Мастер: Оливер Стоун

Политика: критика США и байопики

Кадр из фильма «Нерасказанная история Соединенных Штатов» (2012-2013)Кадр из фильма «Нерасказанная история Соединенных Штатов» (2012-2013)

Если вы не любитель разговоров за политику, то Оливер Стоун, скорее всего — не ваш режиссер. Почти все его фильмы связаны с вечными или злободневными вопросами социально-политического устройства США. Будучи убежденным «леваком» в стране торжествующего капитализма, Стоун за свою карьеру успел пройтись чуть ли не по всем больным темам: от агрессивной внешней политики до кровавых заговоров в политических верхах, от отупляющего воздействия масскульта до традиций финансовых спекуляций, от беззащитности перед терроризмом до всевластия ЦРУ.

Кадр из фильма «Сноуден» (2016)Кадр из фильма «Сноуден» (2016)

Вряд ли в Голливуде найдется другой режиссер, который с такой же яростью критиковал бы собственную страну, но вместе с тем вряд ли кого можно назвать и большим патриотом. Заметим, правда, что как человеку увлекающемуся, Стоуну свойственны перегибы, непоследовательность и излишнее обращение к конспирологии. Вкупе с претензией на документализм, это делает Стоуна порой слишком категоричным автором. Что, впрочем, никоим образом не отрицает отрезвляющего эффекта его работ — фильмы его неизменно провоцируют дискуссии, заставляя лишний раз усомниться в правильности существующего миропорядка. 

Отдельно стоит заметить, что Стоуна привлекают яркие политические фигуры. Он снял трилогию об американских президентах: «Джон Ф. Кеннеди: Выстрелы в Далласе», «Никсон» и «Буш». Сейчас, как известно, режиссер готовит документальные фильмы о Януковиче и Путине. Наконец, в основе «Рожденного четвертого июля» и «Сноудена» тоже лежат биографии людей, оказавших значительное влияние на политический климат всего мира.

 

Эпиграфы

Кадр из фильма «Никсон» (1995)Кадр из фильма «Никсон» (1995)

Многие фильмы Стоуна предваряют эпиграфы. Несмотря на минималистичное оформление — белый шрифт на черном фоне — такой прием подчеркивает масштабный дух произведения, его пафос и определенный автором статус высказывания. Ну и само собой, точно подобранная цитата — от Библии до предвыборных лозунгов — задает сквозную тему фильма. 

 

Клиповый монтаж


Сцена из фильма «Прирожденные убийцы» (1994)

Оливера Стоуна порой называют режиссером, наиболее удачно переосмыслившим технику так называемого клипового монтажа (или MTV style editing). Многие сцены в его фильмах строятся как каскад стремительно сменяющих друг друга кадров. Причем создаваемые Стоуном нарезки даже более скоростные, чем в среднем по Голливуду. Если средняя длина кадра голливудских фильмов последней четверти века колеблется от 4 до 6 секунд, то Стоуну порой удается превзойти даже этот показатель. Например, средняя длинна кадра «Прирожденных убийц» составляет всего 2,9 секунды. Редкий кадр в фильмах Стоуна достигает продолжительности в 10 секунд. 


Сцена из фильма «Джон Ф. Кеннеди: Выстрелы в Далласе» (1991)

Клиповым монтажом режиссер воссоздает на экране хаотичный образ современного мира, где события происходят моментально, а времени на обдумывание и созерцание не остается. Вместе с тем Стоун таким способом пародирует телевизионную стилистику новостных репортажей, развлекательных передач и рекламы. Ну а кроме того, если копать еще глубже, то режиссер в этом плане следует традициям Эйзенштейна и кинематографа насилия, где монтаж служит средством манипуляции зрителем — чередующиеся образы не оставляют возможности для их критического осмысления, зритель успевает лишь усвоить подаваемую информацию. 

 

Slow Motion


Сцена из фильма «Взвод» (1986)

Впрочем, возможность сбавить темп и задуматься Стоун все-таки находит. С помощью Slow Motion. Манипулируя течением времени, режиссер фиксирует внимание зрителя на наиболее важных, сущностных фрагментах бытия: это может быть проявление силы человеческого духа, мгновение счастья или встреча смертельной опасности. Яркий пример можно найти во «Взводе». Гибель героя Уиллема Дефо под вражескими пулями — возможно, одна из самых сильных и эффектных slo-mo сцен в истории кино.

 

Игра с форматами


Сцена из фильма «Джон Ф. Кеннеди: Выстрелы в Далласе» (1991)

Еще одна техника отражения хаотичности современного мира — игра с форматами изображения. Стоун легко чередует цвет и ч-б, 35-мм, 16-мм и 8-мм пленку, хронику, разновидности видео и так далее. Рекорд был поставлен режиссером в «Прирожденных убийцах», где можно насчитать аж 18 различных форматов, в том числе даже анимацию. Подход этот у Стоуна не сводится лишь к распространенной практике — когда, например, черно-белое изображение маркирует флэшбек или субъективный взгляд героя. Здесь система несколько сложнее. По мысли Стоуна, каждый из форматов как бы фиксирует ту или иную грань бытия, благодаря чему в целом формируется более-менее достоверная картина сходящей с ума реальности. Кроме того, как замечает режиссер, в его фильмах часто затрагивается тема нарушения общепринятых норм, а жонглирование форматами является тоже чем-то вроде преодоления кинематографических традиций.

 

Многокамерная съемка 


Сцена из фильма «Джон Ф. Кеннеди: Выстрелы в Далласе» (1991)

Документализм, клиповый монтаж и игры с форматами часто требуют того, чтобы съемка велась многокамерным методом. На площадке порой может одновременно использоваться пять-семь камер, причем снимать все могут разными форматами и в разной стилистике. При этом Стоун редко использует статичные кадры — как правило, камеры находятся в постоянном движении. Так, например, создавались некоторые наиболее сложные сцены «Выстрелов в Далласе». Подход развязывает Стоуну руки на монтаже и позволяет собрать ту самую общую картину мира из нагромождения субъективных восприятий. Правда, это довольно значительно сказывается бюджете и сроках производства.

 

Натуральные локации


Сцена из фильма «Прирожденные убийцы» (1994)

Еще один любимый способ Стоуна добиться документализма — снимать в натуральных локациях. Режиссер не терпит искусственные декорации, предпочитая обращаться к ним, только если иначе снять действительно невозможно. В остальном он старается работать или в тех же местах, где происходили исторические события, или находить максимально близкие локации. Например, для фильма «Джон Ф. Кеннеди: Выстрелы в Далласе» пришлось выложить весьма солидную сумму, чтобы группу пустили в здание, откуда стрелял Освальд. А эпизод тюремного бунта из «Прирожденных убийц» снимался в настоящей тюрьме строгого режима, причем заключенные привлекались в качестве массовки, что чуть не привело к реальному восстанию.

 

Насилие

Кадр из фильма «Прирожденные убийцы» (1994)Кадр из фильма «Прирожденные убийцы» (1994)

Стоуна неоднократно критиковали за излишний натурализм сцен жестокости и даже за утверждение культа насилия. Однако режиссера — того еще моралиста — подобные обвинения только удивляют. Во-первых, жизнь переполнена насилием и жестокостью, а Стоун стремится отражать реалии. Во-вторых, воссоздавая жестокость на экране, автор хочет выявить ее деструктивную природу. То есть кинематографическое насилие для Стоуна — это инструмент критики общества, а не развлечение, как, скажем, у Квентина Тарантино.

 

Финальные кадры

Заканчивать свои фильмы Стоун любит разновидностью классического голливудского финала с персонажем, уходящим в закат. Сам закат при этом вовсе не обязателен. Речь идет о решении, когда главные герои покидают зрителя, направляясь куда-то в сторону горизонта, фактически и метафорически продолжая свой тернистый путь. Кадр этот иногда сочетается с взмывающей в небо камерой, усиливающей романтическое звучание сцены. И еще момент. Обычно такой кадр становится самым длинным во всем фильме — откладывая в сторону монтажные ножницы, Стоун как бы приводит действие к некой хрупкой гармонии и наконец-то дает зрителю, измученному лихорадкой клипового монтажа, возможность выдохнуть.

 

Множество версий фильмов

Кадр из фильма «Александр» (2004)Кадр из фильма «Александр» (2004)

Напоследок заметим, что Оливер Стоун — один из тех режиссеров, которые доставляют изрядную головную боль тру-киноманам и коллекционерам. Дело в том, что Стоун часто расходится с продюсерами в видении того, каким должен быть финальный монтаж фильма, из-за чего многие его картины имеют по несколько серьезно разнящихся вариантов. Например, «Александр» существует аж в четырех версиях: театральной, режиссерской, финальной и расширенной. Ок, будем считать, что хорошего режиссера должно быть много.
 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *