Структура студии
Марина Глущенко, генеральный директор Vizart / Фото: Виктор Вытольский
Управление проектом происходит с точки зрения его длительности и наших возможностей. Рабочий процесс построен так же, как и в других хороших студиях, – каждый специалист занимается своей задачей. Это такая большая цепочка, грубо говоря, большая графическая фабрика. Когда возникает какая-то идея, можно один и тот же проект делать долго и дорого, а заказчику нужно быстро и дешево. Мы придумаем, как оптимизировать процесс за счет использования технологий, имеющихся в компании или на рынке.
В студии Vizart / Фото: Виктор Вытольский
Например, мы стали использовать Unity 3D для телевизионных нужд. Это игровой движок, который позволяет делать быструю динамику трехмерных персонажей, моделей и объектов. С его помощью мы ускорили все процессы относительно моделирования каких-то участков на карте. Москва у нас частично замоделена, и за счет программного обеспечения Vizrt, которое написали наши ребята, и движка Unity мы создали проект, который позволяет сделать карту за пять минут и вывести ее по кнопке режиссеру выпуска. Наши коллеги из BBC очень удивились, когда мы рассказали им о наших технологиях, поскольку решение это неочевидное.
В студии Vizart / Фото: Виктор Вытольский
Дмитрий Глущенко, шеф-редактор отдела моушн-дизайна студии дизайна Vizart: У нас несколько площадок: одна занимается телеканалом «Матч ТВ», другая — телеканалом «360», третья — каналом «Москва 24». Есть отдел моушн-дизайна, который разрабатывает сложную графику, принимает заказы от «Москвы 24» и телеканала «Москва. Доверие» и создает контент для сайтов. Еще одна площадка находится на РИКе (ВГТРК): там работает наш главный дизайнер, с которым мы принимаем стратегические решения и перед которым мы отчитываемся.
Дмитрий Глущенко, шеф-редактор отдела моушн-дизайна студии дизайна Vizart / Фото: Виктор Вытольский
По структуре каждая площадка занимается своим направлением: это тяжелые проекты, на изготовление которых уходит от двух-трех дней, либо эфирная графика, которую нужно выдать за 10-15 минут. Я преклоняюсь перед ребятами, которые работают в эфире — там события происходят моментально и нужно очень быстро реагировать. Например, произошла катастрофа и нужно срочно показать оторвавшийся хвост самолета. Они очень много работают по шаблонам, это рутина, которая надоедает, и при этом они находятся в постоянном стрессе, потому что заказы идут и идут. Однако никто не требует от них гиперсложной графики, потому что все понимают, что быстро и хорошо получается очень редко.
В студии Vizart / Фото: Виктор Вытольский
Второе направление — моушн-дизайн и работа с заказами. Это внешняя и внутренняя графика для телепрограмм. Иногда мы занимаемся VFX, как это было с новогодним поздравлением «Москвы 24» — затирание тросов, добавление различных спецэффектов в кадре и т.д.
В студии Vizart / Фото: Виктор Вытольский
Специфика работы на телевидении такова, что человек работает одновременно на трех-четырех проектах. Что-то идет в приоритете, и мы стараемся всем раздать работу, чтобы никто не сидел без дела. Для координации проекта мы используем разные средства. На одних площадках предпочитают «Битрикс», в моем же отделе координация происходит при помощи главы отдела менеджеров и Google-таблиц. Открываю доступ к таблице сотрудникам и над каждым пунктом-задачей пишется имя исполнителя.
В студии Vizart / Фото: Виктор Вытольский
Финальная сборка происходит постепенно. Иногда доходило до того, что мы выполняли пять-шесть проектов одновременно. Мы расписывали на стене все наши задачи и чуть ли не аплодировали каждый раз, когда закрывали одну из них.
ID
Дмитрий Глущенко: Айди, айдентика — это идентификация канала, его брендирование, показывающее основную направленность. Это может быть прямое указание или же игра с деталями. Например, осенние айди телеканала «Москва 24» навеяны Днем города, городскими праздниками, инсталляциями. Мы хотели, чтобы у людей продлился праздник. Зимняя айдентика — отсылка к информационной составляющей. Хотелось передать, что канал собирает информацию по городу, подсвечивает ее, дает какие-то свои световые и цветовые установки. Весенняя айди — расцвет жизни в городе: город просыпается, отряхивается от зимней скуки, расцветает новыми красками и цветами, поднимается вверх.
Есть общая тенденция, внутри которой мы рассказываем о том, что хотим показать. Москва очень разная, поэтому основой визуального ряда выступили «Москва-Сити» и центр столицы, представленный низкоэтажной застройкой. Центр мы используем в качестве дневной айдишки, а «Москву-Сити» — в качестве ночной, когда горят огни и она предстает в самом выигрышном ракурсе. Такие архетипы, как Большой театр или Красную площадь, – не берем, сейчас этого достаточно на других телеканалах.
Этапы создания айдентики
Дмитрий Глущенко: Креативная группа канала дает нам установку, куда двигаться, что в этом сезоне модно, что нравится начальству. В предыдущие годы основным направлением «Москвы 24» были кристаллы, преломление, зрители смотрели на город через некую призму. Потом мы переключились на игривость и сделали объемные буквы, которые путешествовали по Москве, собирали информацию и добавляли цвет согласно слогану «Все цвета города». «Москва 24» позиционировала себя как канал, который показывает город в хорошем свете, но не исключает того, что столица может быть разной. В данном сезоне, начиная с осени, основным направлением являются световые эффекты, мы «освещаем» столицу. Внутри этой метафоры формируются различные настроения. Свет очень активно участвует в городской среде, в инсталляциях, на Дне города было много лазерных шоу, пиротехнических эффектов и т.д. То, что видели москвичи на улицах, попало в айдентику телеканала.
В студии Vizart / Фото: Виктор Вытольский
После того, как мы получаем направление, создаются скетчи, и каждый рисует их в своем софте. Это могут быть почеркушки, которые сразу передаются в работу, потому что и так всем все понятно, либо более детальные скетчи, почти готовые картины, которые можно взять в портфолио. Скетчи по айдентике создаются за три-четыре дня, иногда дольше. Айди могут быть дневные, ночные, настроенческие, информационные, инсталляционные. Мы всегда просим давать побольше времени на создание скетчей, но часто законы телевидения и структура работы не позволяют делать так, как нам как хочется. Приходиться спускаться с небес на землю, и выполнять задание быстро и качественно. Мне кажется, что наша студия с этим справляется, потому что мы очень часто делаем сложную работу в сжатые сроки. Когда ты находишься в четких временных сроках, то начинаешь меньше мыслить категориями эстетического качества, а думаешь, как удовлетворить потребности заказчика, сделать все вовремя, чтобы оно ушло в эфир. Например, на создание айдентики «Весна» нам дали всего полторы недели.
Видео обычно предоставляет телеканал, но бывало проще выехать с собственной камерой и отснять его самим. Так было, когда мы делали айдентику с шагающими по городу буквами. Для нас были интереснее те локации, которые мы сами смогли себе подобрать. Но нужно помнить, что нельзя просто прийти в центр Москвы с коптером и начать снимать: обязательно кто-то подойдет и спросит, с какой целью вы это делаете. С разрешением от канала это сделать проще.
Иногда мы залезаем в архивы и берем нужные кадры там. За последние годы у нас накопились терабайты видео, и переснимать одни и те же локации заново просто бессмысленно.
В студии Vizart / Фото: Виктор Вытольский
Следующий этап — создание аниматиков, которые мы утверждаем с заказчиком. Исходя из временных сроков, мы начинаем настраивать материал, подготавливать рендер. Как только приходит фидбек от заказчика, мы отправляем материал на рендер-ферму и просчет. Стараемся оптимизировать процесс настройки и все делать в сжатые сроки. Большой процент времени уходит на композ, ведь световые эффекты изготовить на таком материале, как съемочная Москва, достаточно сложно. Необходимо нарисовать 3D-поверхности, которые отражали бы свет или принимали его, если это стена дома, фонарь и т.д. На видео очень часто не хватает экспозиции, чтобы высветить данные участки, поэтому приходиться прибегать к каким-то ухищрениям и уловкам, так как там цвета нет в принципе. Создается 3D-модель с отражениями, а потом мы сводим все воедино в композе, добавляем эффекты частиц и т.д.
В студии Vizart / Фото: Виктор Вытольский
Сложнее всего сделать дневные световые эффекты так, чтобы они выглядели органично. Неоновая вывеска днем просто кажется яркой — не видно, что это неон. Обычные эффекты — например, появление дерева или ростков — часто выглядят уж совсем компьютерно. Однако перед нами не стояло задачи добиться фотореализма, поэтому мы сделали стилизованные расцветающие деревья. Для дневной айди мы использовали желтый, оранжевый цвета и немного зеленого, потому что столица у нас, по большей части, желтая. В ночной айди цвета больше холодноватые, тон задает «Москва-Сити».
В студии Vizart / Фото: Виктор Вытольский
В работе я стараюсь разграничивать обязанности и дать волю ребятам в исполнении того, что у них лучше всего получается. Изначально мы берем универсальных специалистов, но если у человека хорошо получается анимация, а не рендер, зачем его мучить? Поэтому у нас есть люди, которые занимаются трекингом, 3D-моделированием, рендером, композом и т.д.
Конечный продукт
Пятнадцатисекундный ролик «Весна» для дневного эфира
Дмитрий Глущенко: В итоге у нас получилось четыре ролика — короткие вставки между программами: две дневные айдишки и две ночные, по 5 и 15 секунд. Плюс целый комплекс вещей, созданных для узнаваемости канала: единое стилистическое решение информационных программ, шапки, плашки, перебивки. У нас есть некая стилистика, внутри которой мы работаем и за рамки которой выходим только по согласованию с каналом или производителем, который хочет выделиться на фоне остальных программ.
В студии Vizart / Фото: Виктор Вытольский
Последние несколько лет телеканал «Москва 24» ушел в сквозное вещание, когда заставка не очень выделяется на фоне содержания программы. При сквозном вещании видеоряд плавно перетекает из одного информационного русла в другое, зрителю показывают плашку, которая сообщает, что сейчас идет определенная программа. Только что говорили о транспортных проблемах или о здоровье, и тут же идет переход к кулинарии. Нет 15-секундных заставок на программах с крупными жирными 3D-титрами со стекляшечками и хромом, «Москва 24» от этого отошла. Они позиционируют себя на рынке, уделяя больше внимания не внешним атрибутам, а содержанию, работе журналистов и съемке.
Пятнадцатисекундный ролик «Весна» для вечернего эфира
На канале с периодичностью примерно раз в месяц проходят тематические дни: например, «День с полицией» или «День здоровья», когда превалирует определенная тематика. Нас попросили сделать шаблон графики, в котором можно было бы менять некие элементы внутри в зависимости от тематики. Было принято решение, что эти элементы будут в виде «дорожных знаков», иконок, такие унифицированные значки. Это напрямую касается айдентики канала — это унификация, сквозное вещание, минимум оригинальной графики, шаблонизация, стандартизация. Но тем не менее есть и оригинальные передачи, в которых мы отходим от стандартов и предлагаем свежие решения, например, используем стилистику Flat (2D-анимация).