Как создавались практические эффекты в фильме Терренса Малика «Путешествие времени»

В фильме зритель увидит как микрожизнь, так и огромные космические объекты. Какую-то часть этих видов можно было снять вживую, но большинство сцен — нет. Хотя бы потому, что, например, космические процессы разворачиваются на протяжении даже не лет, а веков и тысячелетий. Именно поэтому кое-что пришлось воссоздавать с помощью олдскульных эффектов и даже компьютерной графики.

«Путешествие времени» снимали в разных локациях. Чтобы получить некоторые кадры, съемочной группе пришлось прибегнуть к помощи телескопов. Но за теми фрагментами, которые нельзя было снять вживую, Терренс Малик обратился к VFX-супервайзеру Дэну Глассу и его команде специалистов, с которыми работал на предыдущем большом проекте — «Древо жизни».

Терренс Малик Терренс Малик

Однако все знают, что Терренс Малик предпочитает аналоговые эффекты компьютерным, поэтому при создании нужных кадров команда сделала упор на практические технологии. В частности, для создания макрокадров и видов Вселенной использовался так называемый cloud tank. Cloud tank (дословно: «аквариум с облаками») — это съемочный аквариум, в котором с помощью различных жидкостей снимают всякие «текучие» процессы, чаще всего — да, именно облака. Если в фильмах докомпьютерной эры вы видите какие-либо движущиеся облачные формации, например, в фильме «День независимости» или «Близкие контакты третьей степени», то их наверняка делали именно там. 

 
 

Как это работает? 

Для создания горизонтально распространяющейся облачной массы в ILM делали «слоеную» воду. Для этого в емкость сначала наливали слой соленой воды, клали сверху полиэтилен, а сверху добавляли обычную чистую воду. Потом полиэтилен аккуратно вытаскивали и давали сему этому немного отстояться. Затем между двумя слоями воды впрыскивали краску или какие-то другие жидкости: молоко, глицерин, чай, кофе — все, что могло подойти для определенной задачи. Если немного придать потоку горизонтальную скорость при впрыскивании, то получатся грозовые облака, которые угрожающе приближаются к камере. Разряды молний внутри тучи создавали, опустив в смесь лампочки от фотовспышек. 

Примеры формаций, полученных с помощью съемочного аквариума

Примеры формаций, полученных с помощью съемочного аквариума

Примеры формаций, полученных с помощью съемочного аквариума

Примеры формаций, полученных с помощью съемочного аквариума

Примеры формаций, полученных с помощью съемочного аквариума

Примеры формаций, полученных с помощью съемочного аквариума

Примеры формаций, полученных с помощью съемочного аквариума

Примеры формаций, полученных с помощью съемочного аквариума

Примеры формаций, полученных с помощью съемочного аквариума

Примеры формаций, полученных с помощью съемочного аквариума

С помощью cloud tank также создавали рои насекомых, например, для фильмов «Хорошая земля» и «Африканская королева».  В первом случае это были тучи саранчи, созданные с помощью кофейной гущи, а во втором роль комариного роя исполняла чайная заварка.

Нужных формаций достигали методом проб и ошибок. Причем после каждого дубля воду, естественно, приходилось менять, заново повторяя процесс создания слоев разной плотности. Так что подбор жидкостей в таком аквариуме — это очень длительный процесс.

Создание облачных формаций в студии ILM в 80-е годы

Создание облачных формаций в студии ILM в 80-е годы

Создание облачных формаций в студии ILM в 80-е годы

Создание облачных формаций в студии ILM в 80-е годы

Создание облачных формаций в студии ILM в 80-е годы

Создание облачных формаций в студии ILM в 80-е годы

«Мы много экспериментировали с изображением, чтобы добиться нужного результата, — рассказывает Гласс. — Часто мы просто пытались создать какой-то интересный визуал, так что искомое не всегда получалось намеренно. Иногда это было чистое везение. Иногда мы просто снимали все подряд, полагаясь на текучие процессы». 

Например, это изображение, показывающее работу солнца, снимали в аквариуме снизу вверх, а в воду добавляли краску и химикаты. 

Также в аквариуме воссоздавали и сцены микромира. Часто материал из реального мира не использовался, но подсказывал кинематографистам, в каком направлении стоит двигаться. Например, для сцены, в которой одна клетка поглощает другую, потребовалась компьютерная графика, потому что реальная микросъемка оказалась слишком «плоской» для киноэкрана. Поэтому ее пересняли так, будто она получена с помощью электронного микроскопа, который дает более объемную картинку. 

Изображение выше создано с помощью глицерина и яичного желткаИзображение создано с помощью глицерина и яичного желтка

«Эта сцена — ключевая в понимании развития эволюции в сторону все более сложных организмов, — говорит Гласс. — Мы нашли пример этого процесса, снятый через микроскоп, и оцифровали этот фрагмент как референс. Чтобы понять, как все это выглядит в трехмерном пространстве, мы обратились за помощью к команде, обслуживающей электронный микроскоп. С его помощью можно увидеть очень красивый и зрелищный трехмерный микромир, однако снимать его в движении в таком виде еще нельзя. Так что все эти картинки неподвижны и мертвы.  Мы взяли фотографии как референсы и на их основе воссоздали движение».

Процесс создания сверхновойПроцесс создания сверхновой

Кроме аквариума в таких случаях применяют также дым-машины, модели, нагретую глину, поведение насыщенных железом жидкостей в магнитном поле, а кристаллы соли на вращающихся дисках служат для имитации поля астероидов. В ход идут и другие подручные средства. Сегодня отснятые изображения можно модифицировать на компьютере, но изначально их все-таки снимают «живьем». 

В фильме можно увидеть  и более традиционные сегодня цифровые эффекты. С их помощью созданы, например, рептилии, которые существовали до динозавров. Фоновые изображения снимали в пустыне Атакама в Чили, а потом выстраивали трехмерные модели животных, накладывали на них текстуры и анимировали.

Кадр из фильма «Путешествие времени»Кадр из фильма «Путешествие времени»

Даже для сцен с цифровыми созданиями Малик снимал кадры, освещенные сзади. Это значит, зритель увидит только силуэты животных. «При этом мы не всегда старались снимать так, чтобы в центре внимания было предполагаемое существо, — говорит Гласс, — Мы просто снимали, как нам казалось естественным, а потом думали, куда поставить животное, чтобы не казалось, что все искусственно выстроено из-за компьютерной зверушки. Мы пытались снимать в документальном ключе, будто нам просто повезло запечатлеть что-то». 

«Фильм потребовал использования всех технологий, которые накопились за все это время, — продолжает он, — и, понимая, чего Терренс хочет добиться, мы могли жонглировать ими».

За визуальные эффекты в «Путешествии времени» отвечают студии Method Studios, One of Us и Locktix, но почти все VFX-сцены фильма изначально отсняли «в реале».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *