Что такое high concept?
Секрет в том, что формат уже давно никого не волнует, кроме студентов сценарных факультетов. На самом деле, ни один вменяемый продюсер не будет кидаться в вас скомканным листком бумаги, если он в состоянии разглядеть в одном грамотно составленном небольшом тексте интересную идею и потенциальный хит.
И вот тут все дело в слове «хит», которое предвещает оригинальный блокбастер, способный покорить каждого, вне зависимости от социальной или гендерной принадлежности. Большинство теоретиков считают, что первым, кто плавно перешел от logline к high concept, стал Стивен Спилберг (интересно, знает ли об этом сам режиссер) в «Челюстях».
Кадр из фильма «Челюсти»
Если установить главные признаки high concept, то это:
- универсальный сценарий, который работает на любом бэкграунде, историческом фоне или локациях;
- оригинальный сценарий, не сиквел, не спин-офф (то есть «Звездные войны. Новая надежда» – это high concept, а «Империя наносит ответный удар» – не совсем);
- дорогостоящий фильм (но при этом high concept микробюджетной «Пилы» считается одним из лучших в своем жанре);
- сценарий предполагает эффектные сюжетные твисты (по этому признаку «Империя…» имеет все шансы быть high concept);
- это может быть пересказ краткого сюжета в 26 слов;
- и самое главное – это идея, которая должна завлечь зрителя; возможно, именно поэтому некоторые склонны к неверному, но имеющему право на существование мнению, что high concept – это не просто пять строчек, а весь фильм целиком.
Кадр из фильма «Изгой»
Стоит добавить, что в 80-е годы появился термин low-concept, который отсылает то ли к арт-хаусу, то ли к потенциально фестивальному кино. Есть забавная точка зрения, построенная на переводе: high concept – это «поверхностный сюжет», а low concept – это что-то более глубокое.
Сценарист Блейк Снайдер в книге «Спасите котика!» пишет: «Что такого особенного в high concept? Он весьма расплывчато описывает категорию фильмов, которую обозначает. “Крепкий орешек” – это high concept, а “Английский пациент” – нет? С помощью этой категории вы можете разделить все фильмы на американские (high concept) и европейские (low concept)». Но сегодня, когда все истории уже рассказаны до нас и идей катастрофически не хватает, на помощь сценаристам приходят проверенные фольклорные сюжеты.
При чем здесь фольклор?
Кадр из мультфильма «Рапунцель»
Но вот проблема. К какому типу «концептов» такие истории причислять и как эти логлайны расписывать, чтобы их оторвали с руками?
То, что это «бродячие сюжеты», никого не смущает. Правда, какая разница, что брать за основу: «Красавицу и чудовище» или «Аленький цветочек», «Сказку о мертвой царевне» или «Спящую красавицу»? Лишь бы зритель не спал. Но продюсеры с критиками в растерянности: на какую полочку класть «Малефисенту»? К high concept (бюджет огромный, герои интересные, есть как минимум два сюжетных хука) или нет (это экранизация даже не сказки, а мультфильма)?
Но вот четыре года назад появляется «Белоснежка и охотник», и любители раскладывать все по своим местам задумались.
Что не так с «Белоснежкой и охотником»?
Кадр из фильма «Белоснежка и охотник»
Но с середины фильма все переворачивается. Появляется охотник Эрик, про которого ни в книгах, ни в народном творчестве ничего не сказано. Белоснежка оказывается бесстрашной воительницей. Гномы похожи не на диснеевских старичков, а на хоббитов, битвы сняты интереснее, чем фильмы Питера Джексона. То есть университетская система дала сбой: сначала у нас просто сказка с соблюдением канонов, далее – high concept? Разве так можно?
Но к «Белоснежке и охотнику – 2» вопросов у формалистов стало еще больше. У нас на уровне названия сторонники академического образования могут сойти с ума: героиня Терон ведь погибла в первой части, так? На кого тогда пойдут смотреть мужчины? Кристен Стюарт не заявлена, тогда что будут делать в кино подростки? Зачем охотнику свой заглавный фильм? При этом картина получилась не хуже, чем первая часть: костюмы, экшн, дизайн, шик-блеск-красота, спецэффекты, – все на месте.
Трейлер «Белоснежки и охотника – 2»
Что сделали создатели фильма? Они очень смело, невзирая на ожидания зрителей, сняли одновременно приквел, параллельную историю и сиквел, и все это в одном фильме. Мужественно чуть ли не за первые 20 минут убили половину персонажей, которых мы видим на постере (это не спойлер, а повод посмотреть, как это будет влиять на остальные сюжетные линии). Еще это роад-муви. Добавили даже кроссовер, так как трудно не увидеть связь с совсем другим мультфильмом на совсем другую тему из совсем другой студии. И все это работает. С одной стороны, это 100% high concept, совершенно оригинальная история, с другой – сиквел, хоть и с минимумом привязок к первой части.
На съемках фильма «Белоснежка и охотник – 2»
Что же делать?
Кадр из фильма «Белоснежка и охотник»
Так долго расписывалась история появления понятия high-concept специально, чтобы оставить это здесь, как прием, который скоро погибнет. Все меньше авторов, умеющих и желающих работать по правилам, написанным полвека назад. Все меньше сюжетов, которые могут работать вне привязки к схемам. А утверждение, что «нот всего семь», уже давно выглядит, как отговорка. Нот не семь, а как минимум двенадцать.
Использовались материалы из книг: Роберт МакКи «История на миллион долларов», Павел Черепанов «Логлайн и хай-концепт в теории жанров», Блейк Снайдер «Спасите котика!», а также ресурсов: writersstore.com, ifc.com, absolutewrite.com.