Новый герой Голливуда
Дастин Хоффман обрел популярность в кино стремительно и внезапно, создав совершенно новый тип киногероя. В середине 60-х годов в Голливуде был востребован англо-саксонский типаж — рослые, белокурые, голубоглазые красавцы, вроде Роберта Рэдфорда, Стива Маккуина или Джона Войта. Именно так должен был выглядеть исполнитель главной роли в фильме «Выпускник», но режиссер Майк Николс решил пойти от обратного и попробовать совершенно другого исполнителя. На глаза ему как раз попался бродвейский актер с ярко-выраженной еврейской внешностью, производивший впечатление простого парня из соседнего двора. Большой нос, смуглая кожа, рост метр шестьдесят семь, неприкаянность во взгляде — Хоффман никак не соответствовал типичному образу голливудской кинозвезды того времени. Однако Николс решил рискнуть и не прогадал. Так он открыл для кино не просто нового талантливого актера, но заставил других кинематографистов расширить круг потенциальных исполнителей. Рискнем предположить, что если бы не успех Хоффмана в «Выпускнике», мы могли бы никогда не узнать и других выдающихся актеров, вроде Аль Пачино или Роберта Де Ниро.
Метод Станиславского
Дастин Хоффман известен как один из самых ярых приверженцев системы Станиславского в Голливуде. По мнению многих, актер даже перебарщивает с методом — настолько неуемна его страсть к изучению характеров и стремление вжиться в образ. Хоффман познакомился с системой в знаменитой «Актерской студии» Ли Страсберга и до кино применял знания на Бродвее. Когда же он переместился на площадку, любимым этапом работы для него стала подготовка, поскольку именно тогда происходит поиск ключа к пониманию персонажа. Сначала актер пишет заметки о том, как необходимо интерпретировать роль. И обычно эти заметки оказываются объемнее сценария. Свои реплики Хоффман переписывает от руки, не только затем, чтобы лучше запомнить текст, но и чтобы нащупать верный ритм. Параллельно актер изучает своего героя — погружается в соответствующую среду, ищет похожих людей, общается с ними.
О том, насколько сильно Хоффман может вжиться в роль благодаря системе, ходят легенды, способные вызвать то смех, то ужас. Например, изображая в «Полуночном ковбое» чахоточный кашель, актер разошелся так, что его вырвало на партнера Джона Войта. Чтобы достоверно воспроизвести «скрипучий» стариковский голос в «Маленьком большом человеке», Хоффман в течение часа перед выходом на площадку душераздирающе орал у себя в гардеробной, срывая голос. Ради нескольких сцен «Марафонца» актер ограничивал себя во сне, бодрствуя несколько дней подряд — это помогло передать изможденное состояние его героя. А вживаясь в роль аутиста для «Человека дождя», Хоффман более года общался с врачами, настоящими аутистами и их семьями.
Перфекционизм
У Дастина Хоффмана репутация актера, работать с которым трудно. Причина — в его маниакальном перфекционизме. Количество дублей в сценах с ним может достигать 30-40, причем не помогают даже убеждения режиссеров, что Хоффман сыграл как надо. Известно, что на фильме «Крамер против Крамера» актер так замучил своим стремлением к идеалу Мэрил Стрип, что после съемок та отзывалась о партнере исключительно в непечатных выражениях. Неудивительно, что при таком подходе сам актер считает, что за свою карьеру он не так много ролей исполнил действительно хорошо.
Экспромт
Перфекционизм и тщательность подготовки к роли вовсе не мешают Хоффману импровизировать на ходу. Например, в «Выпускнике» главный герой неожиданно хватает миссис Робинсон за грудь. Хоффман подумал, что такое поведение вполне возможно у неопытного и смущенного молодого человека. Вот только ни режиссер, ни исполнительница роли Энн Бэнкрофт не были в курсе такого поворота. Сделав импровизацию, Хоффман решил, что его идея была глупой и, отвернувшись от камеры, стал биться головой о стену. Все это в итоге вошло в фильм, потому что чудаковатый эксперимент Хоффмана пришелся по душе режиссеру. Другой знаменитый экспромт — сцена из «Полуночного ковбоя», где Хоффман переходит дорогу и его чуть не сбивает такси. Сцену создавали документальным методом, то есть никто вокруг не знал, что ведется съемка. Такси на самом деле чуть не сбило актера, но он не растерялся и, оставаясь в образе, произнес одну из крылатых фраз американского кино.
Сложные роли
Нельзя сказать, что за Дастином Хоффманом закрепилось какое-то определенное амплуа. Из-за широкого диапазона ролей его даже называют «хамелеоном». Но можно выделить две общие черты, присущие многим лучшим его ролям. Во-первых, его герои — это аутсайдеры с уникальными судьбами. А во-вторых, его роли требуют от актера выхода за привычные рамки. Например, после «Выпускника» Хоффман не стал эксплуатировать образ романтика или «простого парня», а пошел дальше, представ в низкобюджетном «Полуночном ковбое» в виде абсолютного изгоя — нищего бездомного калеки. В «Маленьком большом человеке» 33-летний Хоффман сыграл одного и того же героя в разных возрастах — от 20-летнего юнца до 120-летнего старика. «Тутси» считается одним из ключевых фильмов в комедийной традиции травести. Из-за актерской задачи «смены пола» Хоффман даже называет эту картину одной из самых сложных в своей карьере. И действительно, как замечают критики, актер здесь сыграл не просто переодетого мужчину, а настоящую женщину.
Отчаяние
Если, например, для Джека Николсона частой эмоцией является гнев, то в случае Дастина Хоффмана это, пожалуй, отчаяние. Многие его герои попадают в пограничные и даже безвыходные ситуации. Здесь кроется сила образов Хоффмана. Он часто играет людей, которые, пережив отчаяние, находят в себе силы измениться, стать едва ли не своей противоположностью и тем самым переломить судьбу. Ну, или хотя бы попытаться. Если в начале «Выпускника» мы видим неуверенного в себе юношу, то в конце фильма — это уже самостоятельный мужчина. В «Соломенных псах» интеллигентный математик, защищая свою семью, превращается в хладнокровного убийцу. А в «Крамер против Крамера» его герой за два часа экранного времени учится быть отцом.
Пауза
Дастин Хоффман — один из редких актеров, блестяще выдерживающих паузы в игре. Порой ему не обязательно что-либо делать или говорить, достаточно просто находиться в кадре — на зрителя будет действовать врожденная киногения и внутренняя работа актера. Не случайно в фильме «Ленни», биографии американского комика Ленни Брюса, Хоффман согласился играть по одной причине — он узнал, что Брюс имел привычку на сцене замолкать на несколько минут и просто стоять, размышляя. Нечто подобное свойственно и самому Хоффману, и многим другим его героям.