Как создавали технологии будущего в четвертом сезоне «Черного зеркала»

Создание в кадре нового мира без опоры на существующие законы — это всегда сложно. При этом неважно, идет ли речь о кино- или телепроекте. Особенно трудно (и, к тому же, страшно) воплощать на экране вселенную, очень похожую на нашу. Тем примечательнее, что «Черному зеркалу» это удается уже на протяжении 19 эпизодов.
 

Трейлер сериала «Черное зеркало» (4 сезон)

Пожалуй, художник-постановщик Джоэл Коллинс знает об этих мирах больше, чем кто-либо. Он занимал эту должность на всех эпизодах четырех сезонов, и именно его видение стало одним из основных элементов визуального языка проекта.

Постоянные изменения, которые происходят от эпизода к эпизоду, могут быть изнурительными, но в этом-то как раз и заключается львиная доля привлекательности сериала. Более того, на протяжении 19-ти эпизодов Коллинс смог применить почти все свои любимые идеи и создать множество запоминающихся элементов.

Джоэл Коллинс, художник-постановщик«Простор для творчества настолько большой, что ощущение свободы в самовыражении ни разу не пропадало. У меня нет любимых серий, я люблю их все, — рассказывает Коллинс. — Создание сериала похоже на экзорцизм — приходится изгонять из себя немало демонов, чтобы добиться нужного результата. Хочется верить, что к победе всегда приводят простота и точность».

Коллинс вспомнил все важные гаджеты и элементы персонажей четвертого сезона, которые помогли оживить все эти истории.
 

Космический корабль в «USS Каллистер»

«Когда кто-то просит тебя придумать космический корабль или робота, душа уходит в пятки: настолько сложно здесь сделать что-то оригинальное», — признался Коллинс.
 

Трейлер эпизода «USS Каллистер»

К счастью, ему удалось задействовать несколько вполне знакомых образов, хотя по сюжету и пришлось создать целых два варианта традиционных палуб звездолета.

«Обратите внимание, что ближе к концу эпизода мы видим версию корабля, которая вполне могла бы появиться в фильмах Джей Джей Абрамса, тогда как начальный вариант сильно от этого отличается, он ближе к духу 70-х. Изменения происходит несколько раз: мы переходим из реальности сериала к виртуальной реальности, где застряли некоторые герои, а позже переходим к улучшенной версии корабля. В мире современной игры Infinity он полностью преображается», — рассказывает Коллинс.

Кадр из эпизода «USS Каллистер» сериала «Черное зеркало» (2017) / Фото: Netflix
Кадр из эпизода «USS Каллистер» сериала «Черное зеркало» (2017) / Фото: Netflix 

Как и большинство других эпизодов «Черного зеркала», «Каллистер» изучает контрасты. Коллинс хотел, чтобы реальная жизнь Дейли казалась «приземленной», когда он вместе со зрителем покидал симуляцию.

Кадр из эпизода «USS Каллистер» сериала «Черное зеркало» (2017) / Фото: Netflix
Кадр из эпизода «USS Каллистер» сериала «Черное зеркало» (2017) / Фото: Netflix 

«Мир, где он живет, просто обязан казаться реальным. Да, в его квартире есть современные элементы, но они не сильно выбиваются из образа нынешних компаний, специализирующихся на технологиях, или продвинутых квартир в больших городах. Что-то происходит вокруг, пока люди проходят мимо. Некоторые элементы выглядят фантастично, но компания, которая разрабатывает игры, не кажется неправдоподобной. Да, многие находятся в виртуальной реальности со специальными устройствами на висках. Да, некоторые экраны, на которых сотрудники занимаются разработкой, кажутся несколько более развитыми, чем современные модели. Но мы стремились к тому, чтобы создать правдоподобный офис, в котором в будущем вполне могут работать люди», — рассказал Коллинс.
 

Планшет в «АрхАнгеле»

Хотя гаджет в этом эпизоде — центральный элемент конфликта матери и дочери, его дизайн постарались сделать наименее футуристичным из всех, что успели засветиться сериале.
 

Трейлер эпизода «АрхАнгел» (2017)

«Мы не старались изобрести велосипед, показать что-то невероятное. Мобильные телефоны тут просто тоньше, чем нынешние модели, а планшет — это просто планшет. У эпизода очень простой, приземленный стиль. Слишком броские, футуристичные технологии излишне выделялись бы на общем фоне», — объясняет Коллинс.

Концепция простоты красной нитью проходит через многие эпизоды четвертого сезона. Самого себя Коллинс считает приверженцем принципа «меньше — значит больше», но подобная философия может также избавить от множества проблем, если ими озаботиться заранее.

Кадр из эпизода «АрхАнгел» сериала «Черное зеркало» (2017) / Фото: Netflix 
Кадр из эпизода «АрхАнгел» сериала «Черное зеркало» (2017) / Фото: Netflix 

«Мы набили немало шишек. Некоторые элементы у нас получались лучше остальных. Например, в серии „Нырок“ мы показали очень сложное мобильное устройство. Все эти телефоны… Но мы знали, что они собой представляют, знали, что они делают. Так что всегда полезно продумывать все заранее. И, опять же, пытаться сводить к очень простым идеям».
 

Устройство для чтения памяти в «Крокодиле»

Для истории о женщине, которая пытается убежать от своего прошлого, Коллинс и шоураннер сериала Чарли Брукер попытались создать нарочито аналоговую технологию, которая делала эту историю в стиле «нуар» еще более неуютной. Сюжет, происходящий в будущем, но тесно связанный с прошлым, поставил команду сериала в весьма затруднительное положение.
 

Трейлер эпизода «Крокодил» (2017) 

«Настроение эпизода в меньшей степени связано с фантастикой, оно заключено в локациях и сюжете. Во всем этом есть некая изящность. В серии есть беспилотная машина для доставки пиццы и несколько намеков на то, что действие происходит в будущем. Да, события разворачиваются не прямо сейчас, но и не сильно далеки от нас», — рассказал Коллинс.

Создавая устройство, которое может получать доступ к человеческим воспоминаниям и показывать их, Брукер и Коллинс решили пойти против ожиданий аудитории.

Кадр из эпизода «Крокодил» сериала «Черное зеркало» (2017) / Фото: Netflix 
Кадр из эпизода «Крокодил» сериала «Черное зеркало» (2017) / Фото: Netflix 

«На этом сериале я работал в команде со многими людьми, и все они любят модернизировать технологии. Кому-то пришла в голову идея, которая звучала довольно фантастично. Мы с Чарли начали обсуждать, должно ли устройство выглядеть более аналогово, будто бы в его основе лежит оптика. Ведь его основная цель — проецирование воспоминаний. Не хотелось, чтобы технология была похожа на спутниковую навигацию. Устройство делает нечто очень сложное. Оно извлекает слои памяти. У него есть своя история», — вспоминает Коллинс.

Решение пришло из прошлого, референсам было уже по несколько десятков лет.

Кадр из эпизода «Крокодил» сериала «Черное зеркало» (2017) / Фото: Netflix 
Кадр из эпизода «Крокодил» сериала «Черное зеркало» (2017) / Фото: Netflix 

«Мы настраивали показ, как на устройствах для просмотра фотослайдов. Также Чарли понравилась игровая консоль из 80-х. Так что мы смешали все это вместе. Устройство слайдов отлично сюда подходило , потому что, как и в случае с консолью, машина получилась угловатой, с выпуклой линзой, а сама игра показывалась где-то внутри. Как и при просмотре слайдов — происходящее как будто покрыто дымкой».

То, как устройство использовали на практике, тесно связано с его философией.

Кадр из эпизода «Крокодил» сериала «Черное зеркало» (2017) / Фото: Netflix 
Кадр из эпизода «Крокодил» сериала «Черное зеркало» (2017) / Фото: Netflix 

«Воспоминания во многом неясны. Они сфабрикованы и манипулятивны. Они правдивы лишь отчасти. Устройство придавало этому некоторую форму, масштаб. Оно как бы отсылало к человеку, который изначально сформировал эти воспоминания. Они всегда получались неполными. Если бы у нас был просто ноутбук, мы бы видели именно то, что на нем происходит. В нем не было бы никакой магии. В нашем же случае нужно всматриваться в самое нутро устройства, искать ответы. Вот так мы и придумали эту машину», — рассказал Коллинс.
 

Таймер в «Повесь диджея»

Можно сказать, что телефоны будущего — самый главный гаджет «Черного зеркала». Но столкнувшись с задачей создания антуража для эпизода, в центре которого стоят свидания вслепую, Коллинс решил сделать что-то новое.
 

Трейлер эпизода «Повесь диджея» (2017) 

«Мы решили сделать что-то округлое, не совсем телефон. Отчасти потому, что мы хотели показывать не современный мир, а вселенную, подчиняющуюся определенным правилам. Мы также хотели сделать скругленный экран, который отражал бы мир вокруг и выглядел бы интереснее. В итоге мы разработали несколько мобильных устройств, что сильно расстроило ребят, которые занимаются VFX — им-то надо было заставить все это работать», — рассказал Коллинс.

Заканчивая дизайн устройства, Коллинс хотел, чтобы все его элементы, вплоть до таймера, были как можно проще.

«Что о нем можно сказать, так это то, что оно очень маленькое. В нем есть дух „Черного зеркала“. Там нет кнопок, гаджет не выглядит броско. Это просто круглый диск со стеклянным экраном. Мы тестировали несколько вариантов дизайна разных размеров и форм, распечатывали их на 3D-принтере. Лучше всего сработало то, что хорошо лежало в руке, без каких-либо излишеств».

Кадр из эпизода «Повесь диджея» сериала «Черное зеркало» (2017) / Фото: Netflix 
Кадр из эпизода «Повесь диджея» сериала «Черное зеркало» (2017) / Фото: Netflix 

Такое же стремление к простоте можно заметить и в интерфейсе устройства.

«Моя компания занималась моушн-дизайном с самого начала и разрабатывала его в тандеме с внешним видом гаджета. Мы не оставляли это на откуп постпродакшна. Мы работали параллельно с производством, чтобы все участники знали, на что конкретно они смотрят, держали в голове общее настроение и тон, даже если графика добавлялась в кадр позже. Подсветка, в свою очередь, тоже должна была соответствовать общему уровню освещения: допустим, в ситуации, когда ей нужно осветить лицо героя», — рассказал Коллинс.

Кадр из эпизода «Повесь диджея» сериала «Черное зеркало» (2017) / Фото: Netflix 
Кадр из эпизода «Повесь диджея» сериала «Черное зеркало» (2017) / Фото: Netflix 

Художник-постановщик уверен, что девайс, подобный тому, что показан в четвертом эпизоде, наверняка появится и вне вселенной сериала: «Я считаю, что однажды кто-то откроет особый парк для свиданий. Там заберут ваши мобильные телефоны и скажут: „Идите развлекайтесь. У вас есть две недели отдыха“. Или же кто-то запустит в производство подобную телепередачу. Это наверняка может стать реальностью».
 

«Пес» в «Металлисте»

Ужас пятого эпизода (как и его местами очень черный юмор) во многом связан с тем, насколько сильно отличается роботизированный «Пес» от привычных нам друзей человека. В особенности ощущению угрозы способствует то, как робот выбрасывает вперед одну из своих ног после автомобильной аварии.
 

Трейлер эпизода «Металлист» (2017) 

«У Чарли была немного другая идея, которой требовалось иное воплощение. Но эту деталь очень долго разрабатывали, чтобы нога могла отсоединиться от сустава. Допустим, он повредил предплечье, и оно отсоединяется, как патрон у дрели. И этот патрон не отваливается полностью, а цепляется за остальные детали, так что конечность, в которой есть оружие, не приходит в полную негодность».

Кадр из эпизода «Металлист» сериала «Черное зеркало» (2017) / Фото: Netflix 
Кадр из эпизода «Металлист» сериала «Черное зеркало» (2017) / Фото: Netflix 

Ближе к финалу эпизода «Пес» использует в качестве оружия нож. Чтобы создать универсальную конечность робота, Коллинс со своей командой обратились к игольчатому экрану.

«Во многом механизм напоминает те металлические штуки, которые могут повторять форму твоего лица. Он может заполнить собой любое отверстие, вскрыть какую-либо поверхность, завести машину, взломать дверь и так далее. Мне кажется, когда он берет нож, можно только нервно посмеяться», — рассказал Коллинс.

Кадр из эпизода «Металлист» сериала «Черное зеркало» (2017) / Фото: Netflix 
Кадр из эпизода «Металлист» сериала «Черное зеркало» (2017) / Фото: Netflix 

Подобная неожиданная эмоция заложена в дизайн «Пса», которого Коллинс видел как нечто большее, чем просто технологическое зло.

«Зная, что он в итоге повредит конечность, мы хотели попробовать несколько вариантов развития событий. Это интересно, поскольку иногда „Пса“ даже становится жалко. Иногда ему даже начинаешь симпатизировать. Все благодаря истории и потрясающей анимации. Иногда то, как он двигается и что он делает, выглядит очень человечно. Так что вы чувствуете, что внутри у обеих сторон конфликта».
 

Сенсор чувств в «Черном музее»

Если первая часть финала сезона вас немного смутила — знайте, вы не одни.

«Честно сказать, да, это немного неправдоподобная система», — признался Коллинс. Речь идет о синем шлеме, который позволяет доктору Питеру Доусону чувствовать боль как своих пациентов, так и любовниц.
 

Трейлер эпизода «Черный музей» (2017) 

Поскольку в мире «Черного музея» часть технологий была экспериментальной, у Коллинса была возможность показать как бы незаконченные устройства. Для изобретений не в меру амбициозного Роло Хэйнса не подходили обычные «приземленные» гаджеты «Черного зеркала».

«Мы разработали несколько минималистичных устройств, которые он надевал на голову. Но все, что показано в серии, — это экспериментальные технологии, которые нельзя купить в магазине. Устройство на голове также должно было быть видно в темноте. Очень долго мы искали что-то такое, что соответствовало требованиям и хорошо смотрелось в кадре. Когда шлем загорался, становилось понятно: что-то происходит. В итоге устройство выглядит несколько по-дурацки, как будто над его дизайном долго думали. На самом деле, мы разработали его с режиссером Колмом МакКарти и Чарли».

Кадр из эпизода «Черный музей» сериала «Черное зеркало» (2017) / Фото: Netflix 
Кадр из эпизода «Черный музей» сериала «Черное зеркало» (2017) / Фото: Netflix 

Шлем связал между собой множество других гаджетов сериала, которые появились в этом эпизоде.

«Обратите внимание — шлем состоит из множества маленьких дисков, которые прикреплялись к виску в „Сан Джуниперо“, „Каллистере“ и других сериях „Черного зеркала“. Все они связаны друг с другом и подсвечиваются», — объяснил Коллинс.

Это не единственная отсылка к предыдущим эпизодам. По словам художника-постановщика, в «Черном музее» представлены предметы и гаджеты из всех эпизодов, так или иначе связанных с преступлениями. К счастью, когда дело дошло до сбора экспонатов, Коллинсу нужно было только обратиться к своим архивам.

Кадр из эпизода «Черный музей» сериала «Черное зеркало» (2017) / Фото: Netflix 
Кадр из сериала «Черное зеркало: Черный музей» (2017) / Фото: Netflix 

«Я сохраняю некоторый реквизит еще с первого и второго сезонов, когда мы не знали, будем ли мы продолжать снимать „Черное зеркало“. Я просто забирал себе вещи, чтобы их кто-нибудь не выбросил. Так что у меня остались шлемы, яйца из „Белого Рождества“, абстрактный, странный реквизит, вроде пилы из „Белого медведя“. У нас собралась целая коллекция, но, если внимательно присмотреться к экспонатам, станет понятно, что все не так просто. В музее, на самом деле, представлено гораздо больше, чем кажется. Например, лица в коридоре — это не просто так».

Кадр из эпизода «Черный музей» сериала «Черное зеркало» (2017) / Фото: Netflix 
Кадр из эпизода «Черный музей» сериала «Черное зеркало» (2017) / Фото: Netflix 

Как и любой хороший дизайнер Коллинс оставил свой личный вклад. Пока он не признался, где именно, поскольку ему интересно, как быстро зрители смогут найти все отсылки: «Я знаю, что появляюсь в эпизоде дважды. Это довольно забавно. Может быть, для других это ничего не значит, но для меня это важно».

Источник: indiewire.com
 


Обложка: кадр из сериала «Черное зеркало: Крокодил» 2017 / Netflix 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *