Как звучит «Ирландец»?

Омоложение голоса

Вокруг фильма до сих пор не утихают дискуссии насчет омоложения героев — стоило ли вообще это делать? Пожалуй, у каждого сложилось свое впечатление насчет спецэффектов. Однако есть один любопытный нюанс — на постпродакшне героев омолаживали не только визуально. Если вы смотрели фильм в дубляже, то вряд ли могли услышать разницу. В оригинальной аудиодорожке это заметно. Вот как работал над этим Том Флайшмен, звукорежиссер, лауреат и обладатель премий «Оскар», BAFTA и «Эмми», который работал с Мартином Скорсезе на более, чем 30 фильмах:

Том Флайшмен«Дело было в экспериментировании. Первым делом я пересмотрел старые фильмы, такие как „Король комедии“ (1982) и „Серпико“ (1973), чтобы определиться с высотой голоса героев Де Ниро и Аль Пачино. Это было не очень успешно: в звуке появлялись артефакты и посторонние шумы, так что эксперимент не удался.

Мы попробовали пару других вещей, в том числе плагины. Это помогло нам исправить проблемы исполнения, однако мы все еще не добились правильного звучания. С этим помог Фил Стоктон — звуковой редактор, с которым я работал на многих фильмах. Он добавил в сцены room tone и детально поработал с высотой голосов, это и привело к результату, который можно услышать в фильме».
 

О звуке в фильме «Ирландец» (2019)

 

Внимание к деталям

Противник супергеройских фильмов все же совсем не против прогресса. Премьера его фильма на Netflix стала тому подтверждением. Вообще разница работы со звуком на проектах для большого экрана и маленьких (что и подразумевает Netflix) весьма велика. Еще в прошлом году нам в интервью композитор «Шерлока» и нового «Дракулы» Майкл Прайс говорил: 

Майкл Прайс«В зале с огромными динамиками и сабвуфером вы можете играть очень низкий звук, и это будет отлично работать. Но включите это на iPad, и вы ничего не услышите».

Учитывая частичный прокат в кинотеатрах, звуковой департамент должным образом отнесся к деталям. Например, при прослушивании звуковой дорожки в наушниках вы услышите множество «новых» элементов, которые скорее всего не были заметны на больших акустических системах. Это же подтверждает звуковой редактор и звукорежиссер перезаписи фильма Юджин Жарти, обладатель «Оскара»:

Юджин Жарти«Во время перелетов я слушал работу своих коллег через наушники. И должен сказать, что я действительно замечал звуки, которых попросту раньше (при прослушивании на больших динамиках, — прим. tvkinoradio.ru) не слышал. Иногда это хороший способ уловить новое в знакомом фильме».
 

Подкаст о фильме «Ирландец» (2019)

Работа с фоли-шумами также была нетипичной. Иногда специалисты попросту не использовали их.

Юджин Жарти«Например, когда Фрэнк и Джимми находятся в гостиничном номере в пижаме, они садятся на кровать, — говорит Юджин. — Было несколько критических движений, которые Тельма (Тельма Скунмейкер, монтажер, — прим. tvkinoradio.ru) очень хотела услышать. Только вот простыня должна была иметь правильную текстуру. Никто не думает о шорохе ткани, как о компоненте звукового дизайна, но в фильмах вроде этого все наоборот. Это совершенно новый способ услышать звук.

Нужно сказать, что мы здорово поработали над фильмом. Он длится три с половиной часа, и Фил (Фил Стоктон, звуковой редактор, — прим. tvkinoradio.ru), который выделяет время для нашей работы, должен был принять во внимание хронометраж ленты. Это буквально два фильма. Так что если вам нужно было бы шесть недель для постпродакшна обычного фильма, то для этого — двенадцать. А четырехнедельный финальный микс превратился в восьминедельный».
 

О фильме «Ирландец» (2019)

 

Звуковая аутентичность

Чтобы сохранить подлинность времени и места, звуковой департамент и вовсе обратился к архивным материалам, включая телевизионные новостные кадры и записи покойного певца Джерри Вейла. Его песню Al di la мы слышим в сцене ужина. Обычно старые записи дополнялись оркестром и бэк-вокалистами, чтобы создать эффект «живого» выступления.
 

Песня Джерри Вейла «Al di la»

Особое место в работе Юджина Жарти заняла запись звука машин.

Юджин Жарти«Во время съемок Марти очень понравились звуки машин, которые мы использовали. Фильм охватывает три десятилетия, так что у нас были автомобили 1940-х, 1950-х, 1960-х и 1970-х.

Например, автомобиль, на котором ездит Фрэнк в Детройте, это Ford LTD конца 1960-х или начала 1970-х. Когда он заезжает на парковочное место, машина издает интересный звук пониженной передачи. Машина была автоматической, однако когда вы тормозите, она делает это крутое переключение на пониженную передачу, и Марти это показалось призрачным.

Кадр из фильма «Ирландец» (2019) / Фото: Netflix
Кадр из фильма «Ирландец» (2019) / Фото: Netflix

Ему так понравился этот звук! Я даже уточнил, стоит ли мне еще поискать варианты, а он ответил: „Нет, нет! Идеально, не трогай это!“»

 

Сфокусированность звучания

Продолжая историю борьбы Скорсезе с MARVEL, стоит справедливо отметить, что Мартин действительно делает другое кино. Говоря о звуке, «Ирландец» вышел тихим и даже интимным. Здесь нет вечно кричащих звуковых эффектов, вся звуковая драматургия строится на тонких переходах и деталях.

Том Флайшмен«„Ирландец“ был иным фильмом с точки зрения звука в отличие от тех, над которыми я работал, — отмечает Том Флайшмен. — Он очень тихий и сфокусированный. Например, в картине много диалогов между двумя людьми в тихой обстановке. И это настоящий вызов для звукорежиссера, потому что в тишине вы ничего не сможете спрятать».

На съемках фильма  «Ирландец» (2019) / Фото: Netflix
На съемках фильма  «Ирландец» (2019) / Фото: Netflix

Однако дело не только в том, что в тишине нельзя спрятать ошибки. Такой способ работы со звуком также стал определяющим в построении звуковой драматургии Томом Флайшменом и его командой:

Том Флайшмен«Людей с самого начала завлекает история — отличный сценарий сделал свое дело. К работе со звуком мы также подошли аккуратно: он не „дерзкий“, а весьма тихий. Мы старались избегать громких эффектов, предпочитая уделять внимание репликам актеров и качеству их голоса. Например, сцены в доме и в ресторане были намеренно „сделаны“ приглушенными.

В общем, моя цель состояла в поддержании баланса сцены и уменьшении уровня шума, чтобы сохранить чистоту голоса. Я не хотел отвлекать зрителей от истории звуковыми эффектами».

В работе с тихим звуковым оформлением специалистам пригодилась система Dolby Atmos. Система использовалась аккуратно, чтобы сохранить микс более сдержанным, однако в некоторых сценах Dolby Atmos раскрывался в полной красе, когда нужно было добавить деталей и погрузить зрителя в конкретную сцену.

Том Флайшмен«Идея Марти состояла в том, что звук практически монофоничен, — продолжает Том Флайшмен. — Были определенные моменты, когда мы „расширяли“ звук, но по большей части все было очень тихо».
 

Мартин Скорсезе о фильме «Ирландец» (2019)
 

 


Обложка: Кадр из фильма «Ирландец» (2019) / Netflix

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *