Каким будет телевидение в семнадцатом году

заведующий отдела телевидения «Комсомольской правды», замредактора журнала «Телепрограмма» Сергей Ефимов— Телевидение в России переживает не самые лучшие времена. Во-первых, денег на рынке все меньше (у рекламодателей тоже кризис), а во-вторых, зарабатывать их все сложнее.

Вдобавок каналы медленно, но верно теряют зрителя. Так называемое эфирное смотрение становится анахронизмом, особенно для молодой аудитории. А как считать и, главное, монетизировать тех, кто смотрит программы на сайтах каналов (про торренты скромно умолчим), пока никто не придумал.

Матрица, бабушки и Первый канал

У больших каналов стремительно стареет аудитория. И если для «России 1», во многом питающейся из бюджета, это пока не проблема, то для Первого канала — настоящая трагедия. Консервативная зрелая публика не терпит экспериментов — поэтому провалился второй сезон не выдающегося, но вполне милого сериала «Обратная сторона Луны». Ей что-то несложное про любовь подавай — что-то вроде «Выйти замуж за Пушкина». С одной стороны, это выход — такие сериалы стоят три копейки. Знай себе показывай. С другой — путь в пропасть: старые (в буквальном смысле) зрители, увы, не вечны, а молодых примитивом не подманишь.

Вообще по итогам года больше всех жалко именно Первый канал. Каких-то особо ярких премьер так и не случилось (обещанную «Мату Хари», снятую за $1 млн за серию, видимо, приберегли на 2017-й), а неудач было предостаточно. Ведь провалился даже сериал «Таинственная страсть» о шестидесятниках, про который вроде бы много писали и говорили. Страшно сказать, не пошел Иван Охлобыстин в продолжении «Метода Фрейда». В смысле рейтингов по-настоящему выстрелил разве что «Мажор-2».

Кадр из сериала «Ольга»Кадр из сериала «Ольга»

Лучшие без всяких оговорок сериалы в 2016-м показывал канал ТНТ. Некоторые стали общественно-значимым событием, как например, «Ольга». Другие были настоящими шедеврами, как «Бедные люди», но прошли малозамеченными. Иронически-психоделическая «Пьяная фирма» с Михаилом Ефремовым в конце декабря поставила точку в этом периоде: отныне ТНТ делает упор на ситкомы, а киносериалы снимать не будет. Зрителей в достаточном количестве для них так и не нашлось. Возможно, потому, что публика, вскормленная качественным телекино Америки и Европы, в принципе не знает, что ТНТ вообще существует. А поколение «Дома-2» понять кино на том же канале просто неспособно.

Кому в прошлом году было хорошо, так это каналу «Пятница!». Между прочим, это же сенсация: нишевый канал не второго даже, а третьего эшелона является предметом горячих дискуссий в СМИ и соцсетях. Генеральному директору канала Николаю Картозия, который придумал «Ревизорро» и Елену Летучую, удалось сделать остромодной тему качества продуктов и сервиса в ресторанах. Сама идея увлечь молодежь сферой товаров и услуг нелепа и абсурдна, и потому могла прийти в голову только гению.

Шоу «Голос»Шоу «Голос»

Не нужно быть пророком, чтобы предположить, что денег в 2017-м у наших телеканалов будет еще меньше. Очевидно, что Первый канал будет «держаться берега», ухватившись за спасительный «Голос», «Минуту славы» и любовные сериалы, параллельно пытаясь умеренно креативить за недорого. Вон как с «Лучше всех» хорошо получилось, а ведь стоит рупь.

Подозреваю, «нравственные поиски» каналов сосредоточатся вокруг искренности и простоты, которых на нашем ТВ катастрофически мало. Реальные, а не постановочные истории, живые судьбы — вот те скрепы, в свое время ставшие основой украинского телевизионного чуда (было такое еще до войны в Донбассе), которые могут спасти и наш «ящик». И фора здесь у маленьких каналов: вот так сразу снимать шоу с живыми людьми большим кнопкам мешают бюрократическая неповоротливость и понты.

Кадр из сериала «Мата Хари» Кадр из сериала «Мата Хари» 

Уже снятые сериалы продолжат экономить, как хлеб в годы недорода. Сенсаций и революций не ждите: как обычно, действие многих проектов будет разворачиваться в прошлом (почему продюсеры уверены, что ретро возбуждает зрителя — одна из самых больших загадок нашего ТВ). Помимо упомянутой «Маты Хари» с западными актерами в эпизодах (Рутгер Хауэр, Кристофер Ламберт), это «Гостиница «Россия»» (про знаменитый советский отель и его постояльцев, Первый канал), «Оптимисты» (Валерий Тодоровский опять взялся за 1960-е, только на этот раз про выпускников МГИМО).

Возможно, предсказуемый ландшафт чуть разбавят ремейки западных сериальных удач. Например, «Мост» (НТВ, в оригинале шведско-датский проект The Bridge) с Дапкунайте и Пореченковым и «Отбросы» (СТС, Misfits).

Промо-фото сериала «Отбросы»Промо-фото сериала «Отбросы»

И все чаще на провалы проектов и снятие с эфира недопоказанных эпизодов будет влиять не очевидное, обескураживающе низкое качество продукта (как это было с шоу «Охота» на НТВ в 2016-м), а с непредсказуемость зрителя. Телевидение все меньше понимает, что мы, зрители, от него хотим, и какие факторы влияют на наше настроение. Продюсеры не хотят рисковать, скука и консерватизм — вот главные телевизионные тренды будущего года.
 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *