— Что касается Алекса и братьев Сэфди, то они просто мои друзья. То же самое и с Чарли (Покелом, режиссером фильма «Рождество, опять» — прим. tvkinoradio.ru). Конечно, они все очень разные, но я — это всегда я. Моя дружба с ними дала мне возможность и время понять, что им нравится, а что нет, мне легко принимать решения на ходу. Если говорить о Чарли, то «Рождество, опять» — это его дебют. Думаю, поэтому он особенно нуждался в моей поддержке. Причем Чарли был не только режиссером и продюсером, он также самостоятельно выполнял почти все другие закадровые функции.
На съемках фильма «Рождество, опять»
— С чего обычно вы начинаете работу над фильмом?
— Честно говоря, у меня нет какой-то определенной методики. К каждому фильму я стараюсь подходить по-новому. Я использую разную оптику, разные камеры, разное световое оборудование. Если бюджет скромный, стараюсь творчески переосмыслить ограничения, обратить трудности в преимущества.
— Как тогда проходила подготовка «Рождество, опять»?
— Года за три до съемок мы делали тесты, снимая на 16 мм пленку. Я хотел доказать Чарли, что снимать с минимальными, локальными источниками света — это хорошая и вполне рабочая идея. Многие считают, у пленки не хватает чувствительности, чтобы снимать с локальным светом, но я все равно предпочитаю снимать на нее. Мне нравится получать материал через день-два после съемок и обнаруживать, что на пленке все выглядит гораздо лучше, чем в жизни. Да и в рамках нашей истории пленка подходила больше, чем «цифра». У 16 мм пленки особая структура, которая меня просто завораживает. Она создает уникальную атмосферу. Цифровое изображение слишком холодное и четкое. В мире не так много вещей с такими качествами. «Цифра» делает изображение менее естественным, не похожим на человеческое восприятие. Чтобы хотя бы отчасти приблизиться к эффекту пленки, с «цифрой» необходимо серьезно повозиться на постпродакшне, а возможности для этого обычно нет. Разумеется, как только Чарли увидел результаты тестов 16 мм, он тут же загорелся этой идеей. Собственно, на этом для меня подготовка и закончилась.
На съемках фильма «Рождество, опять»
Длительный, детальный препродакшн меня зачастую только утомляет. По моему опыту, большая часть твоей подготовительной работы идет насмарку, как только начинаются съемки. Да и мне просто нравится снимать со свежим взглядом, это позволяет полностью увлечься процессом и максимально высвобождает творческий потенциал.
— Как сформировалась визуальная концепция фильма? Были ли у вас какие-то референсы?
— Нет, референсов не было. Я отталкивался от своих собственных целей. А именно я хотел передать чувство уюта и тепла внутри трейлера, где происходит основная часть действия, и холода снаружи. При этом все, что у нас было — это несколько ламп, несколько диммеров и пара отражателей. Большая часть света шла от гирлянд. Поскольку у нас не было возможности светить за рамками того небольшого пятачка, на котором мы снимали, я сделал так, чтобы казалось, будто бы вокруг ничего нет, будто мир дальше заканчивается. Концепция света заключалась в том, что по мере развития фильм становится все темнее и темнее — вначале света кажется даже слишком много, а в конце его почти нет. Кроме того, я могу сказать, что горжусь портретами в этой картине. Они получились мягкими и приятными.
На съемках фильма «Рождество, опять»
— Какую оптику вы использовали и почему?
— Я очень хотел использовать на этой картине старые линзы Zeiss, которые создавали приятное боке, по форме напоминающее маленькие треугольники рождественских елок. Если вы присмотритесь к местам кадра вне фокуса, вы заметите это. Естественно, такая особенность этой оптики очень подходила теме нашего фильма. Zeiss Mark I и Mark II — это оптика, с которой работал Жан-Люк Годар в начале 80-х и Робби Мюллер в его лучшие годы. Многие сегодня предпочитают использовать более современные линзы, находя треугольное боке дешевым эффектом. Ну и что? Мне все равно нравится.
На съемках фильма «Рождество, опять»
— Расскажите о том, как проходили съемки, как работала группа.
— Вся группа у нас состояла не более чем из четырех человек. Снимали мы по ночам, всего потребовалось смен шестнадцать. На улице стоял жуткий холод — зима выдалась непривычно морозной. Обычно Чарли с актерами репетировали сцену, а я потом предлагал, как ее можно снять. Трейлер, где мы работали, был очень маленьким и тесным и сильно ограничивал нас в движениях. Но мы старались использовать все возможные точки съемки. Оформление трейлера, по сути, сформировалось за время его эксплуатации. В нем годами работали так же, как наш герой, так что в нем все подлинное. Единственное, о чем я попросил художника, — это сделать в четыре раза больше света внутри, в остальном мы ничего там не меняли. Еще отмечу, что Кентакер (Одли, исполнитель главной роли — прим. tvkinoradio.ru) — очень вдумчивый актер, тоже с режиссерским опытом. Его мнение часто помогало в поиске решений.
Чарли Покел, режиссер фильм «Рождество, опять» (справа)
— А каково это, снимать на улице посреди Бруклина?
— Работать в Нью-Йорке прекрасно. Все делается легко, а людям, как правило, абсолютно все равно, чем мы там занимаемся. Они спокойно проходят мимо или легко соглашаются побыть в массовке. Впрочем, иногда приходится делать вещи, которые вообще-то не разрешены. Братья Сэфди в этом плане большие мастера. Они главные, кто продвигает идею съемок на улицах города. Я же предпочитают снимать в Манхэттене — там люди спокойнее, чем в Бруклине.
— Что для вас было самым большим вызовом на этой картине?
— Холод. Причем согреться было негде. Чтобы как-то продержаться смену, даже приходилось выпивать.
На съемках фильма «Рождество, опять»
— Какой урок для себя как для оператора вы вынесли из работы над «Рождество, опять»?
— «Рождество, опять» я снимал сразу после «Послушай, Филип» (картина Алекса Росса Перри — прим. tvkinoradio.ru). У того фильма был самый большой бюджет, с которым я когда-либо работал до этого, а у картины Чарли был, наверное, самый маленький. Мне пришлось вспомнить мои корни документалиста и креативные решения со жвачкой или туалетной бумагой. Впрочем, к таким лайфхакам я обращаюсь и на фильмах побольше. Но, знаете, в итоге мне гораздо сильнее нравится изображение в «Рождество, опять», нежели чем в «Послушай, Филип». Так что для визуального решения деньги не главное.
Шон Прайс Уильямс, оператор. На съемках фильма «Рождество, опять»
— А на ваш взгляд, существует ли что-то общее в визуальной стилистике современного американского независимого кино?
— Не уверен. Честно говоря, я почти не смотрю инди-кино. Я вообще не смотрю фильмы, над которыми не работаю. Хотя вообще кино смотрю много, каждый день. Но в основном что-то старенькое, просто потому, что, на мой взгляд, американскому инди не хватает кинематографической цельности. Фильмы снимаются без особой визуальной смелости и изобретательности. Они похожи на телепередачи, формат которых нагоняет на меня скуку. Большинство независимых картин снимаются с надеждой попасть в программу «Сандэнса», что вообще-то трагично. Это не самая достойная цель.