Лучшие статьи 2016 года: разборы, приемы, советы, практика

Большие фильмы

«Омерзительная восьмерка» Квентина Тарантино.

В начале года главными источниками новостей и статей стали «Выживший» Алехандро Гонсалеса Иньярриту и «Омерзительная восьмерка» Квентина Тарантино.

Локомотивом последней, без сомнения, стал Квентин Тарантино и его упрямое нежелание идти на компромиссы в чем-либо: даже для камерной, по сути, истории, он выбрал формат съемки, считавшийся позабытым уже почти 60 лет. В результате просмотр «Омерзительной восьмерки» на пленочной копии стал отдельным аттракционом для зрителя, а самому Тарантино позволил еще раз показать всем, что он уже давно достиг статуса, позволяющего делать все, что заблагорассудится. Несмотря на опасения, российский зритель все-таки смог увидеть новый фильм Тарантино на пленке — пусть только в одном кинотеатре и только в Москве. Почему так получилось и кому в итоге должен быть благодарен зритель, нам рассказал Александр Зенин, специалист в области кинотехники. Не остался в стороне ни выбор кинотеатра, ни преимущества пленки перед цифрой, ни перспективы развития технологии.

Кадр из фильма "Выживший"

В отличие от «Омерзительной восьмерки», о «Выжившем» говорили как о результате именно командной работы. Вклад оператора Эммануэля Любецки в успех картины обсуждали не меньше, а может даже и больше, чем заслуги режиссера Алехандро Гонсалеса Иньярриту и Леонардо ДиКаприо. Это как раз тот случай, когда рассказы о производстве картины ничуть не скучнее, чем финальный результат. Здесь интересно все: как подвиг актеров и съемочной команды, так и сценарные решения и труды мастеров по гриму, костюму и спецэффектам. Именно поэтому материал о производстве картины стал одним из самых читаемых и осуждаемых в этом году.

Отголоски выхода громкого фильма можно было услышать еще долго, в том числе и перед вручением премии Американской киноакадемии, где звездному оператору Любецки суждено было получить свой третий «Оскар» подряд. Неудивительно, что его подход к съемкам вызывает неподдельный интерес как простых киноманов, так и профессионалов, которые не прочь чему-нибудь у него научиться.

Эммануэль Любецки и ОскарЭммануэль Любецки

Не менее интересным с точки зрения технического исполнения оказался «Хардкор», эксперимент режиссера Ильи Найшуллера. Немалый вклад в успех картины, конечно же, внесли операторы, которые столкнулись с уникальной задачей: снять первый в мире боевик от первого лица. Справились честно: в абсолютном большинстве кадров за камерой присутствует человек. Ради исполнения замысла картины даже пришлось придумать специальный риг и «фирменную» систему стабилизации Adventure Mask. О сложностях процесса съемки подобного проекта нам рассказал Сергей Валяев, POV-оператор, работавший с Найшуллером еще со времен клипа Bad Motherfucker. И снова разговор о производстве получился не менее увлекательным, чем сам фильм: тут и препятствия, и настоящие травмы, и неизбежные компромиссы. Результат того стоил.

На съемках фильма "28 панфиловцев"

Другой фильм, техническое исполнение которого оказалось особенно интересным, — военная драма Андрея Шальопы «28 панфиловцев». Авторы взяли на себя непростую задачу — как можно точнее воссоздать в кадре времена Великой Отечественной войны. Оператору-постановщику и второму оператору картины Никите и Александре Рождественским пришлось прибегнуть к технике комбинированных съемок, motion control и различным уловкам со светом, чтобы воплотить замысел режиссера. Об этом они рассказали в нашем интервью, которое помогает осознать масштаб проекта.

 

Большие личности

Многие хотят быть ближе к своим кумирам. Нам было интересно заглянуть в голову известным кинематографистам и попытаться понять, как они мыслят, что любят смотреть и каким образом подходят к работе.

Дэнни БойлДэнни Бойл​

Творчество Дэнни Бойла, например, оказалось на удивление точно структурированным, со своими яркими характерными чертами, на которые можно не обратить внимание с первого раза. Мы подробно рассказываем, какие приемы использует Бойл и какие цели при этом преследует.

Дэвид Линч уже давно ничего не выпускал, а о качестве грядущего продолжения «Твин Пикса» можно лишь догадываться, однако его вклад в кинематограф и так очевиден. Именно поэтому его советы начинающим коллегам интересны — как-никак, это один из самых заметных творцов современного кино.

 Гаспар Ноэ / Gaspar NoéГаспар Ноэ

Эпатажный Гаспар Ноэ чем-то похож на Линча в своей бескомпромиссности, хотя это художник совсем другого порядка. Тем не менее его картины прочно въелись в мозг многих современных киноманов. Желающие пойти по его стопам непременно заинтересуются обширным списком его советов (целых тридцать штук), которые больше рассказывают об искусстве в целом.

Несмотря на относительную неудачу «Ноя», Даррен Аронофски остался в глазах киноманов и профессионалов индустрии режиссером «Реквиема по мечте» и «Черного лебедя». К его мнению о производстве и творчестве стоит прислушаться. Только, пожалуй, не стоит всерьез воспринимать его слова, что съемки фильма — это всегда ошибка. Так и вообще без кино остаться недолго.

Вернер ХерцогВернер Херцог

А вот Вернер Херцог вряд ли бы такое сказал. Его философия — делать для кино все, что в его силах, рисковать и не отступать. Из-за своего подхода его не раз критиковали, но режиссер оставался непреклонен. В своих советах , помимо ожидаемого напоминания о пользе всяческих авантюр, Херцог говорит также и о безумии окружающего мира, которое нужно принять. Будем надеяться, что в грядущем году его, все-таки, будет меньше.

Легендарный оператор фильма «Летят журавли» Сергей Урусевский оставил после себя внушительное количество работ, которые можно использовать как учебные пособия: например, по его картинам легко понять, что привносит в изображение ручная камера, почему широкоугольные объективы настолько привлекательны для кинематографистов, а изобретательность не заменит ни одно навороченное техническое решение. Обо все этом можно почитать в статье о Сергее Павловиче, снабженной иллюстративным материалом в виде отрывков из фильмов.

Любителям классики и крайне эстетизированного кинематографа наверняка придутся по душе любимые фильмы Джима Джармуша. Он рассказывает, как на него повлияли те или иные картины, а также помогает взглянуть на эти фильмы с новой стороны. Не обошлось в списке и без лент для более широкого зрителя, но ни одна из них не была снята в XXI веке. Некоторые могут разочароваться.

Джим Джармуш / Jim JarmuschДжим Джармуш

Ну а чтобы читатели могли следить за самыми последними событиями, мы рассказали о полезных аккаунтах кинематографистов в фэйсбуке — в эпоху соцсетей игнорировать такой кладезь информации, по меньшей мере, неразумно.

Не менее интересен список известных режиссеров, которые хоть раз в жизни выступали на съемочной площадке еще и в роли операторов. Между прочим, подобное сочетание не особо приветствуется не только в голливуде, но и в России. Однако, как выяснилось, при наличии таланта и усердии возможно все, особенно когда средства ограничены. Стивену Содербергу, например, вообще наплевать на какие-то правила: он и снимает, и ставит, и монтирует.

 

Вспоминаем классику

Малхолланд Драйв

Разборы культовых фильмов в рубрике «Как это снято» традиционно пользуются читательским вниманием. В этом году лидерами стали стали любимцы публики Дэвид Линч и Дэнни Бойл. Сразу два фильма Линча, «Синий бархат» и «Малхолланд Драйв», пережили знаменательные даты — 30 и 15 лет со дня премьеры соответственно.

В ожидании сиквела «На игле», который должен выйти уже в следующем году, самое время вспомнить о его знаменитом предшественнике — экранизации романа Ирвина Уэлша, привлекающей своей энергичностью, свойственной всем работам Дэнни Бойла. Во время съемок картины знаменитый теперь постановщик еще не был известным режиссером с «Оскаром» и открытием Олимпийских игр за плечами, а значит сталкивался с проблемами, близкими многим начинающим кинематографистам. Тем не менее многое из того, чего ему удалось добиться на проекте, повлияло и на его дальнейшую карьеру.

На игле

Не обошли вниманием и любимицу публики «Амели», выделяющуюся, помимо своего сказочного сюжета, широким использованием возможностей цифровой цветокоррекции, визуальных эффектов и хитростями в визуальном решении. Картина, вероятно, могла появиться только в этот странный период начала цифровой эпохи — этим и интересна.

