Мастер: Франко Дзеффирелли

15 июня ушел из жизни один из самых известных итальянских режиссеров ХХ века — Франко Дзеффирелли. В его творчестве нашли отражение две его страсти: любовь к Шекспиру и к классической опере. И в кино, и в театре Дзеффирелли предпочитал работать со своими друзьями-художниками, с которыми познакомился еще в годы юности. Об этой дружбе и некоторых совместных работах и пойдет речь в статье.

Франко Дзеффирелли, Данило Донати, Лючия Бозе, Анна Анни и Лаура Бэтти (1956) / Фото: «Anna Anni dal segno alla scena»

Франко Дзеффирелли, Данило Донати, Лючия Бозе, Анна Анни и Лаура Бэтти (1956) / Фото: «Anna Anni dal segno alla scena»

Послевоенная Флоренция / Фото: IWM

Послевоенная Флоренция / Фото: IWM

Послевоенная Флоренция не только восстанавливала взорванные фашистами мосты, но и вновь открывала двери учебных заведений. Возобновились показы в киноклубе на виа Лаура. Именно там произошла встреча будущих художников, изменивших подход к созданию костюмов в театре и кино. Тогда еще они были студентами Института искусств — Анна Анни, Данило Донати, Пьеро Този и студент архитектурного факультета Академии искусств Франко Дзеффирелли. Как вспоминала Анна Анни: «Эти вечера в киноклубе были очень важны для нас, ребят из Института искусств и Академии, поскольку в послевоенной Флоренции был невероятный подъем активности, особенно в области кино и театра, а Франко был одним из двигателей этих инициатив. Он был экстраверт с задатками явного лидера. И, после недолгой работы в качестве актера, не замедлил продемонстрировать всем свои таланты театрального режиссера и сценографа, поставив в 1949 году одну из сцен в спектакле Лукино Висконти „Троил и Крессида“ в саду Боболи». На этот спектакль Дзеффирелли предложил Висконти взять ассистентом художника Пьеро Този. Тот согласился, с условием, что Франко будет платить Пьеро из своего кармана.

Франко Дзеффирелли и Лукино Висконти / Фото: Il Fatto Quotidiano
Франко Дзеффирелли и Лукино Висконти / Фото: Il Fatto Quotidiano

И не было бы известного творческого тандема Този — Висконти, если бы Дзеффирелли не устроил друга в качестве художника по костюмам на фильм «Самая красивая». «В юности Франко был моим „Большим Мольном“ [наставник главного героя из романа Алена-Фурнье]. И моей обратной стороной: экстраверт с подавляющим, блестящим интеллектом и человеком невероятной щедрости», — говорил о Дзеффирелли Пьеро Този еще при его жизни. Верность друзьям, щедрость, о которой все они без исключения вспоминают, готовность помочь в трудную минуту были одной их граней яркой личности Дзеффирелли.
 

«Укрощение строптивой» (1967). Художник по костюмам Данило Донати

Кадр из фильма «Укрощение строптивой» (1967) / Фото: Imago / TASS;  Костюм для съемок в фильме «Укрощение строптивой» (1967) / Фото: Farani
Кадр из фильма «Укрощение строптивой» (1967) / Фото: Imago / TASS;  Костюм для съемок в фильме «Укрощение строптивой» (1967) / Фото: Farani

В молодости Франко работал ассистентом у режиссера Лукино Висконти. Но первый свой фильм он снял только в возрасте 43 лет. Этому предшествовала долгая и успешная работа в оперном и драматическом театрах. При этом кино занимало все его мысли. Он хотел экранизировать пьесу Уильяма Шекспира «Укрощение строптивой» с Софи Лорен и Марчелло Мастроянни в главных ролях. К сожалению, продюсеры сразу заявили, что выходить на мировой уровень нужно только с британскими кинозвездами. Проектом заинтересовался английский актер Ричард Бартон, который нашел недостающие для съемок средства и привел в фильм свою супругу, голливудскую диву Элизабет Тейлор.

Кадр из фильма «Укрощение строптивой» (1967) / Фото: Columbia Pictures; Портрет Томмазо Мости – картина Тициана
Кадр из фильма «Укрощение строптивой» (1967) / Фото: Columbia Pictures; Портрет Томмазо Мости — картина Тициана

Платья Тейлор, по ее настоянию, делала американский художник по костюмам Айрин Шарафф, одевавшая ее в «Клеопатре». Но справиться со сложной фигурой Ричарда Бартона (он был невысоким, имел узкие плечи и большую голову) смог только друг режиссера Данило Донати. Он взял за источник вдохновения итальянские портреты начала шестнадцатого века и придумал Бартону костюмы с объемными рукавами, которые скрыли недостатки фигуры актера и сделали его визуально более мужественным и брутальным.

Успех «Укрощения строптивой» принес художникам по костюмам номинацию на «Оскар», а режиссеру открыл новые горизонты в кино.
 

«Ромео и Джульетта» (1968). Художник по костюмам Данило Донати

На съемках фильма «Ромео и Джульетта» (1968) / Фото: Paramount Pictures
На съемках фильма «Ромео и Джульетта» (1968) / Фото: Paramount Pictures

«Дебют комедией Шекспира напомнил мне, что и в театре шестью годами ранее я начинал с Шекспира, с „Ромео и Джульетты“ в „Олд-Вике“, — писал Дзеффирелли в „Автобиографии“, — Так почему не пойти по этому пути дальше? Я поговорил об этом с Ричардом [Бартоном], и он с энтузиазмом поддержал меня:

— Чего ты ждешь? Ты единственный человек, способный объединить Шекспира и кино».

Кадр из фильма «Ромео и Джульетта» (1968) / Фото: Paramount Pictures
Кадр из фильма «Ромео и Джульетта» (1968) / Фото: Paramount Pictures

В результате Дзеффирелли снял самую успешную за всю историю кино экранизацию пьесы «Ромео и Джульетта». Немаловажную роль в ней сыграли костюмы, выполненные тем же Данило Донати, получившим за них заслуженный «Оскар». Выразительные объемы, сложные сочетания фактур и цвета с тех пор стали фирменным почерком художника, который пришелся по душе таким режиссерам-визионерам, как Пьер Паоло Пазолини и Федерико Феллини. В творческом тандеме с ними Донати сделал фильмы «Царь Эдип», «Евангелие от Матфея», «Амаркорд», «Сатирикон», «Казанова Феллини» и другие.

Кадр из фильма «Ромео и Джульетта» (1968) / Фото: Paramount Pictures
Кадр из фильма «Ромео и Джульетта» (1968) / Фото: Paramount Pictures

При работе над «Ромео и Джульеттой» Донати снова отталкивался от творчества художников итальянского Ренессанса. Так, например, одно из платьев Джульетты было создано под впечатлением от работы Якопо делла Кверча «Надгробие Иларии дель Карретто».

Надгробие Иларии дель Карретто / Фото: Flickr
Надгробие Иларии дель Карретто / Фото: Flickr
 

«Брат Солнце, сестра Луна» (1972). Художник по костюмам Данило Донати

Этот фильм о святом Франциске Ассизском Дзеффирелли задумал, находясь в больнице после ужасной автокатастрофы, в которую попал по вине актрисы Джины Лоллобриджиды.

Режиссер хотел вывести на передний план не только самого святого, но и его сподвижников. В этой роли Дзеффирелли видел музыкантов группы «Битлз», но из-за их чрезмерной занятости от идеи пришлось отказаться.

Кадр из фильма «Брат Солнце, сестра Луна» (1972) / Фото: Paramount Pictures

Кадр из фильма «Брат Солнце, сестра Луна» (1972) / Фото: Paramount Pictures

На съемках фильма «Брат Солнце, сестра Луна» (1972) / Фото: Paramount Pictures

На съемках фильма «Брат Солнце, сестра Луна» (1972) / Фото: Paramount Pictures

И снова на фильм был приглашен в качестве художника по костюмам Данило Донати, который виртуозно разделил все пространство картины на два мира: аскетичный — Франциска и его последователей, одетых в рубище; и чрезмерный — дворян и папское окружение, наряженных в тяжелые, душащие их одежды.

Костюмы для фильма «Брат Солнце, сестра Луна» (1972) / Фото:  Toscana Eventi e News
Костюмы для фильма «Брат Солнце, сестра Луна» (1972) / Фото:  Toscana Eventi e News
 

«Травиата» (1982). Художник по костюмам Пьеро Този

Экранизация оперы Верди была давно задумана режиссером. В 1973 году, после успеха «Кабаре», Дзеффирелли даже убедил Лайзу Миннелли сняться в роли Виолетты. Только действие он перенес из середины XIX века в его конец, сменив романтизм на реализм в стиле романов Золя. На римской примерке костюма Лайза посмотрела в зеркало и сказала: «Никто никогда не поверит, что я умираю от чахотки, скорее уж, от упитанности». Так мир и не увидел этой любопытной версии «Травиаты».

Кадр из фильма «Травиата» (1982) / Фото:  Universal Classics; Лайза Минелли на примерке костюма (1973)  / Фото: Franco Zeffirelli (1973) 
Кадр из фильма «Травиата» (1982) / Фото:  Universal Classics; Лайза Минелли на примерке костюма (1973)  / Фото: Franco Zeffirelli (1973) 

Спустя 10 лет, Дзеффирелли снова обращается к переносу оперы на экран и приглашает в качестве художника по костюмам своего друга Пьеро Този. К этому времени тот уже прославился своей работой с Лукино Висконти на фильмах «Леопард», «Смерть в Венеции», и других, слыл адептом аутентичного кроя и специалистом по XIX веку.

Кадры из фильма «Травиата» (1982) / Фото:  Universal Classics
Кадры из фильма «Травиата» (1982) / Фото:  Universal Classics

«Травиата» с Терезой Стратас и Пласидо Доминго реализовала давнюю мечту Франко, и объединила нас профессионально после долгого перерыва, — вспоминал Този, — От версии с Минелли опера Верди снова вернулась к романтике. Франко хотел, чтобы декорации фильма представляли собой грандиозную театральную сцену. Кажется, мне удалось учесть это в объемах и в цветовой гамме костюмов».

Скромность Този — его отличительная черта. Конечно, он сделал к фильму замечательные, изысканные костюмы, изящные по фактуре и идеальные по форме. Форму Този считает самой важной частью костюма, поскольку именно она дает зрителю ощущение подлинного времени.
 

«Отелло» (1986). Художники по костюмам Анна Анни и Маурицио Милленотти

На съемках фильма «Отелло» (1986) / Фото: Cannon Films

На съемках фильма «Отелло» (1986) / Фото: Cannon Films

Кадр из фильма «Отелло» (1986) / Фото: Cannon Films

Кадр из фильма «Отелло» (1986) / Фото: Cannon Films

Идею фильма-оперы «Отелло» Дзеффирелли предложил Пласидо Доминго, который уже нашел для этого проекта финансирование. Впечатление от прекрасного исполнительского состава и эффектных декораций усилили костюмы, созданные художниками по костюмам Анной Анни и Маурицио Милленотти. Анни (флорентийская подруга не раз помогавшая ему с костюмами в оперных постановках) отвечала за главных персонажей и актеров второго плана.

Кадр из фильма «Отелло» (1986) / Фото: Cannon Films
Кадр из фильма «Отелло» (1986) / Фото: Cannon Films

Милленотти же делал доспехи, взяв за образец экспонаты из музея Стибберта во Флоренции. Так же он занимался эпизодниками и массовкой, включавшей в себя офицеров, далматинцев, киприанок, дервишей и прочих. Всего для фильма было создано 1580 костюмов. При создании платьев Дездемоны (в исполнении Кати Ричарелли) и знатных венецианок Анна Анни черпала вдохновение в работах Тициана и других венецианских портретистов XVI века. Роскошные костюмы были номинированы на премию «Оскар».

Кадр из фильма «Отелло» (1986) / Фото: Cannon Films; Портрет дочери художника Лавинии – картина Тициана
Кадр из фильма «Отелло» (1986) / Фото: Cannon Films; Портрет дочери художника Лавинии – картина Тициана
 

«Чай с Муссолини» (1999). Художники по костюмам Анна Анни и Дженни Бивен

Наполовину автобиографический фильм «Чай с Муссолини» Дзеффирелли также задумал очень давно, еще в 1953 году, но продюсеров для него удалось найти только в 1998-м. За несколько лет до этого, приступая к работе над фильмом «Джейн Эйр» (1996), Дзеффирелли хотел, чтобы классическую английскую историю одевал именно британский художник по костюмам. Так в проект была приглашена Дженни Бивен. После «Джейн Эйр» Дзеффирелли позвал ее на «Чай с Муссолини», где она также отвечала за костюмы всех английских персонажей. Для «скорпионш» — англичанок, живших в то время во Флоренции и опекавших юного Франко, в исполнении британских звезд Мэгги Смит, Джоан Плоурайт и Джуди Денч — Дженни использовала много винтажной одежды 1920-х годов из своего любимого прокатного ателье Cosprop.

На съемках фильма «Чай с Муссолини» (1999) / Фото: Medusa Film

На съемках фильма «Чай с Муссолини» (1999) / Фото: Medusa Film

Кадр из фильма «Чай с Муссолини» (1999) / Фото: Medusa Film

Кадр из фильма «Чай с Муссолини» (1999) / Фото: Medusa Film

Итальянских персонажей одевала Анна Анни. «Мне было несложно воссоздать этот предвоенный мир, который я хорошо знала, поскольку это время пришлось на мою юность, — рассказывала Анна Анни, — Я пыталась оживить это время по своим воспоминаниям. Также для фильма я изучала старые фотоснимки, не студийные портреты, а семейные фотографии рабочих, ремесленников, фермеров на полях, партизан. Все это, в сочетании с поиском подлинной одежды, позволило нам вернуть атмосферу того времени и создать настоящих мужчин и женщин, а не стереотипных персонажей».

Кадр из фильма «Чай с Муссолини» (1999) / Фото: Medusa Film
Кадр из фильма «Чай с Муссолини» (1999) / Фото: Medusa Film

Все художники, о которых шла речь в статье, оставили заметный след в театре и кино, работая при этом не только с Дзеффирелли, но и с другими известными режиссерами ХХ века. Но, кроме безусловного таланта, их еще объединяет то, что именно он поддержал их в начале творческого пути.

Сам Дзеффирелли писал в своей «Автобиографии»: «Раздумывая над „флорентийцами с площади Испании“ [место в Риме, куда после окончании учебы во Флоренции переехали вслед за Дзеффирелли, Този, Анни, Донати и проживали там комунной], я по-прежнему не понимаю, как нам удалось (абсолютно всем!) завоевать блестящие позиции в работе и сделать прекрасную карьеру. Никто, ни один человек не потерялся в пути. Неужели было достаточно постоянного взаимопроникновения сил и энергии, новых идей и постоянного общения, чтобы удача улыбалась каждому? … Загадка нашего движения вперед заключалась как раз в вере в жизнь, в оптимизме, чего бы это не стоило. Именно так, очевидно, нам удалось преодолеть все преграды и трудности».

Это так. Но также и благодаря тому, что сердцем этой компании талантливых ребят был сам Франко Дзеффирелли, который находясь в творческом поиске, вовлекал в него и своих друзей.

 

 


Обложка: на съемках фильма «Джейн Эйр» (1996) / Miramax Films 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *