Фоны на экранах
«Любые кадры, которые зритель воспринимал бы как „тяжелую графику“, вредили бы погружению, — считает оператор-постановщик фильма Лайнус Сандгрен. — Поэтому мы старались как можно больше снимать на площадке. Мы решили, что в нашем случае лучше всего снимать космические аппараты на фоне светодиодного экрана. В зависимости от сцены в ход шли разные технологии: полноразмерные декорации для крупных планов, миниатюры для средних и полную компьютерную графику — на общих».
Трейлер фильма «Человек на Луне» (2018)
Картина стала комбинацией специальных и визуальных эффектов, а также архивных съемок. Фильм снимали на камеры 16 мм, 35 мм (нескольких вариантов) и 65 мм IMAX. VFX-супервайзером картины был Пол Ламберт, только что получивший «Оскар» за работу над «Бегущиv по лезвию 2049». У него есть все шансы получить награду второй год подряд.
Визуальные эффекты в фильме «Человек на Луне» (2018)
«Обычно такие фильмы снимают на фоне зеленого экрана, — рассказывает он. — А визуальные эффекты создаются на этапе постпродакшна. Но Дэмьен Шазелл перевернул этот принцип. Нам пришлось создавать 90 минут цифрового контента до начала съемок».
Дело в том, что все сцены полетов снимались на фоне огромного светодиодного экрана, «оборачивающего» нужный объект на 180 градусов (диаметр полуциллиндра составлял 20 метров). Экран размером 30 на 10 метров демонстрировал заранее созданный материал, необходимый для воссоздания полетов.
«Мы хотели запечатлеть все события фильма в камере, без помощи зеленого экрана, — делится оператор-постановщик картины. — Полноразмерная декорация летательного аппарата у нас находилась на гидравлическом подвесе, способном имитировать все вибрации полета, и на фоне светодиодного экрана, так что „вклеивать“ фоновое изображение на постпродакшне было не нужно».
Например, в начале фильма Армстронг летит на экспериментальном аппарате X-15, вылетает за пределы земной атмосферы и испытывает невесомость. Но по возвращении его корабль отскакивает от атмосферы и остается в безвоздушном пространстве. Армстронгу приходится бороться за управление.
В этих сценах виден горизонт, и небо отражается в визоре шлема и глазах актера. «Если бы мы сняли все это на хромакее, — объясняет Ламберт, — на этапе постпродакшна нам пришлось бы потратить много времени, чтобы правильно воспроизвести все эти отражения. И мы никогда не воспроизвели бы их так, как сняли камерой».
VFX-команда студии Double Negative создала тысячи кадров с закатами и рассветами, облаками, Землей в космосе и другими фоновыми изображениями. «Мы отрендерели 360VR картинки, — продолжает Ламберт, — чтобы Шазелл мог снимать любые движения летательных аппаратов».
Но они не были готовы к тому масштабу, который потребовался на съемках «Человека на Луне».
«Обычно мы работаем в маленьких сегментах, — объясняет VFX-супервайзер. — Такой шот и такой, и еще один. Но Дэмьен хотел видеть секвенцию полностью. Так мы вставили в отснятый с вертолета материал полета X-15 CG-кадры, создав единую секвенцию. Это позволило Дэмьену работать с Гослингом, не прерываясь на отдельные шоты».
Кадр из фильма «Человек на Луне» (2018) / Фото: Universal Pictures
CG-контент был создан в программе Terragen компании Planetside Software. Это приложение, позволяющее создавать виды рельефа любой поверхности. Что позволяло создавать отлет от Земли, пролеты сквозь облака и разные слои атмосферы, а также — выход в безвоздушное пространство. Все эти картинки демонстрировались на том самом экране. Компании Fuse Technical Group пришлось поработать над тем, чтобы камера не ловила муар мониторов.
«Созданное на компьютере изображение облаков, неба и космического пространства потом проходило через камеру и отпечатывалось на пленке, получая все свойства пленочного изображения, включая „зерно“, — объясняет Сандгрен. — Так проходила интеграция двух изображений. Материал был убедительнее, чем чистая цифровая картинка. Изображение для полетов было сферической панорамой с разрешением 32К, чтобы его можно было вращать по требованию для создания интерактивного света и рефлексов на декорации. Фоновые изображения были комбинацией отснятого материала и CGI. Источник света также имитировал солнце. Кроме того, сам экран тоже двигался — его синхронизировали с отснятым материалом».
