«Сокращение», «снижение», «бюджет», «запрет», «процент», «контент» – слова, стремительно набирающие популярность. В СМИ прошли увольнения, объем рекламы на телевидении и радио усыхает на глазах, как и финансирование теле- и кинопроектов, телекомпании перераспределяют авторские права. Как повлиял кризис на кинопроизводство, мы спросили нескольких продюсеров из разных направлений индустрии — от фестивального и авторского кино до высокобюджетных блокбастеров.
Алексей А. Петрухин (генеральный продюсер и президент компании Russian Film Group, продюсер фильмов «Вий», «Сматывай удочки», «Мужской сезон: Бархатная революция», «Вий-2. Путешествие в Китай»):
Кризис, безусловно, отразился на киноиндустрии. Помимо снижения инвестиционной привлекательности резко сократились возможности product-placement’а. Многие бренды либо совсем закрывают бюджеты на этот вид рекламы, либо минимизируют. Министерство культуры также объявило об уменьшении размера субсидий на будущий год, и это мы очень скоро на себе почувствуем. Кроме того, оборудование для кинопроизводства вслед за курсом валют очень подорожало, не говоря уже о сокращении прочих издержек в индустрии.
Кризис затронул и наш новый проект «Вий-2. Путешествие в Китай», потому что мы работаем в копродукции с Китаем, а их цены тоже выросли в два раза. Голливудские актеры стали для нас дороже, хотя многие, конечно, пошли нам навстречу.
Артем Васильев (генеральный продюсер компании Metrafilms, продюсер фильмов «Бумажный солдат», «Дау», «Под электрическими облаками»):
Кризис уже успел отразиться на кинопроизводстве. Очень много проектов затормозилось. А те, что не затормозились, пересматривают производственные бюджеты, актерские ставки и т.д. Пока неизвестно, как мы дальше будем с телевидением взаимодействовать, и что станет с размерами возможной господдержки. Риск невозврата бюджетов возрастает. Потому можно предположить, что в дальнейшем Фонд кино будет ужесточать требования по возврату средств, но опять же не факт. Сейчас ведь многие компании, взявшие у Фонда деньги, не могут их вовремя вернуть, и это проблема не единичная, а системная. Как ее решать – непонятно. В общем, ситуация подвешенная.
У Metrafilms есть несколько проектов, которые мы собираемся делать в этом году, но могу сказать, что ясности с бюджетами пока нет. В случае фильма «Под электрическими облаками» нас буквально несколько недель назад поддержал «Первый канал», благодаря чему мы надеемся закрыть многие наши вопросы. Остается неясным, что с прокатом, но это уже отдельная история.
Юлия Мишкинене (генеральный директор продюсерского центра Vita Aktiva, продюсер фильмов «Охотник», «Интимные места», «Генерал»):
Пока еще сложно говорить, как кризис отразится на кино, поскольку какие-то тенденции только начали проявляться. Организации, участвующие в финансировании кино, то же Министерство культуры, Фонд кино еще не объявили конкурсы. Перефразируя знаменитую цитату из «Собачьего сердца», кризис в головах. Пока, как мне кажется, самое страшное, что может произойти – это кризис неплатежей на фоне информации о ситуации в экономике. А так, если люди будут выполнять свои обязательства, если не произойдет общего коллапса экономики в стране, то серьезного кризиса в киноиндустрии не случится.
Если приводить пример Vita Aktiva, то у нас на данный момент один фильм находится в стадии завершения («Генерал»), один – в стадии съемок («Алтай. Счастливые люди»), и несколько проектов на этапе девелопмента. Естественно, были некоторые проблемы с завершением «Генерала», потому что ряд платежей по нему в евро, и закрывать их по понятным причинам стало сложнее. «Счастливые люди» снимаются на Алтае, поэтому пока экономическая ситуация на картине особо не отразилась. Что касается девелопмента, то там ряд обязательств, в том числе по правам, выполняются в евро. Будем с этим справляться по ситуации.
Елена Яцура (независимый продюсер, продюсер фильмов «9 рота», «Огни притона», «Хит»):
На мой взгляд, в кинопроизводстве в связи с кризисом пока ничего не произошло. Есть только какие-то отговорки, но серьезно он ни на что не повлиял. Кино выживало во все кризисы, кроме одного – кризиса в области кинотехнологий в начале 90-х, когда в России вовремя не построили dolby-кинотеатры. Вот тогда процесс остановился. Потом после дефолта в 98-ом году тоже все думали, что наступил конец. Оказалось, нет. Через два года появилось внятное кино, потому что появились кинотеатры. Так что сегодня в кинопроизводстве может что-то случиться, если публика вообще перестанет ходить в кино и каналы прекратят вещание, а в остальных случаях – нет.
Продолжение разговора тут.