохим тоном, когда у голоса помехи, он глушиться или появляются небуквальные фоновые голоса. В Интернете таких ограничений нет. Иногда даже оправданно создать дополнительные помехи, чтобы слушатель делал усилие для прослушивания: «запрятать» какой-нибудь тихий голос на фон или пускать текст одновременно шепотом и криком, но на фоне. Так можно создать эффект толпы. В этот момент вам пригодятся дубли записи голоса с разными настроениями. Но это можно делать только в онлайн-проектах.
При подборе музыки учитывайте, что есть много композиций, которые изобилуют средними частотами там, где должен быть голос. Например, очень сложно сочетать голос с саксофонными треками: инструмент может совершенно заглушить его.
5. Последние штрихи
Когда уже есть обработанный голос, музыка и шумовая среда с эффектами, то лучше всего взять все дорожки без голоса и сохранить в единый файл. Далее необходимо сохранить отдельным файлом голос со всеми эффектами. На выходе получается два файла — голос и бэкграунд. Незаменимой вещью на данном этапе станет так называемый сайдчейн (sidechain compressor), который регулирует уровень подложки в зависимости от голоса. Но если в вашей программе монтажа его нет, то можете сделать это вручную — под каждое изменение голоса регулируйте бэкграунд. Недостаточно поставить «точку» в начале, снизить уровень везде, а в конце сделать его повыше — это все испортит. Фон надо менять в зависимости от голоса. Финальные штрихи — компрессор и немного реверберации, чтобы смягчить все переходы и создать чувство целостности. Последнее действие — сведение всего в один полностью готовый файл. Шедевр готов.
Не забывайте, что аудитория едва ли прослушивает программы на каком-то мощном Hi-Fi-оборудовании с хорошими колонками в супернаушниках. Вполне возможно, кто-то даже слушает программы в моно — например, через динамик смартфона. Переслушайте программу в разных вариантах: в обычных наушниках, с маленькой колонки и т.д. Ваши мониторы и профессиональные наушники — это одно, а обычные наушники или динамик ноутбука — совсем другое, там можно не услышать и половины эффектов. Учитывайте, что человеческое ухо лучше всего воспринимает средний звуковой спектр, а также то, что чуть выше и чуть ниже среднего спектра.
Илья Аржадеев / Фото: Виктор Вытольский
Обязательно давайте послушать программу кому-то еще, кто не был задействован в ее производстве и сможет «свежим ухом» оценить аудио, чтобы создать объективную оценку и, возможно, что-то подкорректировать. Если человек говорит, что вот в этом месте скучно и он бы выключил— обязательно учтите это и добавьте динамики. Что касается экспериментальных ходов, доверяйте своему чутью. Если вам понравилось — найдется масса людей, кто отреагирует так же!