1Оригинальность должна быть трендовой
Фото: Bench Accounting
Ваш проект должен отличаться от десятков других, нести в себе свежие идеи или как минимум — «посмотреть на старые проблемы под новым углом»
Тихон Корнев, сценарист («Гоголь. Начало» и «Экипаж»)
«Мечта любого инвестора — нащупать тренд первым и сорвать банк. Знакомый мне очень неглупый продюсер по поводу каждого разрабатываемого им проекта всегда задает один вопрос: „Что отличает этот фильм от всех остальных?“. И пока ответа не появится, он не успокаивается, инициируя новые и новые брейнстормы и рерайты.
Собственно, на этот вопрос вы и должны ответить. В первую очередь — себе. А уж потом пытаться донести свои соображения до продюсера. Пока вы сами не почувствуете, что ваш проект уникален, что это — новая „Матрица“ или хотя бы „Сумерки“ или „Адреналин“, вы никогда не убедите в этом остальных».
Олег Богатов, креативный продюсер и CEO сценарной школы «Лига Кино» («Счастье — это…», «Команда мечты» и «Красный призрак»)
«Можно использовать тренды западного сериального и кинопроизводства, но с обязательной адаптацией под российскую почву. Истории про американских Джона и Мэри, скорее всего, никого не заинтересуют.
Иногда очень важно затронуть тему, которая беспокоит общество (цифровизация, криминализация, проблемы образования). Очень сильным качеством вашего проекта может быть погружение в закрытое сообщество (подростки, рэперы, скейтеры). Эта та уникальность, о которой продюсеры в силу возраста не знают, но очень хотят узнать.
Эпичные проекты про времена Петра Первого стоит разрабатывать только тогда, когда вы нашли уникальный «заход» к этой теме и знаете документы лучше любого историка. Но даже если пишите фантастику или исторический фильм, все равно темы и сюжеты должны «трогать и задевать» современного человека, быть универсальным «ключом к сердцу зрителя».
Наталия Егорова, продюсер, руководитель департамента региональных проектов Корпорации «Русская Фильм Группа», автор проекта «Питчинги»
«Будет неплохо, если бы вы возьмете для вашего проекта новую тему, новый сюжет и новых героев, или подадите уже привычные под новым углом (Баба-Яга — теща Кощея Бессмертного, а Зайчик-Побегайчик — двойной шпион, почему нет?). Сочетание этой типичности и уникальности — самое интересное в кино!».
2Изучите продюсеров
Фото: Brooke Cagle
Ошибка — не видеть между продюсерами разницы. Кто-то из них берется за блокбастеры, а кому-то по душе (и по карману) только артхаусные проекты. «Изучите» продюсера перед тем, как к нему обращаться.
Алексей Сашин, сценарист (фильмы «Волшебник», «Невиновный», сериал «Паутина»)
«Ройте интернет, изучайте продюсеров. Они разные. Кто-то — энергичен. Кто-то — с чутьем. Кто-то — со вкусом. Но если мы говорим о деньгах, нужно искать того, у кого очень серьезные связи.
Найдя этого человека, посмотрите, что именно он снимал… и несите ему только то, чего он хочет, чего он ждет. Если он специализируется на блокбастерах, не нужно нести ему сценарий детского фильма. Если он занимается мыльными операми, не стоит тратить его время проектом боевика. Нужно, чтобы ваш текст был таким, к которому готов именно этот продюсер».
3Где получилось — там и «питчите»!
Фото: Jakob Dalbjorn
Питчинг, соцсети, кинофестиваль, лифт — неизвестно, где и при каких обстоятельствах вы столкнетесь с интересным вам продюсером. Просто будьте начеку, и имейте в голове ваш оригинальный логлайн.
Олег Богатов, креативный продюсер и CEO сценарной школы «Лига Кино» («Счастье — это…», «Команда мечты» и «Красный призрак»)
«Необходимо использовать любой корректный способ коммуникации и выбирать форму, соответствующую ему. В лифте или в соцсети вы можете обратиться к продюсеру с кратким вопросом: „У меня есть проект (логлайн, 25 слов), можно вам прислать сценарий или синопсис“?». Если вы попали в шорт-лист на питчинге, продюсер уделит целых 10 минут своего внимания вашему проекту. И здесь уже можно развернуться.
На кинофестивалях — смотрите по ситуации. Если у вас прекрасная беседа за бокалом вина, можете, кроме логлайна, рассказать об ожидаемых сборах и дрим-касте вашего будущего фильма. Но, как мы понимаем, «продающий» логлайн всегда пригодится«.
Наталия Егорова, продюсер, руководитель департамента региональных проектов Корпорации «Русская Фильм Группа», автор проекта «Питчинги»)
«Оптимально — это здесь и сейчас. Поэтому где получилось — там и «питчите»! И будьте заранее готовы ко всему (это несложно, если вы действительно живете своим проектом). Используйте все возможности — и не бойтесь ни к кому стучаться в социальные сети: это нормальный рабочий инструмент для киношников».
4Увлеките продюсера одной классной историей. Но не рассказывайте ему десять!
Фото: Thomas Drouault
Не сбивайте продюсера с толку разнообразием своих замыслов: заинтересуйте его той единственной историей, из-за которой вам не спится по ночам.
Илья Шерстобитов, режиссер («Каникулы президента»)
«Увлеките продюсера историей. Ту, которой вы живете, которую вы знаете и чувствуете. Но никогда не говорите: „А вот еще есть история…“ Перестаньте это делать! Вы все превращаете в кашу. Даже если вам скажут „нет“, ваша история может остаться в голове у продюсера, и когда-нибудь придет ваше время. Предложите главную историю вашей жизни сейчас, и вы найдете того, кто поверит в нее вместе с вами».
Тихон Корнев, сценарист («Гоголь. Начало» и «Экипаж»)
«Проблема большинства сериальных заявок начинающих сценаристов в том, что их единственная задача — „заинтересовать продюсера“, но сами авторы при этом абсолютно не горят проектами. Как икру мечут, бездушные и предсказуемые, в надежде что хоть одна из сотни во что-то вырастет. Берите пример с млекопитающих — родите, вырастите и вложите душу в одного, двух, трех „детенышей“».
5Заранее прикиньте, как будет строиться ваше взаимодействие с продюсером
Фото: Marten Bjork
Определите для себя, в каком формате будет происходить сотрудничество, если вы заинтересуете продюсера своим проектом.
Дмитрий Якунин, директор Молодежного центра Союза кинематографистов России, исполнительный директор Всероссийского питчинга дебютантов, продюсер
«Вам нужно знать точно: если вы готовы продать сценарий, то за сколько; если необходимы инвестиции в проект, то сколько и на каких условиях; с каким юридическим лицом будет заключен договор; каким образом будет происходить отчетность и так далее. Причем ваши пожелания должны опираться на актуальные рыночные цены, а не браться с потолка. Подумайте, зачем инвестору или продюсеру „входить“ в ваш проект, чем он может быть выгоден конкретно для него?
Не забудьте упомянуть и о партнерах, которые уже в проекте. Может быть, у вас есть классный информационный партнер, либо вы договорились о съемках с медийным актером. Не держите эту информацию при себе, обязательно включите ее в презентацию, либо расскажите об этом на встрече с продюсером. Единственное, вы должны упоминать только о конкретных договоренностях, желательно подтвержденных подписанными договорами. Упоминание серьезных имен, при отсутствии на то оснований может, наоборот, оттолкнуть от вашего проекта».
6Будьте вменяемы
Фото: Dylan Gillis
В процессе общения с продюсером проявите себя с лучшей стороны.
Олег Богатов, креативный продюсер и CEO сценарной школы «Лига Кино» («Счастье — это…», «Команда мечты» и «Красный призрак»)
«Вы должны производить впечатление вменяемого автора. Это значит — ответственность, гибкость в работе и „горение“ проектом. Если продюсер свяжется с вашим проектом, вы еще много раз будете встречаться и обсуждать сценарий. Сделайте так, чтобы он об этом не пожалел».
Алексей Зотов, сценарист и режиссер («Убить босса», «Можем повторить!», к/ф «Вегетарианка»)
«У вас могут быть классный сценарий и увлекательная презентация, но если вы будете вредничать и „снобить“, все сойдет на нет. Поймите: продюсеру придется работать с вами, а не с вашим сценарием. Старайтесь спрятать свои худшие качества (лучше навсегда) и проявить себя с хорошей, сильной стороны.
То же самое относится и к продюсеру. Если вы видите, что человек ведет себя малоадекватно на старте, сразу бегите не оглядываясь!».
7Когда найдете продюсера — подружитесь с ним
Фото: Helena Hopes
Никто не отменял приятельских отношений, более того, в киноиндустрии (сюрприз!) все лучшее на них и построено.
Алексей Зотов, сценарист и режиссер («Убить босса», «Можем повторить!», к/ф «Вегетарианка»)
«Будем честными: кинорынок в России — это большая семья. А прийти в семью с улицы крайне сложно. Вас не знают, с вами не работали. Кто вы? Старайтесь начать работу с продюсером с небольших проектов. Часто продюсеры ищут помощников на площадку. Или зовут поправить тексты. Не отказывайтесь от таких предложений! У вас будет уникальная возможность подружиться с продюсером, а после вы сможете представить ему свой проект».
Ксения Зуева, сценарист и режиссер («Близкие» и «Вмешательство»)
«Я всегда нахожу продюсера — единомышленника, с кем мы смотрим на вещи одинаково. Я думаю, знакомство может случиться где угодно. Написать напрямую в социальной сети зачастую очень действенно.
Мне везло: на всех моих картинах опыт работы с продюсерами максимально комфортный и положительный. Я тратила много времени и сил, чтобы их находить, и я их находила. Продюсеров, которые доверяли мне, заботились обо мне, верили в мой замысел и поддерживали меня во всем».
8Знайте себе цену
Фото: Kal Visuals
Создание кино — это взаимовыгодный творческий процесс, и не нужно сразу отводить себе в нем второстепенную роль.
Тихон Корнев, сценарист («Гоголь. Начало» и «Экипаж»)
«Помните, продюсер — это не благодетель, благотворитель или спонсор, который с барского плеча „дает денег“. Это потенциальный компаньон, которому ваш проект может принести нехилые прибыли. Людей с деньгами гораздо больше, чем людей с идеями. Знайте себе цену».
Обложка: Wei Ding