Учитывая недавно вышедший трейлер фильма Ридли Скотта «Чужой: Завет», фильма, который одновременно является и продолжением «Прометея», и связывающим звеном с оригинальной франшизой, самое время вспомнить, как создавалось эталонное продолжение оригинала 1979 года — «Чужие». Тем более в этом году ему исполнилось ни много ни мало 30 лет. Пока отец серии пытается вернутся к корням, весьма любопытно, как Джеймс Кэмерон поменял изначальную концепцию.

Продолжая тему долгоиграющих франшиз, нельзя не упомянуть и одну из самых заметных — «Рокки». Да, хотя фильмы серии не всегда оказывались удачными, но картина, заложившая ее основу, до сих пор остается выдающимся достижением авторов, в первую очередь — Сильвестра Сталлоне.

Рокки

Не менее популярным оказался рассказ о «Завтраке у Тиффани», ныне — классике мирового кинематографа, когда-то считавшейся «ударом под дых» голливудским традициям. Как скандальная повесть Трумена Капоте превратилась в одну из знаковых романтических комедий за всю историю  — в нашем подробном материале в рубрике «Как это снято».

Любители нестандартной драматургии и сложносочиненных сюжетов, требующих осмысления, могут обратиться к советской классике — фильму Алексея Германа «Мой друг Иван Лапшин». В нем впервые ярко проявился фирменный подход режиссера к повествованию — ослабленная фабульная конструкция. А мы попытались понять, что же сделало фильм таким удачным.

Кадр из фильма "Властелин колец"

Совсем недавно мы вспомнили первую часть трилогии Питера Джексона «Властелин колец». Рассказывать о зарождении настолько смелого и амбициозного проекта, которому пришлось пройти через множество трудностей, чтобы в конце добиться оглушительного успеха — сплошное удовольствие. Особенно, когда с момента его выхода на большие экраны прошло уже 15 лет.
 

Практические советы

Не обошелся год и без практических советов, в том числе для тех, кто только начинает свой путь в кино: подборки ресурсов, где можно бесплатно найти саундтрек для своего фильма или ролика, разжиться стоковыми видео, чтобы в случае необходимости разбавить собственноручно снятый материал, стилизовать его при помощи LUT-программ, а также обнаружить обширные библиотеки звуковых эффектов и шумов, чтобы выразительно оформить звуковой ряд. Энтузиастов, предпочитающих самостоятельно записывать звук на площадке, мы познакомили с различными видами микрофонов и основными сферами их использования. Для любителей создавать собственные миры и персонажей рассказали о главных программах для анимации.

Свет в кино

Вспомнили об одной из главных составляющих хорошего изображения — освещении. Мы затронули самые азы освещения и работы с ним на студии, рассказали об особенностях освещения в длинных кадрах и на хромакее, а также посоветовали, к какой литературе стоит обратиться, чтобы изучить вопрос подробнее.

Не остались без внимания и основы кинопроцесса: книги о теории кино, режиссерская экспликация, а также то, что будет полезно знать операторам, которые только начинают свой путь.

С развитием технологий непосредственный процесс съемок становится все проще, но как эта простота влияет на качество? О том, на какую технику снимается современные российские документальные фильмы, нам рассказали уже зарекомендовавшие себя в жанре режиссеры и операторы, а также новички, среди которых — Ирина Шаталова, Денис Шабаев, Кирилл Сахарнов, Александр Расторгуев и другие.

Однако прежде, чем переходить к съемкам, нужно основательно подготовиться, в том числе — написать сценарий. Ведь тот факт, что вы доносите до зрителя настоящую, непридуманную историю, не освобождает вас от необходимости работать со структурой, исследовать тему и управлять настроением картины. Мы рассказывали об основных этапах создания сценария документалок — здесь много прикладных советов.

Конечно же, это не все материалы, которые появлялись в этом году на нашем сайте. Мы старались не пропускать важных событий индустрии: например, гуру монтажа Владимир Фенченко рассказал нам о своей позиции насчет награждения режиссеров монтажа на главных отечественных кинопремиях, RT продемонстрировала техническую организацию своей работы, а участники NATEXPO показали свои главные новинки.

В следующем году будет еще больше интересного. И пока мы готовимся к новым свершениям, желаем нашим читателям хороших каникул и праздничного настроения!

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *