Знайте свои ограничения
В первую очередь вы должны смириться с мыслью, что вы не сможете получить изображение того же качества, что сняла бы команда из 20 человек. Это просто невозможно. Вас ждет сплошное разочарование, если вы хотите повторить кадр, подобный расположенному ниже.
Кадр из сериала «Ганнибал» / Фото: Sony Pictures Television
Примите тот факт, что у вас нет ни осветительных приборов, ни каких-либо осветительных аксессуаров, и работайте в рамках этих ограничений. Что еще важнее, используйте в качестве референсов фильмы с более естественным подходом к освещению. Подобный стиль операторской работы присущ, скорее, короткометражным работам на Vimeo, но его можно увидеть и в некоторых полнометражных картинах. К примеру, обратите внимание на кадр из «Прибытия», снятый Брэдфордом Янгом.
Кадр из фильма «Прибытие» (2016) / Фото: Sony Pictures Releasing
Сложно сказать, действительно ли эти кадры сняли с использованием лишь практического и естественного освещения, но, судя по материалам с производства, скорее всего, так и было.
Кадр из фильма «Прибытие» (2016) / Фото: Sony Pictures Releasing
Используйте низкий контраст
Если сконвертировать кадр из «Прибытия» в оттенки серого и измерить градиент контраста, то увидим, что разница в цветах весьма небольшая.
Кадр из фильма «Прибытие» (2016) / Фото: Sony Pictures Releasing
Учитывая то, что вы можете сделать без осветительного оборудования, снять высококонтрастное изображение будет сложно. Без грипов практически невозможно погрузить отдельные участки кадра в полную тьму, а без света — ярко осветить объект съемки.
Освещение через окно
Окна сыграют важнейшую роль в освещении интерьера, в особенности если речь идет о дневных сменах. Распространенный способ съемки в таких условиях — в сторону от окна, расположив актеров в зону, куда падает естественный свет (его можно при необходимости рассеять с помощью сетки). Таким образом вы получите мягкий, естественный свет, который подойдет для большинства проектов в большинстве локаций.
Lewis Mcgregor
Но что если вы решили проэкспонировать экстерьер, оставив от объекта лишь силуэт на фоне окна? При стандартном дневном освещении так сделать не получится (если, конечно, вы стремитесь к определенному стилю), но, подогнав расписание под синий или золотой час, вы добьетесь красивых оттенков и мягкого света.
Скриншот из видео / Salomon Lightelm
У этого подхода есть и недостатки. Один из них — довольно ограниченная сфера использования. Да, зритель, скорее всего, хорошо примет такие кадры как «переходный» момент, отражение некой мысли или антураж для небольшого разговора, но длинные диалоговые сцены наверняка покажутся ему слишком унылыми, когда лица актеров практически нельзя различить.
Не используйте все доступное практическое освещение
Допустим, ваша локация — комната в отеле. Там у вас в распоряжении, скорее всего, будет самый широкий набор практического освещения. В отелях часто бывают лампы на стенах со своими выключателями, освещение на потолке, разделенное на зоны, а также настольные лампы и ночники. Это достаточно много.
Тем не менее вместо того, чтобы включать сразу несколько ламп, стараясь осветить комнату полностью, лучше разместить актера около всего лишь одного светового источника. На это есть две причины. Во-первых, это сочетается со стратегией низкого контраста. Одна лампа не осветит каждый сантиметр комнаты, но сделает ярче объекты, расположенные неподалеку, а темнота будет распространяться по всему помещению, не позволяя теням становиться полностью черными. В каком-то смысле этот метод копирует подход «Прибытия».
Lewis Mcgregor
Во-вторых, используя лишь один практический источник, вы можете построить композиционное пространство, которое не даст сцене стать плоской. Как ни странно, подобного эффекта обычно добиваются добавлением освещения, а не его ограничением. Но у нас нет прожектора с линзой Френеля для контрового света, нет дополнительной лампы, которую можно поставить на полку позади. Если бы вы включили все лампы, вся комната бы осветилась, но композиция стала бы плоской.
Ограничьте цветокоррекцию
Все эти советы накладывают определенные ограничения по управлению цветом. Низкий контраст и недостаток света приведут к обесцвеченной цветовой палитре. У вас не будет достаточного количества цветовой информации для работы на постпродакшне. Так что попытайтесь подражать Роджеру Дикинсу и снимайте нужные цвета прямо в камере.
Роджер Дикинс на съемках фильма «007: Координаты «Скайфолл» (2012) / Фото: MGM
Используйте баланс белого, чтобы сделать кадр теплее или холоднее, а не надейтесь на цветокоррекцию — там изображение может попросту прийти в негодность. Конечно, все во многом зависит от камеры. 8-битное изображение с DSLR вряд ли сможет эффективно изолировать и управлять темными и обесцвеченными областями.
Источник: premiumbeat.com
Обложка: кадр из фильма «Линкольн» 2012 / 20th Century Fox