На дощечке стали указывать дополнительную информацию: имя режиссера, оператора (иногда и продюсера), дату, фильтры, время (ночь/день) и место (интерьер/экстерьер) съемок. На брусках появились косые белые полоски, которые затем превратились в цветные. С появлением цифровых камер деревянная черная доска стала акриловой белой. На наиболее продвинутых хлопушках появился LED-дисплей с тайм-кодом. При этом функции этого важнейшего киноизобретения остались прежними – фиксация аудиовизуальной информации о кадре для последующего монтажа, цветокоррекции и озвучки.
Человеком с хлопушкой обычно является второй ассистент оператора (Second Assistant Camera или просто 2AC), его также называют Clapper Loader (жаргонный вариант Clapper Boy, в отличие от нашего «девушка с хлопушкой»). Процесс работы достаточно однотипен: режиссер или помощник режиссера командует «Мотор!», звукорежиссер отвечает «Мотор идет!», оператор включает камеру, в это время хлопушка уже находится в кадре, после положительного ответа оператора, второй ассистент оператора с хлопушкой зачитывает данные, делает хлопок и бесшумно выходит из области кадра. Несмотря на кажущуюся простоту в эксплуатации хлопушки, существует несколько важных правил, которые необходимо соблюдать при работе с ней.
Текст на хлопушке должен быть написан разборчивым почерком и без ошибок. Название фильма, имя режиссера и оператора можно написать при помощи трафарета, если на проект не была заказана специальная хлопушка с выгравированными инициалами. Иногда в высокобюджетных проектах оригинальное название заменяется на вымышленное, чтобы не допустить утечек в СМИ.
Информацию о номере сцены, кадра и снимаемых в данный момент дублях второму ассистенту оператора обычно предоставляет скрипт-супервайзер (script-supervisor). На небольших проектах эти должности иногда совмещают, и тогда помимо «хлопания» в кадре клаппер-бою придется следить за процессом съемки и вносить всю информацию в специальные монтажные карточки.
Существует дополнительная маркировка кадров: к номеру сцены или кадра могут добавляться буквы, например, «1А» или «1В», если уникальные буквы закончились, то можно написать «1АА» и т.д. Также на хлопушке указывается дополнительная информация: вид светофильтра, номер объектива и карты памяти (пленочной катушки), время суток (день/ночь), вид локации (Int/Ext). Если в кадре отсутствует звук – можно оставить пометку MOS (motor only shot), либо держать хлопушку закрытой. В зарубежной практике используются и другие обозначения: буква «R» (reshoot) перед номером кадра обозначает пересъемку сцены; маркер «TV» после номер кадра – съемка версии сцены для телевидения; «p/u» – досъемка (pickup) в случае, если актер испортил дубль и режиссер решил переснять небольшой кусочек с запоротым диалогом; плюс различные специализированные маркеры для художников компьютерной графики и т.д. Обычно в дополнительной маркировке не используются буквы «О» и «I», так как они похожи на цифры. При съемке рекламных роликов на хлопушке редко пишут дополнительные буквы, обычно используют другую нумерацию, например, «101» и «201» для разных роликов.
Если вы находитесь в стесненных условиях, например, при съемке детали, когда расстояние между камерой и объектом ограничено, можно использовать специальные миниатюрные дощечки где сцена и дубль пишутся вместе («20А/1»). Этой информации для монтажа будет достаточно. Если необходим звук, то нужно поместить в кадре часть хлопушки с изображением сцены, кадры и дубля, а затем сдвинуть ее вниз, чтобы была видна верхняя часть и хлопнуть. Третий вариант, самый распространенный – так называемая «перевернутая хлопушка», когда хлопушку переворачивают верх ногами и помещают в конце дубля после команды режиссера «Снято!». Только нужно убедиться, что оператор в этот момент не выключил камеру.
В обычной ситуации хлопушка располагается недалеко от кинокамеры (примерно 30 см на каждый 10 мм фокусного расстояния), чтобы текст был читабельным и легкоразличимым. Хлопушка должна быть хорошо освещена, особенно если съемки проходят в темноте (в таких случаях можно носить с собой фонарик). Так как монтажер будет ориентироваться в превью на самый первый кадр, второму ассистенту оператора необходимо всегда следить за тем, чтобы хлопушка на момент начала записи уже находилась перед камерой.
Нужно также контролировать свои руки, чтобы во время удара хлопушка не двигалась – это облегчает монтажеру поиск нужного момента для синхронизации видео со звуком. Обычно хлопушку держат в левой руке, а сам хлопок осуществляют правой. Но с опытом можно наловчиться делать это все одной рукой. После удара хлопушку нужно подержать в кадре в течение секунды и после беззвучно исчезнуть, как ниндзя. Пока идет съемка текущего дубля, нужно подготовиться к следующему и обновить информацию на хлопушке. Особо продвинутые «хлопари» обладают мастерством бесшумно снимать колпачок с маркера. Кстати нужно заранее подобрать маркеры, которые будут легко оттираться и запастись специальным спиртовым раствором, чтобы к концу съемок хлопушка не превратилась в месиво из черных разводов.
На общих планах нужно громко и четко проговаривать номер сцены, кадры и дубля, и не стесняться при совершении хлопка. Если же снимается крупный план, то надо поберечь актеров и хлопать как можно тише, чтобы те не испугались и не потеряли нужной эмоции. В зарубежной практике перед тем как совершить хлопок второй ассистент оператора кричит слово «Маркер!» («Mark!» или «Marker!»), чтобы монтажер знал, что на следующий громкий звук придется удар хлопушки. Часто функции записи номера сцены, кадры и дубля лежат на плечах звукорежиссера, и чтобы сократить время, человек с хлопушкой произносит только «Маркер!». Если вдруг хлопок не получился, можно крикнуть «Второй удар!» («Second Sticks!») и повторить попытку.
Очень часто на съемках возникают ситуации, когда новички отлучаются с площадки вместе с хлопушкой, чем навлекают на себя праведный гнев съемочной группы. Поэтому нужно всегда оставлять хлопушку недалеко от камеры, чтобы ассистент оператора смог в случае вашего непродолжительного отсутствия самостоятельно написать новый дубль и хлопнуть его вместо вас.
В случае многокамерной съемки существует несколько вариантов поведения. Самое простое решение – найти оптимальное место, с которого вас увидят все камеры. Либо поочередно подносить хлопушку к каждой камере, что особенно эффективно в том случае, если у вас цифровой аппарат с бегущим единым тайм-кодом. Другой вариант – использовать несколько хлопушек для каждой камеры. При этом они должны быть все промаркированы своими буквами «А», «В», «С» и так далее, у каждой буквы свой цвет. Во время съемки необходимо проговорить в кадре отдельные команды: «Маркер для камеры А!», «Маркер для камеры В!». Нужно следить, чтобы другие хлопушки не попали в кадр, это избавит от проблем с неправильной синхронизацией на монтаже.
Таким образом, работа второго ассистента оператора не так проста, как может показаться. Человек с хлопушкой необходим в любом съемочном процессе, так как он синхронизирует работу его участников от момента съемок до окончания постпродакшна. И хлопушка не просто инструмент, это символ, который удивительным образом дисциплинирует съемочную группу, создавая волшебную атмосферу на площадке вне зависимости от бюджета проекта.