1Язык тела и общий план
Общий план в кино задает место действия и обстановку. Чаще всего это открытая композиция с большой глубиной пространства и широким углом обзора. Открытая композиция предполагает, что линии пространства, предметов, взглядов и тел актеров как бы направлены за пределы кадра. Мизансцена в кино строится так, как если бы зритель присутствовал в сцене и видел все своими глазами. Это делает мизансцену в кино менее условной, чем в театре. Поэтому общий план требует от актера одновременно театральной выразительности и жизнеподобия.
Кадр из фильма «Гражданин Кейн» (1941) / Фото: RKO Radio Pictures
Сначала нужно понять, как работает человеческое тело. Человек постоянно совершает различные действия. Действия — это поступки с определенными мотивами. Мотив — результат осмысления ситуации, поэтому актер может играть только то действие, которое он осмыслил. Мотиву предшествует цель. В кино цель рождается из режиссерской задачи.
Станиславский считал, что правдоподобное действие актер может совершить только тогда, когда знает, кто его герой, где он находится, почему и зачем совершает это действие и каким образом. То есть знание предлагаемых обстоятельств и правильно поставленная режиссерская задача вызывают у актера соответствующее поведение тела. Это путь к внешнему через внутреннее. Однако этот метод подходит не всем.
Есть и обратный путь — добиваться внутреннего через внешнее. Сторонником этого метода был М. А. Чехов. В своей книге «Техника актера» в качестве одного из упражнений он предлагает выполнить простые физические действия с определенной окраской. Например, поднять и опустить руку с осторожностью. Это действие, по мнению М. А. Чехова, вызывает в актере соответствующие чувства, т.к. его внимание в этот момент обращено на само действие.
Кадр из фильма «Огни большого города» (1931) / Фото: United Artists
При работе с телом актера на общем плане режиссеру также могут помочь основные понятия из системы Станиславского — вес тела и центр тела. Вес тела может быть легким, средним и тяжелым. В легком весе у человека приподнятое настроение, в тяжелом — он подавлен, расстроен или просто устал. Центр тела — это то, на что направлено внутреннее внимание актера. Например, у героя болит спина, значит в этой сцене актер будет фокусироваться на своем позвоночнике и играть от этих ощущений.
Прежде чем приступить к репетициям с актером, режиссеру стоит тщательно продумать характер героя, его отношения с телом и язык его телодвижений — какие жесты он использует, в какие позы становится в разных ситуациях, комфортно ли ему в его теле, быстр ли он в своих реакциях, совпадают ли его слова с языком его тела. Например, согласно исследованиям в невербальной психологии, чем выше социально-экономическое положение человека, тем менее развита у него жестикуляция и более сдержанны телодвижения. С возрастом жесты людей становятся менее активными и более завуалированными. Поэтому разгадать язык тела зрелого человека сложнее, чем молодого. Быстрота движений и реакций зависит от возраста человека.
Кадр из фильма «Гражданин Кейн» (1941) / Фото: RKO Radio Pictures
Язык тела человека может многое рассказать о его отношении к миру. Люди, имеющие привычку потирать затылочную часть своей шеи, склонны к критическому отношению к миру, в то время как те, кто обычно хлопает себя по лбу, совершив ошибку, как правило, более открытые. Как герой ведет себя в незнакомой обстановке? Руки на груди выражают желание защититься от неблагоприятной ситуации. Любые скрещивания рук или ног обозначают оборонительную позу. Кроме того, руки на груди образуют барьер между человеком и окружающими. Таким же барьером могут выступать предметы (книга, папка, сумка и т.п.). Человек чаще всего использует барьеры в обществе незнакомых людей или когда неуверен в себе. В конфликтной ситуации поза с руками на поясе выражает готовность действовать.
Кадр из фильма «Огни большого города» (1931) / Фото: United Artists
Как герой относится к другим людям? Предъявляет ли он права на свою или чужую территорию или другого человека? Выражается ли это в его теле? Если да, то это многое говорит о характере героя. Когда человек прикасается к тому, что считает своим, этот предмет становится как бы продолжением его тела. Когда в сцене несколько действующих лиц, режиссеру стоит обратить внимание на направление ног и корпуса тела каждого из героев. Настроены ли герои общаться друг с другом, или это общение интересно только кому-то одному? В таком случае стопы двух других героев будут направлены в другую сторону от третьего героя.
Кадр из фильма «Ангелы с грязными лицами» (1938) / Фото: Warner Bros.
Действия человека состоят не только из жестов и поз, но и из движений. Движения выражают состояние психики человека в каждый момент. При работе над движением героя в кадре следует помнить про темп. Все действия и поступки человека осуществляются в определенном темпе. Темп почти всегда отражает внутреннее состояние человека — опаздывает ли он работу или провожает друга в длительную командировку. Темп обычно имеет шкалу от одного до десяти, где один — самая маленькая скорость, а десять — самая большая.
На тело человека также оказывает большое влияние одежда. Режиссеру нужно продумать: должна ли одежда актера быть удобной в сцене, где герой чувствует неловкость? Чтобы лучше понять, как работает язык тела, полезно смотреть сцены из фильмов без звука, а также наблюдать за поведением людей в общественных местах.
2Язык тела и средний план
Средний план в кино уточняет сведения о месте действия, обстановке и героях. Обычно это закрытая композиция с ясным сюжетным центром. На среднем плане направление корпуса тела героя не менее важно, чем на общем. Средние планы хорошо подходят для диалогов, поэтому жесты героя выходят на первый план.
Кадр из фильма «Огни большого города» (1931) / Фото: United Artists
Жестами человек рассказывает то, что он не может или не хочет объяснить словами. По своей природе жест всегда имеет конкретную цель и выражает эмоциональное состояние человека. Сила или слабость жеста зависит от волевых усилий. Человеку бывает сложно заставить себя что-то сделать усилием воли. Однако при помощи жеста можно немного повлиять на нее.
Как и позы, жесты могут многое сказать о характере человека. Например, жест с выставлением больших пальцев рук означает превосходство. Если герой в это время говорит противоположные слова, возникает контрапункт. Если стоит задача показать, что герою скучно, можно добавить руку к его лицу в качестве опоры. Когда человек подпирает щеку сжатыми в кулак пальцами, а указательный палец упирается в висок, это означает оценку. Поглаживание подбородка означает, что человек пытается принять решение.
Кадр из фильма «Девять с половиной недель» (1986) / Фото: MGM
В диалоговых сценах хорошо работают так называемые жесты вытеснения, которые проявляются вследствии сдерживания героем своего мнения или желанием избежать неприятного разговора. Собирание, общипывание несуществующих ворсинок с одежды — один из таких жестов, признак того, что человеку не нравится все, что здесь говорится.
Защита рта рукой — подсознательный сигнал сдержать произносимые слова и замаскировать обман. Например, жест, при котором рука прикрывает рот и большой палец прижат к щеке. Некоторые люди пытаются изобразить кашель, чтобы замаскировать этот жест. Если человек кладет пальцы в рот, то скорее всего он в состоянии сильного угнетения или нервничает.
Кадр из фильма «Девять с половиной недель» (1986) / Фото: MGM
На средних планах хорошо видны руки героев. Раскрытые ладони говорят об открытости и искренности человека. Когда человек говорит правду, он обычно раскрывает перед собеседником свои ладони. Также стоит обратить внимание на шею героя — он покорно опускает ее или гордо держит, слегка задрав подбородок?
На среднем плане большое значение приобретает дыхание. У него есть ритм, и с его помощью можно добиться акцента в сцене. Например, в момент оценки в дыхании наступает пауза. Когда герой волнуется, ритм его дыхания становится прерывистым.
Кадр из фильма «Гражданин Кейн» (1941) / Фото: RKO Radio Pictures
На средних планах большую роль также играют детали обстановки и предметы. Эти детали создают атмосферу сцены. Режиссеру стоит задать себе вопрос, какие детали окружают героя? Как он обращается с предметами быта, ловко или неуклюже?
3Язык тела и крупный план
Крупный план — это кадр, в котором лицо героя — это основной и практически единственный источник информации. Когда камера крупно выделяет лицо актера, от него требуется проявлять сдержанность в мимике, поскольку на крупном плане человека видно как в увеличительное стекло. Актеру нужно сосредоточить свое внимание на глазах, движениях губ, ноздрей, бровей. Только так можно избежать переигрывания. Все это позволяет показать на экране мельчайшие нюансы, которые глаз не улавливает в жизни.
По крупным планам зритель часто восстанавливает в сознании значение общего плана и действия в целом. Пользоваться крупными планами нужно только в том случае, когда стоит задача показать внутреннюю жизнь героя.
Кадр из фильма «Гражданин Кейн» (1941) / Фото: RKO Radio Pictures
Важна работа с глазами. Степень открытости глаза человека обычно дает представление о его общем уровне энергии в текущий период жизни. Высоко поднятое веко, расширенный зрачок говорит об активности человека и готовности действовать. В то время как опущенное веко может быть у человека, потерявшего интерес к жизни или к разговору.
При дневном свете зрачки могут расширяться и сужаться в зависимости состояния человека. Когда человек возбужден, его зрачки расширяются в четыре раза. Когда человек сердит, его зрачки сужаются. У маленьких детей зрачки больше, чем у взрослых, поскольку детям все интересно.
Кадр из фильма «Девять с половиной недель» (1986) / Фото: MGM
Если взгляд человека опускается ниже уровня глаз собеседника, создается атмосфера социального общения. Эксперименты показали, что во время социального общения глаза смотрят на символический треугольник на лице человека, расположенный на линии глаз и области рта.
Взгляд искоса используется для передачи интереса или враждебности. Если этот взгляд сопровождается слегка поднятыми бровями или улыбкой, он выражает заинтересованность. Если взгляд сопровождается опущенными вниз бровями и нахмуренным лбом, он означает враждебное или критическое отношение. В фильмах 20-х годов XX века можно увидеть, как актеры использовали взгляд поверх очков для изображения критического и осуждающего отношения к человеку.
Кадр из фильма «Огни большого города» (1931) / Фото: United Artists
Таким образом, в работе над фильмом режиссер должен учитывать не только цели и задачи героя в каждой сцене, но и продумать язык его телодвижений, отношения с телом и деталями обстановки, скорость реакций, цент тела и вес тела в каждой сцене. Также нужно решить, соответствует ли язык тела героя его словам. Это наполняет мир фильма глубиной и энергией, создает правдоподобие и вызывает эмоции у зрителя.
Обложка: кадр из фильма «Огни большого города» (1931) / United Artists