«Коматозники»: из мистики в хай-тек
Если делать расширенный анализ «Коматозников» Нильса Ардена Оплева, то сначала пришлось бы разбирать оригинал Джоэла Шумахера с молодыми Джулией Робертс, Кифером Сазерлендом и Кевином Бейконом. Там, напомним, пятеро студентов-медиков решили проверить на себе, что бывает после смерти (ответ: ничего хорошего). Фильм уже был объектом исследований как у профессиональных сценаристов (его разбирали и Кристоф Вульф, и легендарный Кристофер Воглер, в частности, в «Путешествии писателя»), так и у журналистов. Напускной символизм, излишняя барочная, даже готическая атмосфера Джоэла Шумахера и вопросы без ответов сделали свое дело — фильм в свое время стал предметом серьезных дискуссий среди философов и теологов.
Трейлер фильма «Коматозники» (1990)
Но на нынешний фильм никто внимания не обращает, и даже массовый зритель, судя по кассе США (сборы $17 млн при бюджете $19 млн, вся надежда на международный прокат), не особенно заметил ремейк фильма 1990 года. Почему?
Вся вводная информация, наоборот, говорит, что «Коматозники» 2017 года должны быть лучше, чем оригинал. Сценарий первого фильма писал Питер Филарди, не имевший успешных полнометражных скриптов ни до «Коматозников», ни после. Согласно IMDB, последняя его работа — эпизод в телесериале по рассказам Стивена Кинга в 2004 году.
Кадры из фильма «Коматозники» (1990)
Диалоги первого фильма стали посмешищем среди медиков, которые придавали большое значение тому, как говорят герои.
У сценариста новых «Коматозников» Бена Рипли, напротив, драматургический опыт побольше: он является автором успешного триллера «Исходный код» (сейчас идет работа над продолжением) и менее известной драмы с Дастином Хоффманом «Хористы». Достоверно известно, что во время работы над сценарием он много сотрудничал с профессиональными неврологами, а на площадке даже присутствовал медицинский консультант, чтобы актеры не ляпнули чего лишнего.
Кадр из фильма «Коматозники» (2017) / Фото: Sony Pictures
Также Рипли понимал, что остались еще и фанаты первого фильма. Поэтому в сценарии есть небольшие помахивания ручкой из прошлого в виде культовой фразы «Хороший день, чтобы умереть» или эпизодического появления Кифера Сазерленда в виде доктора Вулфсона. Впрочем, последнее — это заслуга кастинга, а вот если бы его звали так же, как и персонажа фильма 1990 года, Нельсон Райт, было бы интереснее.
На чем прокололся Бен Рипли? Строго говоря, ни на чем он не прокололся и все правильно сделал, поняв: то, что можно было делать 27 лет назад, сегодня уже не работает. Главным героем стала героиня, это «хайпово». На то, чтобы долго объяснять, кто чем занимается, у кого какой грех на душе, сейчас уже нет времени. Кристен в исполнении главной звезды картины Эллен Пейдж быстро и понятно излагает суть своего эксперимента, на метания, вздохи и сомнения ее товарищей («А это законно?») отводится пара страниц. Допущение, что строить медицинскую лабораторию можно в готическом храме, в XXI веке выглядит дико. У Рипли нет места символизму, здесь все современно. Хай-тек в лаборатории, хай-тек на натуре.
Кадр из фильма «Коматозники» (2017) / Фото: Sony Pictures
Проколом стало то, что и Рипли, и режиссер Оплев будто бы забыли, что за четверть века тема искупления вины в фильмах ужасов стала общим местом. Еще они будто бы забыли, что расширение сознания и кругозора после необычного эксперимента за последнее время исследовалось многократно: от «Областей тьмы» до… допустим, до «Люси» (примеров много). Жанр путешествий в подсознание уже несколько раз успел поменяться, надо придумывать что-то новое. Главное — у новых «Коматозников» не родился зритель, который захотел бы посмотреть что-то новенькое про смерть.
Вердикт: они не поняли жанр. Коротко говоря, если первый фильм был об игре в Бога, то новый — про игру с дьяволом. С последним, как мы все знаем, шутки плохи, и «Коматозники» 2017 года превратился из довольно невнятной, но страшноватой «недопритчи» 80-х в банальный подростковый хоррор 10-х годов.
Трейлер фильма «Коматозники» (2017)
«Тайна Коко»: почему так «ма…»
С «Тайной Коко» все ровно наоборот. Мы пишем о мультфильме так «ма…», потому что надо писать очень «мно…». Это новый фильм Pixar — и это уже причина покопаться в нем основательно.
Трейлер мультфильма «Тайна Коко» (2017)
Студия Pixar много раз даже не заигрывала, а работала со смертью. Правда, эпизодически. То есть в последних ее фильмах кто-то из второстепенных персонажей обязательно умирал. Милый фильм «Вверх» начинается со смерти жены ворчливого старикашки. В «Головоломке» Бинго-Бонго жертвует собой, спасая товарищей. Даже в совсем уж детском «Хорошем динозавре» один герой теряется, а у другого пропадают родители. И это только примеры последних лент студии.
В «Тайне Коко» смерть — вообще главный герой, точнее, локация. В традиционный мексиканский праздник смерти в загробный мир попадает главный герой, парень по имени Мигель. Это не значит, что он умирает. Он просто очень любит музыку и боготворит давно скончавшегося певца и актера Эрнесто де ла Круза. Но среди его родственников после проступка прапрапрадеда Мигеля, музыканта, подло ушедшего из семьи, даже слово «гитара» под запретом. И вот, Мигель, захотев поучаствовать в музыкальном конкурсе, проникает в склеп своего кумира, чтобы одолжить ненадолго гитару, но оказывается на том свете. И понеслось.
Кадр из мультфильма «Тайна Коко» (2017) / Фото: Disney
Технически сценарий «Тайна Коко», как и все, что делают авторы Pixar, безупречен. Там все по учебнику. И это не секрет: многие сценаристы студии не раз признавались, — и в персональном интервью tvkinoradio в том числе — что они всегда строго следуют системе. В «Коко» есть все: экспозиция, завязка, точка невозврата, начало второго акта, развитие сюжета, кризис, кульминация, поворот событий, арка персонажа… и так далее. Если вы формалист и любите структурный подход к сценарию — вот вам идеальный пример.
Почему же не можем много рассказать о «Коко»? Потому что там прямо посередине есть грандиозный хук (называете это как хотите, господа структуралисты: твист, swish, поворотный момент), который переворачивает всю историю в совершенно ином направлении. Мы думали, что фильм про это, а он оказался про вон то. Мы считали главным героем этого, а тут вон оно что. И если писать серьезно о «Коко», пришлось бы лишать удовольствия первых зрителей.
Кадр из мультфильма «Тайна Коко» (2017) / Фото: Disney
А там есть всё для всех. На визуальном уровне — без сучка и задоринки, даже видно (и слышно), что у гитары нейлоновые струны. На драматическом — смотри выше. На уровне аудитории — то же самое. Хоть это и «12+», но есть шутки и для малышни (собачка!), и для взрослых (собачку, между прочим, зовут Данте), и для более-менее интеллектуально развитой публики (если вы знаете, кто такая Фрида Кало, вам будет над чем посмеяться). При таком разнообразии шуток, крутых поворотов, слезливых моментов, нагромождении смыслов и замыслов зритель не теряется, а, наоборот, чувствует себя вполне комфортно, даже если не знает о Мексике и ее культуре ровным счетом ничего.
Кадр из мультфильма «Тайна Коко» (2017) / Фото: Disney
Это не хвалебный отзыв. Знаете, чего «Тайне Коко» не хватает, чтобы стать лучшим проектом Pixar? В фильме слишком много самого себя, он избыточен.
Вердикт: сценаристы «Тайны Коко» (их шесть штук!) продали свои души дьяволу, и это немножко напрягает, нельзя быть таким правильным. Именно погрешности делают фильмы, в том числе и «пиксаровские», лучше.
ваш Скандально Неизвестный Сценарист
Обложка: кадр из мультфильма «Тайна Коко» (2017) / Disney