«На полете Gemini мы вращали изображение, вместо того, чтобы вращать актеров, — говорит Ламберт. — Экран был таким большим, что тебя все равно укачивало. Каждый раз, когда начиналась съемка дубля, вся съемочная группа поворачивалась к экрану спиной, а актеры менялись в лице, краснели и бледнели».
Макеты и архивная съемка
Что касается сцен с летательными аппаратами в кадре, то это были реальные миниатюры. «Мы построили их в арт-департаменте, — рассказывает художник-постановщик ленты Нейтан Кроули. — Поскольку спецэффектных отделов давно не существует».
Для сцен стыковки, например, потребовались частичная полноразмерная декорация для переднего плана (интерьера и экстерьера капсулы), миниатюра для среднего плана и изображение на экране — для заднего. К слову, иные миниатюры на этом фильме достигали размера 80% от реальной величины. Миниатры создавали с помощью 3D-печати. Для этого использовали три больших 3D-принтера BigRep, способных печатать объекты объемом до кубического метра.
Кроме того, в NASA сохранились старые пленки 70мм, снятые на особую систему — квадратный кадр с десятью перфорациями. К сожалению, эту систему сегодня давно не используют, и этих кадров никто не видел. Например, это съемки старта «Аполлона 11». Команда фильма потратила много сил, чтобы убедить военных сосканировать эти кадры. После чего отснятый материал стал основой для создания киноизображения.
«Мы сохранили центр кадров, — рассказывает Ламберт. — Просто заново скадрировали материал, почистили его и „достроили“ по краям с помощью мэттпейнта и компьютерной графики».
Одной из сложных сцен фильма была сцена гибели экипажа «Аполлона 1». Для нее воссоздали капсулу и ее систему люков, а также — приборную панель. Правда, в этот раз прибораня панель была сделана из металла, чтобы ее можно было жечь несколько дублей. Вспышка в капсуле произошла за считанные секунды, что потребовало четкой координации всех команд: каскадерской, спецэффектной и операторской.
Кадр из фильма «Человек на Луне» (2018) / Фото: Universal Pictures
Старт «Аполлона 11» был воспроизведен в миниатюрах в дополнение к уже существующей реальной съемке NASA.
Что касается невесомости внутри корабля, то все объекты и актеры висели на тросах. Объекты, которые передают друг другу члены экипажа, реальны, пока находятся в руках артистов. Когда же они должны плыть в невесомости, предметы подменяют CG-копии. «Мы даже анимировали волосы, чтобы дополнить ощущение невесомости», — делится VFX-супервайзер.
Некоторые кадры были сняты на крыше одного из зданий индустриального центра на окрание Атланты. Позже необходимое изображение было достроено в CGI.
Лунная поверхность
Что касается Луны, то эти сцены снимали на камеры IMAX. DNeg обеспечили команду цифровым песком и следами от ботинок на поверхности планеты, а также удалили все остальное из отснятого материала. Дело в том, что съемки лунной поверхности велись в каменоломне «Вулкан» в Атланте. Здесь была установлена специальная система тросов, позволявшая артистам имитировать пониженную гравитацию. Но ненужные элементы, отражающиеся в визоре скафандра, пришлось удалять на постпродакшне.
«Нам повезло, что в Атланте есть несколько каменоломен с серым грунтом, — говорит оператор-постановщик. — В одной из них мы и воспроизвели часть Луны. Мы воспользовались экскаваторами и другой строительной техникой каменоломни, чтобы воссоздать лунный пейзаж Моря Спокойствия по картам и фотографиям NASA. Мы также построили там лунный модуль в полную величину».
Интересно, что внутри Лунного модуля съемка веласть на 16 мм пленку, но после открытия люка Луну снимали камерой IMAX, и это дает огромную разницу в восприятии.
Съемка ленты продлилась 58 дней. 615 шотов с эффектами были доработаны на этапе постпродакшна.
PS: А хромакей все же применяли — в одном коротком кадре с макетом. Но им вполне можно пренебречь.
Обложка: кадр из фильма «Человек на Луне» (2018) / Universal Pictures