Большие фильмы
В начале года главными источниками новостей и статей стали «Выживший» Алехандро Гонсалеса Иньярриту и «Омерзительная восьмерка» Квентина Тарантино.
Локомотивом последней, без сомнения, стал Квентин Тарантино и его упрямое нежелание идти на компромиссы в чем-либо: даже для камерной, по сути, истории, он выбрал формат съемки, считавшийся позабытым уже почти 60 лет. В результате просмотр «Омерзительной восьмерки» на пленочной копии стал отдельным аттракционом для зрителя, а самому Тарантино позволил еще раз показать всем, что он уже давно достиг статуса, позволяющего делать все, что заблагорассудится. Несмотря на опасения, российский зритель все-таки смог увидеть новый фильм Тарантино на пленке — пусть только в одном кинотеатре и только в Москве. Почему так получилось и кому в итоге должен быть благодарен зритель, нам рассказал Александр Зенин, специалист в области кинотехники. Не остался в стороне ни выбор кинотеатра, ни преимущества пленки перед цифрой, ни перспективы развития технологии.
В отличие от «Омерзительной восьмерки», о «Выжившем» говорили как о результате именно командной работы. Вклад оператора Эммануэля Любецки в успех картины обсуждали не меньше, а может даже и больше, чем заслуги режиссера Алехандро Гонсалеса Иньярриту и Леонардо ДиКаприо. Это как раз тот случай, когда рассказы о производстве картины ничуть не скучнее, чем финальный результат. Здесь интересно все: как подвиг актеров и съемочной команды, так и сценарные решения и труды мастеров по гриму, костюму и спецэффектам. Именно поэтому материал о производстве картины стал одним из самых читаемых и осуждаемых в этом году.
Отголоски выхода громкого фильма можно было услышать еще долго, в том числе и перед вручением премии Американской киноакадемии, где звездному оператору Любецки суждено было получить свой третий «Оскар» подряд. Неудивительно, что его подход к съемкам вызывает неподдельный интерес как простых киноманов, так и профессионалов, которые не прочь чему-нибудь у него научиться.
Эммануэль Любецки
Не менее интересным с точки зрения технического исполнения оказался «Хардкор», эксперимент режиссера Ильи Найшуллера. Немалый вклад в успех картины, конечно же, внесли операторы, которые столкнулись с уникальной задачей: снять первый в мире боевик от первого лица. Справились честно: в абсолютном большинстве кадров за камерой присутствует человек. Ради исполнения замысла картины даже пришлось придумать специальный риг и «фирменную» систему стабилизации Adventure Mask. О сложностях процесса съемки подобного проекта нам рассказал Сергей Валяев, POV-оператор, работавший с Найшуллером еще со времен клипа Bad Motherfucker. И снова разговор о производстве получился не менее увлекательным, чем сам фильм: тут и препятствия, и настоящие травмы, и неизбежные компромиссы. Результат того стоил.
Другой фильм, техническое исполнение которого оказалось особенно интересным, — военная драма Андрея Шальопы «28 панфиловцев». Авторы взяли на себя непростую задачу — как можно точнее воссоздать в кадре времена Великой Отечественной войны. Оператору-постановщику и второму оператору картины Никите и Александре Рождественским пришлось прибегнуть к технике комбинированных съемок, motion control и различным уловкам со светом, чтобы воплотить замысел режиссера. Об этом они рассказали в нашем интервью, которое помогает осознать масштаб проекта.
Большие личности
Дэнни Бойл
Творчество Дэнни Бойла, например, оказалось на удивление точно структурированным, со своими яркими характерными чертами, на которые можно не обратить внимание с первого раза. Мы подробно рассказываем, какие приемы использует Бойл и какие цели при этом преследует.
Дэвид Линч уже давно ничего не выпускал, а о качестве грядущего продолжения «Твин Пикса» можно лишь догадываться, однако его вклад в кинематограф и так очевиден. Именно поэтому его советы начинающим коллегам интересны — как-никак, это один из самых заметных творцов современного кино.
Гаспар Ноэ
Эпатажный Гаспар Ноэ чем-то похож на Линча в своей бескомпромиссности, хотя это художник совсем другого порядка. Тем не менее его картины прочно въелись в мозг многих современных киноманов. Желающие пойти по его стопам непременно заинтересуются обширным списком его советов (целых тридцать штук), которые больше рассказывают об искусстве в целом.
Несмотря на относительную неудачу «Ноя», Даррен Аронофски остался в глазах киноманов и профессионалов индустрии режиссером «Реквиема по мечте» и «Черного лебедя». К его мнению о производстве и творчестве стоит прислушаться. Только, пожалуй, не стоит всерьез воспринимать его слова, что съемки фильма — это всегда ошибка. Так и вообще без кино остаться недолго.
Вернер Херцог
А вот Вернер Херцог вряд ли бы такое сказал. Его философия — делать для кино все, что в его силах, рисковать и не отступать. Из-за своего подхода его не раз критиковали, но режиссер оставался непреклонен. В своих советах , помимо ожидаемого напоминания о пользе всяческих авантюр, Херцог говорит также и о безумии окружающего мира, которое нужно принять. Будем надеяться, что в грядущем году его, все-таки, будет меньше.
Легендарный оператор фильма «Летят журавли» Сергей Урусевский оставил после себя внушительное количество работ, которые можно использовать как учебные пособия: например, по его картинам легко понять, что привносит в изображение ручная камера, почему широкоугольные объективы настолько привлекательны для кинематографистов, а изобретательность не заменит ни одно навороченное техническое решение. Обо все этом можно почитать в статье о Сергее Павловиче, снабженной иллюстративным материалом в виде отрывков из фильмов.
Любителям классики и крайне эстетизированного кинематографа наверняка придутся по душе любимые фильмы Джима Джармуша. Он рассказывает, как на него повлияли те или иные картины, а также помогает взглянуть на эти фильмы с новой стороны. Не обошлось в списке и без лент для более широкого зрителя, но ни одна из них не была снята в XXI веке. Некоторые могут разочароваться.
Джим Джармуш
Ну а чтобы читатели могли следить за самыми последними событиями, мы рассказали о полезных аккаунтах кинематографистов в фэйсбуке — в эпоху соцсетей игнорировать такой кладезь информации, по меньшей мере, неразумно.
Не менее интересен список известных режиссеров, которые хоть раз в жизни выступали на съемочной площадке еще и в роли операторов. Между прочим, подобное сочетание не особо приветствуется не только в голливуде, но и в России. Однако, как выяснилось, при наличии таланта и усердии возможно все, особенно когда средства ограничены. Стивену Содербергу, например, вообще наплевать на какие-то правила: он и снимает, и ставит, и монтирует.
Вспоминаем классику
Разборы культовых фильмов в рубрике «Как это снято» традиционно пользуются читательским вниманием. В этом году лидерами стали стали любимцы публики Дэвид Линч и Дэнни Бойл. Сразу два фильма Линча, «Синий бархат» и «Малхолланд Драйв», пережили знаменательные даты — 30 и 15 лет со дня премьеры соответственно.
В ожидании сиквела «На игле», который должен выйти уже в следующем году, самое время вспомнить о его знаменитом предшественнике — экранизации романа Ирвина Уэлша, привлекающей своей энергичностью, свойственной всем работам Дэнни Бойла. Во время съемок картины знаменитый теперь постановщик еще не был известным режиссером с «Оскаром» и открытием Олимпийских игр за плечами, а значит сталкивался с проблемами, близкими многим начинающим кинематографистам. Тем не менее многое из того, чего ему удалось добиться на проекте, повлияло и на его дальнейшую карьеру.
Не обошли вниманием и любимицу публики «Амели», выделяющуюся, помимо своего сказочного сюжета, широким использованием возможностей цифровой цветокоррекции, визуальных эффектов и хитростями в визуальном решении. Картина, вероятно, могла появиться только в этот странный период начала цифровой эпохи — этим и интересна.
Учитывая недавно вышедший трейлер фильма Ридли Скотта «Чужой: Завет», фильма, который одновременно является и продолжением «Прометея», и связывающим звеном с оригинальной франшизой, самое время вспомнить, как создавалось эталонное продолжение оригинала 1979 года — «Чужие». Тем более в этом году ему исполнилось ни много ни мало 30 лет. Пока отец серии пытается вернутся к корням, весьма любопытно, как Джеймс Кэмерон поменял изначальную концепцию.
Продолжая тему долгоиграющих франшиз, нельзя не упомянуть и одну из самых заметных — «Рокки». Да, хотя фильмы серии не всегда оказывались удачными, но картина, заложившая ее основу, до сих пор остается выдающимся достижением авторов, в первую очередь — Сильвестра Сталлоне.
Не менее популярным оказался рассказ о «Завтраке у Тиффани», ныне — классике мирового кинематографа, когда-то считавшейся «ударом под дых» голливудским традициям. Как скандальная повесть Трумена Капоте превратилась в одну из знаковых романтических комедий за всю историю — в нашем подробном материале в рубрике «Как это снято».
Любители нестандартной драматургии и сложносочиненных сюжетов, требующих осмысления, могут обратиться к советской классике — фильму Алексея Германа «Мой друг Иван Лапшин». В нем впервые ярко проявился фирменный подход режиссера к повествованию — ослабленная фабульная конструкция. А мы попытались понять, что же сделало фильм таким удачным.
Совсем недавно мы вспомнили первую часть трилогии Питера Джексона «Властелин колец». Рассказывать о зарождении настолько смелого и амбициозного проекта, которому пришлось пройти через множество трудностей, чтобы в конце добиться оглушительного успеха — сплошное удовольствие. Особенно, когда с момента его выхода на большие экраны прошло уже 15 лет.
Практические советы
Не обошелся год и без практических советов, в том числе для тех, кто только начинает свой путь в кино: подборки ресурсов, где можно бесплатно найти саундтрек для своего фильма или ролика, разжиться стоковыми видео, чтобы в случае необходимости разбавить собственноручно снятый материал, стилизовать его при помощи LUT-программ, а также обнаружить обширные библиотеки звуковых эффектов и шумов, чтобы выразительно оформить звуковой ряд. Энтузиастов, предпочитающих самостоятельно записывать звук на площадке, мы познакомили с различными видами микрофонов и основными сферами их использования. Для любителей создавать собственные миры и персонажей рассказали о главных программах для анимации.
Вспомнили об одной из главных составляющих хорошего изображения — освещении. Мы затронули самые азы освещения и работы с ним на студии, рассказали об особенностях освещения в длинных кадрах и на хромакее, а также посоветовали, к какой литературе стоит обратиться, чтобы изучить вопрос подробнее.
Не остались без внимания и основы кинопроцесса: книги о теории кино, режиссерская экспликация, а также то, что будет полезно знать операторам, которые только начинают свой путь.
С развитием технологий непосредственный процесс съемок становится все проще, но как эта простота влияет на качество? О том, на какую технику снимается современные российские документальные фильмы, нам рассказали уже зарекомендовавшие себя в жанре режиссеры и операторы, а также новички, среди которых — Ирина Шаталова, Денис Шабаев, Кирилл Сахарнов, Александр Расторгуев и другие.
Однако прежде, чем переходить к съемкам, нужно основательно подготовиться, в том числе — написать сценарий. Ведь тот факт, что вы доносите до зрителя настоящую, непридуманную историю, не освобождает вас от необходимости работать со структурой, исследовать тему и управлять настроением картины. Мы рассказывали об основных этапах создания сценария документалок — здесь много прикладных советов.
Конечно же, это не все материалы, которые появлялись в этом году на нашем сайте. Мы старались не пропускать важных событий индустрии: например, гуру монтажа Владимир Фенченко рассказал нам о своей позиции насчет награждения режиссеров монтажа на главных отечественных кинопремиях, RT продемонстрировала техническую организацию своей работы, а участники NATEXPO показали свои главные новинки.
В следующем году будет еще больше интересного. И пока мы готовимся к новым свершениям, желаем нашим читателям хороших каникул и праздничного настроения!