Папа Иоанн Павел III — денди
«Самой большой новостью для нас стал приход другого папы, Иоанна Павла III, урожденного сэра Джона Брэннокса (актер Джон Малкович, — прим. tvkinoradio.ru), — объясняет Карло Поджоли. — В то время как предыдущий Папа Римский Пий XIII, Ленни Белардо с соблазнительным лицом Джуда Лоу, находится между жизнью и смертью.
Новый папа римский — английский аристократ, денди и этот стиль он сохраняет в свободное от официальных обязанностей время».
Для создания этого образа Поджолии Канфора изучали фотографии различных британских аристократов, поэтов и художников, как сказали художники, «странных личностей, которые могли иметь что-то общее с бурной и проклятой молодостью нашего Джона Брэннокса (будущий Папа был панком, — прим. tvkinoradio.ru)». Их источниками вдохновения стали Оскар Уайльд, герцог Виндзорский, принц Майкл Кентский и Дэвид Боуи. Что касается дымчатой подводки глаз Брэннокса — она была прописана в сценарии Соррентино.
Оскар Уайльд / Фото: Bobek Ltd. Принц Кентский / Фото: Allan Warren / Wikipedia
Цветовая палитра одежды будущего папы родилась из меланхоличной атмосферы его лондонского замка. «Во всем, что касается фактур, цвета и принта тканей — тут все основывается на великой британской традиции, — говорит Поджоли. — Все 50 предметов его одежды (костюмы, пальто, свитера и т.д.) были разработаны в тесном контакте с режиссером Паоло Соррентино и актером Джоном Малковичем. У Паоло Соррентино все всегда должно быть совершенно до маниакальности, даже подкладка одежды и утюжка».
Кадр из сериала «Новый Папа» / Фото: HBO
В одной из ключевых до-римских сцен Брэннокс появляется в ослепительно белом костюме со стоячим воротничком и красным галстуком-бабочкой. Этим авторы дают понять зрителю, что герой уже принял решение возглавить католическую церковь. «Ему хочется примерить на себя белый цвет, который носит папа римский. Красное пятно — это последнее звено, связывающее его с кардинальским настоящим», — говорит Поджоли.
Кадр из сериала «Новый Папа» / Фото: HBO
Все костюмы для Малковича-денди были созданы в неаполитанском ателье Cesare Attolini. Это не просто «ателье», а престижный бренд, в котором шьют на заказ и по индивидуальным меркам безупречные, дорогие мужские костюмы. Основатель этого ателье Виченцо Аттолини в 1930-е годы совершил революцию в пошиве мужской одежды и ввел в моду неаполетанский крой.
«Он оставил в костюме все только самое необходимое, чтобы тот стал мягким и легким, как рубашка. Ни один портной не был таким смелым и инновационным, как он», — говорят его внуки Массимилиано и Джузеппе Аттолини, возглавляющие сегодня этот бренд. Среди клиентов Аттолини были актеры Тото, Витторио Де Сика, Марчелло Мастроянни и Кларк Гейбл.
Джон Малкович во время примерки костюмов в ателье Cesare Attolini / Фото: CESARE ATTOLINI S.P.A (2)
Паоло Соррентино не в первый раз прибегает к услугам этого ателье. Ранее были фильмы: «Последствия любви» (2004), «Изумительный» (2008),«Великая красота» (2013). В Cesare Attolini шили костюмы для Майкла Кейна в «Молодости» (2015) и для Джуда Лоу в сериале «Молодой Папа».
«Это было интересно, но работа с Малковичем стала особенно вдохновляющей, потому что он — модельер и очень компетентен в вопросах изготовления одежды. Поразительно было видеть его каждый день в ателье, наблюдающим за тем, как работают портные. Он сам отбирал себе шарфы, галстуки и прочие аксессуары», — вспоминают Аттолини.
Джон Малкович во время примерки костюмов в ателье Cesare Attolini / Фото: CESARE ATTOLINI S.P.A
Да, действительно, актер Джон Малкович не только основал собственный бренд одежды и обуви Technobohemian, но и открыл магазин в итальянском городе Прато, в котором можно купить одежду его марки и его друзей-дизайнеров.
Помимо костюмов и пальто, для Малковича были изготовлены четыре халата: три в английской фирме New&Lingwood, а один сшили в мастерской Поджоли. «Мы особенно любим халат из бордового шелка, на котором золотом напечатаны ангелы», — сказал художник. Эта технология известна еще с конца XIX века, ее использовала для печати с помощью деревянных блоков дизайнер моды Мария Моначи Галленга.
На съемках сериала «Новый Папа» / Фото: HBO. Печать ткани вручную в мастерской сестер Адрианы и Аглаи Минелли / Фото: Permesola.com
И вот две венецианские мастерицы, сестры Адриана и Аглая Минелли (76 лет и 79 лет), сами вырезали блоки и две недели вручную печатали ткань для халата. «Они сейчас уже редко работают, но пошли нам навстречу, поскольку обе любят Малковича!», — рассказал Поджоли.
Одежда для пап и кардиналов
«Для сцены избрания нового папы на конклаве и для сцены похорон, мы сделали множество одежд для кардиналов и епископов, которых не было в первом сериале, — продолжают рассказывать художники по костюмам. — Нам даже разрешили осмотреть текстильные склады Ватикана!»
В итоге, всю религиозную одежду для пап и кардиналов художники заказывали в римском ателье I Sartidel Borgo, которое отвечает за облачение местных кардиналов и епископов, а также папской швейцарской гвардии.
«Есть несколько очень специфических, сложных правил, которым нужно следовать, когда вы шьете эти сутаны, — объясняет Карло Поджоли. — Прежде всего, вы должны использовать подлинные ткани, из которых шьют облачения для пап, кардиналов. Они должны определенным образом драпироваться, у них должен быть правильный цвет, словом, они обязаны быть абсолютно верны оригиналам! Манжеты у сутаны имеют строго определенную высоту, пояс-конкретную пропорцию, карманы должны быть хорошо спрятаны и так далее».
Джуд Лоу сказал, что такая подлинность костюмов помогла ему в работе над образом: «К тому же, это позволило мне понять, что в церкви заключена своя театральность».
Кадр из сериала «Новый Папа» / Фото: HBO
Для сериала в крупнейшей ювелирной компании Jewel House, создающей украшения для театра и кино, было изготовлено 300 кардинальских и епископских крестов, 200 крестов для монахинь, монахов и различных религиозных орденов. А также 350 колец. «Для создания папского кольца пискатора, мы изучили все модели, выставленные в музеях Ватикана», — рассказывают художники.
«Красные тапочки для обоих пап, Пия XIII и Иоанна Павла III, были изготовлены для нас брендом Christian Louboutin. У Ленни они сделаны из кожи (мы называли их Ferrari), а у Брэннокса — из ценного бархатного дамаста. Даже в таких деталях мы хотели по-разному охарактеризовать героев», — говорит Поджоли. Когда актеры встретились на съемочной площадке, одетые как папы в белые сутаны, Джуд Лоу посмотрел на туфли Малковича и сказал: «Я ревную… туфли Джона намного красивее моих!»
Консервативный стиль папы Пия XIII
«Под этими длинными сутанами — черными для священников, красными для кардиналов, белыми для пап, скрываются реальные, живые люди, со своими страстями, чувствами и сексуальными желаниями. Они живут в них, несмотря на данный ими обет целомудрия перед Богом, — говорит Поджоли, — Мы хотели помочь зрителям понять через стиль каждого персонажа, что за человек скрывается под этой одеждой».
Белоснежный спортивный костюм Ленни был основным элементом гардероба в прошлом сезоне, и когда он чудесным образом выходит из комы, то снова продолжает его носить. Хотя спортивный костюм выглядит просто, вы не найдете его в соседнем универмаге. Он сделан из дорогого кашемира итальянским брендом La Perla специально для персонажа Джуда Лоу.
Когда Ленни выписывают из больницы, он тайно живет у своего врача, который заботился о нем, когда тот был в коме. Здесь мы впервые видим персонажа в чем-то другом, не в его религиозном облачении или в спортивном костюме.
Он носит одежду, позаимствованную у врача — свитера и брюки нейтральных цветов. Но простота эта кажущаяся: «Некоторые из этих предметов были предоставленынам великим итальянским дизайнером, большим любителем кино и близким другом Паоло Соррентино Джорджио Армани», — говорит Поджоли.
Кадр из сериала «Новый Папа» / Фото: HBO
Даже белые плавки, в которых так эффектно и сексуально расхаживал Джуд Лоу на начальных титрах последних серий — тоже от Armani, из его последней коллекции купальников. «Выбор белого цвета был снова продиктован классическими папскими цветами», — объяснили художники.
Армани помог художникам с костюмами других персонажей, что очень облегчило работу художников, которым итак пришлось приготовить 9000 костюмов для массовки и эпизодников. И не только из церковного мира, но и для мирян, которые вращаются вокруг Ватикана.
«Наша идея заключается в том, — объясняют художники по костюмам, — чтобы вернуть кинематографу особую магию, которую могут дать только мастерство и качество, эти исключительные вещи не для всех постановок, но здесь они являются правилом».
Обложка: кадр из сериала «Новый Папа» / HBO