Как снять большую толпу с минимальной массовкой

Сегодня в кино и даже на телевидении часто можно увидеть масштабные батальные сцены, в которых сотни и тысячи воинов сражаются друг другом на поле боя. Да и почему обязательно воинов. Это могут быть армии зомби или, скажем, орков. Как же создаются такие масштабные сцены, в которых, казалось бы, должно участвовать непозволительно много людей?

Кадр из сериала «Игра престолов» Кадр из сериала «Игра престолов» 

Обратившись к истории, мы узнаем, что раньше для съемок действительно нанимали большую массовку. Например, для «Клеопатры» 1963 года наняли 5 тысяч статистов! Конечно, такое себе могут позволить далеко не все. 

Очень часто в условиях недостачи людей кинематографисты пользовались сплит-скрином: просто переодевали людей, которые уже были в кадре, ставили их в разные места съемочной декорации и снимали сцену еще раз. Затем разные части изображения соединяли на этапе постпродакшна и получалась толпа. На самом деле этим приемом пользуются и сегодня: например, на съемках фильмов «Авиатор» Мартина Скорсезе и «Пэн: Путешествие в Нетландию» действовали именно так. 

Кадр из фильма «Пэн: Путешествие в Нетландию» Кадр из фильма «Пэн: Путешествие в Нетландию» 

Наши кинематографисты в советские времена использовали систему зеркал, которые «множили» одну и ту же группу людей и соединяли изображение на одном большом зеркале, с которого камера и брала законченную композицию. Получалось смешно.

Кадры из фильма «Илья Муромец» Александра Птушко

Кадры из фильма «Илья Муромец» Александра Птушко

Кадры из фильма «Илья Муромец» Александра Птушко

Кадры из фильма «Илья Муромец» Александра Птушко

Кадры из фильма «Илья Муромец» Александра Птушко

Кадры из фильма «Илья Муромец» Александра Птушко

Кадры из фильма «Илья Муромец» Александра Птушко

Кадры из фильма «Илья Муромец» Александра Птушко

Почему-то считалось, что зритель не заметит исчезновение голов всадников. 

Еще один интересный и очень простой способ создания толпы придумал А. Арнольд Гиллеспи — он снимал макеты, в которые вставлял специально подогнанный по форме противень со слоем воды. Сверху на воде плавали крошки пробкового дерева. Они создавали иллюзию живой движущейся толпы, но использовать такой эффект можно было только для сцен на заднем плане, где мы все равно не различали бы отдельных людей в толпе.

Кадр из фильма «Атлантида, погибший континент» (1961)

Подобным приемом воспользовались и модельмейкеры ILM, когда делали макеты для фильма «Звездные войны. Эпизод I: Скрытая угроза» (1999). Они разместили на миниатюрных трибунах стадиона… крашеные палочки для чистки ушей. Да, на крупном плане они выглядят забавно, но на экране нам показывают только общий план стадиона — увидеть отдельных «персонажей» в таких условиях невозможно. Так что эффект удачно срабатывает. 

Кадр из фильма «Звездные войны. Эпизод I: Скрытая угроза» 

Кадр из фильма «Звездные войны. Эпизод I: Скрытая угроза» 

Крупный план трибун из макета стадиона

Крупный план трибун из макета стадиона

Но сегодня технологии перешли на новый уровень, и кинематографистам совсем не нужно придумывать что-то новое. Всех спасает специальная программа под названием Massive, написанная в WETA Digital специально для трилогии «Властелин колец». Впрочем, идея давно витала в воздухе, и на разных VFX-студиях уже делали подобные разработки. Например, для картины «Война миров Z» в компании MPC написали свой собственный софт, делающий абсолютно то же самое.
 

Так на что же способна Massive? Она создает любое число «агентов», наделенных своеобразным искусственным интеллектом. Эти агенты могут представлять собой что угодно: хоть косяк летающих рыб для фильма «Жизнь Пи», хоть тучу крыс из картины «Особо опасен», хоть атакующих зомби из последних частей франшизы «Обитель зла», хоть горящих солдат из исторического боевика «Сталинград» . 

Кадр из фильма «Жизнь Пи»Кадр из фильма «Жизнь Пи»

Агентов можно запрограммировать, указав им, как они должны вести себя, сталкиваясь с объектами окружающего мира и другими агентами. Их можно одеть согласно эпохе, при этом наделив неким разнообразием вариантов по росту и весу, дать им оружие. А дальше — все в руках VFX-программиста.  

Используя Massive, можно заставить армию рыцарей сражаться с другой армией рыцарей, как, например, в боевых сценах сериала «Игра престолов». И делать это они будут без дальнейшего вмешательства со стороны людей. А при необходимости все их движения можно дополнительно запрограммировать, взяв за основу мокап-данные и не только. Этим VFX художники сегодня занимаются, практически «не вставая с рабочих мест».  

Да, на словах все просто, а в реальности, как и в любом сложном деле, имеется много нюансов и ограничений. Все потому, что кнопки «Сделайте мне красиво» нет ни в одной программе, и то, как солдаты побегут по полю, какими группами и в каких количествах, — все-таки зависит от рук и головы, располагающихся между стулом и клавиатурой.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *