Кинокомикс
Рисунок из графического романа Фрэнка Миллера «300» (1998) и кадр из фильма «300 спартанцев» (2007)
Драматургия: мифологизация и нелинейность
Элемент, который привлекает Снайдера в комиксах — их архетипическая природа. Сюжеты графических романов трактуются режиссером как современные мифы, глубинный смысл которых не имеет срока давности, а их супергерои — как Герои нашего времени, за образами которых стоит некое глобальное обобщение и вечный символизм. Например, так Снайдер рассуждает о персонажах своего нового фильма: «Бэтмен — человек, Супермен — бог… У них очень непростые отношения. Там, где Супермен видит предел возможностей Бэтмена, Бэтмен видит желание Супермена контролировать его».
Кадр из фильма «Запрещенный прием» (2011)
Еще одна особенность кинокомиксов Снайдера — нелинейное развитие сюжета, помноженное на постоянные изменения хронотопа. История у него всегда движется не последовательно из точки А к точке Б, а окольными путями сквозь череду флэшбеков, флэшфорвардов, погружений персонажа в мир снов, воспоминаний или галлюцинаций. Так фантастическая вселенная Снайдера становится еще более нереальной. Вспомним, «Запрещенный прием», где главная героиня не только существует в собственном вымышленном пространстве, но еще и периодически впадает в транс, уносящий ее в какие-то иные миры. Такие драматургические ходы помогают усложнить комиксовых героев, чьи образы обычно грешат примитивностью. Персонаж, одолеваемый, например, грузом прошлого (что дается через флэшбеки) или существующий в нескольких реальностях одновременно, куда интересней идеального человека со сверхспособностями.
Хромакей
Действие фильмов Снайдера всегда происходит в фантастическом, условном мире, а сам режиссер признается, что создавать эти нереальные миры — самое захватывающее в его работе. Чтобы подчеркнуть условность пространства, но вместе с тем сделать вымышленную вселенную более убедительной, режиссер активно пользуется зелеными фоном и возможностями визуальных эффектов. Например, на «300 спартанцев» приходится лишь одна сцена без применения хромакея и 1500 шотов с компьютерной графикой.
Детали: правдоподобие и символизм
Сцена из фильма «Хранители» (2009)
Цветокоррекция: отстранение и брутальность
Еще один способ создания нереальной атмосферы, которым пользуется Снайдер — цифровая цветокоррекция. Причем тут он отходит от поп-артовой традиции комиксов, тяготеющей к ярким, кричащим оттенкам. Цветовая палитра у Снайдера, как правило, темная, приглушенная. За счет этого режиссер создает узнаваемый брутальных характер своих фильмов. Скажем, в «300 спартанцах» во многом благодаря цветокоррекции мифические герои отстраняются от обыденной реальности и монументализируются. Привычные представления зрителя о том, каким должен быть цвет в той или иной истории режиссер разрушает и в более неожиданных случаях. Показательный пример — сравните костюм Супермена в комиксах, в большинстве картин о нем и в фильмах Снайдера.
Клиповая эстетика
Сцена из фильма «Запрещенный прием» (2011)
Сцена из фильма «Хранители» (2009)
Игры со временем: slow motion/fast motion
Добавим также, что есть обязательный рапидный кадр любого фильма Снайдера — с кулаком, врезающимся в лицо. Это оммаж культуре комиксов, на страницах которых часто встречаются подобные рисунки.
Zoom
Сцена из фильма «300 спартанцев» (2007)
Закадр
Сцена из фильма «Хранители» (2009)
Насилие и дестрой
Понятно, что дотянуться до дионисийского размаха кинематографа Майкла Бэя тяжело, но Снайдер старается. С помощью визуальных эффектов он стирал с лица земли крупнейшие мегаполисы и уничтожал целые планеты. Кроме того Снайдер переосмыслил границы насилия, допустимого в голливудском блокбастере, сделав его более натуралистичным и изощренным: литры крови и оттяпанные конечности в его фильмах разлетаются по экрану весьма щедро. Вспомним, что в «300 спартанцах» количество принесенных в кадре жертв достигает шести сотен. Это ставит картину на третье место в списке самых кровопролитных фильмов в истории (больше только в последнем «Властелине колец» и в «Царстве небесном»). Как говорится, это Спарта!