Трейлер фильма «Леди Бёрд» (2017)
Режиссер и сценарист Грета Гервиг с оператором Сэмом Леви начала разрабатывать внешний вид «Леди Бёрд» еще за год до съемок (вместе они работали над «Милой Фрэнсис» и «Планом Мэгги»). Вместе они пытались сделать из несколько абстрактной визуальной концепции Гервиг что-то реальное. Леви обратился к своему знакомому колористу Алексу Биклу, чтобы тот помог ему разработать уникальный технический процесс, который помог бы режиссерскому видению дойти до больших экранов.
Гервиг, Леви и Бикл поделились кадрами из фильма до и после обработки.
Как выглядит воспоминание
На съемках фильма «Леди Бёрд» (2017) / Фото: А24
Гервиг: Я хотела, чтобы фильм выглядел как воспоминание. Я постоянно повторяла — не знаю, понятно ли это вообще — что хочу, чтобы фильм был вот тут (Гервиг вытягивает руку так, чтобы она была как можно дальше от ее лица).
Леви: Да, Грета сделала именно этот жест. Я прекрасно понял, что это значит: она — зритель, рука — это экран, и, хотя они и связаны, но находятся на небольшом расстоянии друг от друга. Зритель не внутри и не далеко, не должно быть ручной камеры, не надо притворяться, что мы с героями в одном помещении.
На съемках фильма «Леди Бёрд» (2017) / Фото: А24
Гервиг: Я хотела, чтобы зритель чувствовал просцениум, границы кадра, как будто это какой-то волшебный лайтбокс. Мы дружим с Сэмом и оба живем в Нью-Йорке, поэтому у нас было достаточно времени, чтобы это продумать. Я попросила заняться всем этим за год до производства, так, чтобы у нас был готов монтажный лист, чтобы мы успели поговорить, сходить в кино, изучить фото и живопись, обсудить философию съемок. В общем, найти общий язык.
Леви: Мы не хотели пользоваться методами, которые уже широко распространены в кинематографе. Не хотелось применять уже готовый эффект пленочного зерна или что-то еще, к чему люди обычно обращаются, когда им нужно создать ощущение воспоминания. Грета все время подталкивала меня к поиску своих собственных решений. Мы не стремились к тому, чтобы фильм не был похож на другие, мы просто пытались найти свои собственные методы.
Гервиг: Он должен был выглядеть как воспоминание, но не рефлексия.
Работа фотографа Лиз Сарфати ROSE #56 AUSTIN, TX 2003, серия «The New Life» / Фото: Lise Sarfati, Yossi Milo Gallery, New York, and Twin Palms Publishers, Santa Fe
Леви: Мы, например, пристально изучили работы французского фотографа Лиз Сарфати. Она много снимала молодых женщин где-то в 2000-х годах. В них нет ничего извращенного, сразу понятно, что снимала женщина. Героини выглядят очень просто, так же, как и наши молодые актеры вели себя с Гретой. Смотря на фото Сарфати, мы пришли к идее «простоты и сочности». Именно так должна была выглядеть «Леди Бёрд», в ней не должно было быть ничего визуально-кричащего.
«Похоже на 2003 год»
Леви: Я взял несколько фото Сарфати и несколько снимков самой Греты в школьные годы и начал делать их цветные копии, чтобы повесить на стену. У нас в офисе был дорогой цветной ксерокс, и я хотел, чтобы все эти фото были у нас перед глазами для вдохновения. Я надеялся увидеть некоторые закономерности, которые позволят нам добиться нужной эстетики. И тут же оказалось, что на копиях появились дефекты. Они как будто «состарились» на десяток лет. Однажды Грета сказала: «Знаешь, чем они хороши? Они как будто из 2000-х».
На съемках фильма «Леди Бёрд» (2017) / Фото: А24
Гервиг: Мне показалось, что фото стали похожи на изображения из 2003 года… Я тогда ходила в Kinko, делала копии различных вещей, украшала свою комнату, а мои друзья делали альбомы. Все мы ходили в Kinko.
Леви: Со временем мы начали видеть связь между идеей воспоминания и такими «дефектными» изображениями. Алекс Бикел (колорист) стал нашим Kinko. Пока Грета занималась кастингом, я начал проводить тестовые съемки и работать с Алексом, чтобы понять, как мы можем достичь такого эффекта.
Добавление зерна
Бикел: Вы не представляете, как много людей спрашивают: «Мы хотим снимать в цифре, как сделать так, чтобы фильм не казался цифровым?». С этого начинает работу почти любой колорист в 2017. Все в том или ином виде добавляют пленочное зерно. Сэм и Грета, напротив, хорошо визуализировали то, что они хотят — сама идея с ксероксом и органической текстурой изображения. Все это было очень естественно, так что мы разработали совсем другой технический процесс.
Леви: Мы снимали на ARRI ALEXA Mini и старые объективы Panavision и, протестировав несколько разрешений, мы остановились на 2K — ARRI Raw 3.6K казался слишком насыщенным и четким. У ALEXA есть свое собственное зерно, некий цифровой шум. Он есть у любого сенсора. Алекс спросил: «Как выделить это „цифровое зерно?“». Так мы не добавили бы ничего искусственного, а просто приняли бы технологию съемки такой, какая она есть, добавив ощущение ручной работы. Это чем-то похоже на фотокопию.
Бикел: Так что текстура в фильме – это, на самом деле, цифровой шум Alexa. Это нижний шумовой порог — ты отключаешь камеру и записываешь. В результате получаешь черный сигнал, в котором все равно остается шум.
Этот шум у ALEXA очень интересный и не похож на цифровой. Он выглядит органичнее, чем на других камерах. Мы взяли его, выделили и интегрировали в изображение — это хорошо видно в средних тонах.
Леви: Мы использовали технику, во многом похожую на ту, что была у новостных камер, на которых я учился. Там можно было повысить гейн до 12-16 дБ. Мне всегда нравилось его увеличивать, экспериментируя с шумовым порогом. Это как зерно, некая текстура, которая влияла на цвета, как ксерокс.
Гервиг: Изображение похоже на нарисованное, как будто более насыщенное, но лишенное какого-то слоя. Мне оно показалось похожим на воспоминание, пропитанным духом времени.
Печать на цветной бумаге
Бикел: Летом, когда мы работали над цветом, я задумался — какими же цветами печатает ксерокс? Чаще всего он уменьшает широтную характеристику. Мы подумали — если фильм распечатать на бумаге, как он будет выглядеть?
Кадр из фильма «Леди Бёрд» (2017) / Фото: А24
Леви: Алекс был уверен — чтобы понять, чего хочет Грета, я бы мог распечатать фильм на бумаге и отсканировал каждый кадр, если бы это вообще было возможно. Но вместо этого он придумал совершенно замечательный процесс.
Бикел: Во время DI практически для каждой сцены мы делали два листа бумаги — один для ярких участков, другой — для теней. И включили все это в процесс цветокоррекции. Было весело. Когда героиня проводит время с крутыми ребятами, вроде героя Тимоти Чаламета, мы использовали циановую бумагу на ярких участках и лавандовую — в тенях. Мир Леди Бёрд был более личный, теплый и человечный.
Леви: Это очень круто, поскольку на негативе было больше деталей, а этот метод на DI позволил сделать так, чтобы эта потеря цветности была похожа на цветное ксерокопирование.
Гервиг: Мы с Сэмом и Алексом проводили много времени вместе. Оба они — художники, и мне так нравится, что кино — это коллективное искусство. Да, у тебя есть свое видение, но и остальные тоже могут привнести что-то свое: Алекс — в цвет, Сэм — в освещение и кадрирование.
Источник: indiewire.com
Обложка: кадр из фильма «Леди Бёрд» (2017) / А24