Художником-постановщиком «Последних джедаев» был Рик Хайнрикс, лауреат премии «Оскар» за декорации к фильму «Сонная лощина». В прошлом он работал над лентами «Большие глаза», «Мрачные тени», «Большой Лебовский», «Фарго», «Человек-волк» и «Первый мститель», а недавно закончил «Дамбо».
Трейлер фильма «Звездные войны: Последние джедаи» (2017)
Хайнрикс начал работу на проекте за 15 месяцев до начала съемок. За это время нужно было понять, чего хочет режиссер, создать и утвердить все дизайны на бумаге и в 3D, найти локации и произвести надлежащие модификации с ними, разработать логистику строительства всех элементов согласно съемочному графику и уложиться в эти сроки.
Эстетика саги
Эстетику «Звездных войн» задал Джордж Лукас, и кинематографисты, которые пришли во франшизу позже, черпают вдохновение именно из классических серий саги. Первый фильм серии — это почти документальное фэнтези. Все механизмы в нем выглядят убедительно, имеют свою цель. Такими же были и локации. «Кино будто было снято в одном из космических портов, — говорил художник-постановщик Джон Барри, — одновременно инопланетном и очень знакомом».
На съемках фильма «Звездные войны: Последние джедаи» (2017) / Фото: Lucasfilm
«Когда я спросил Джо Джонстона об их подходе к оригинальным „Звездным войнам“, он ответил, что будущее выглядит старым и поношенным, — рассказывает Рик Хайнрикс. — Вся галактика была узнаваема для тех, кто знаком с дизайном авиационных аппаратов середины века и таким фильмами, как „Метрополис“ и „Молчаливый бег“». Именно на эти принципы и опирались дизайнеры Ральфа МакКуорри и Джо Джонстон под руководством Джорджа Лукаса. В 1977 году зрителей ждал новый, но удивительно узнаваемый мир. «В фильме Райана Джонсона мы хотели это повторить, — продолжает Хайнрикс. — Отдать дань уважения прошлому, одновременно создав новые миры и технику».
Главный конфликт фильма — противостояние зловещего Первого ордена и скромных, но отважных повстанцев. Кроме того, по ходу сюжета раскрываются мотивации каждого персонажа. Действие картины разворачивается на борту очень разных летательных аппаратов Первого ордена и повстанцев, а также на трех уникальных планетах.
Темные тона и мрачность уже стали символом имперских сил: это символизирует отсутствие всех человеческих эмоций. Хайнрикс продолжил эту традицию, и сделал интерьеры имперских кораблей отполированными до блеска, стерильными и холодными, с острыми углами и зловещим профилем.
Декорация интерьера Первого ордена / Фото: Lucasfilm
У силуэтов и форм повстанческого флота, наоборот, мягкие округлые очертания. Здесь преобладают изношенные поверхности и светлые интерьеры. В них, а также в реквизите и костюмах используются преимущественно теплые тона. Даже бомбардировщики повстанцев имеют «добрые» формы. Райан Джонсон описал их как «стадо коров, нелепых, неуклюжих и уязвимых». У каждого элемента визуального повествования должны были быть свои особенные черты, чтобы вызвать у зрителя нужные эмоции.
Остров
В предыдущем фильме мы видели планету, полностью покрытую водой, с одним-единственным островом. Ее «Последние джедаи» унаследовали от «Пробуждения Силы», однако Хайнриксу пришлось построить целую деревню, которой не было в предыдущей картине.
Кадр из фильма «Звездные войны: Последние джедаи» (2017) / Фото: Lucasfilm
Здесь нужен был естественный пейзаж, служивший контрапунктом для искусственных интерьерных сцен на кораблях. Но команде фильма не подошел остров Скеллиг-Майкл, где снимали финал «Пробуждения Силы». Нужно было найти нечто похожее, но более доступное для съемочной группы. Арт-директор Джон Декстер с помощью Google прочесал все побережье Ирландии и Шотландии в поисках нужной локации.
«Мы изучали фотографии каждый день, — говорит Джон Декстер. — И посылали местных скаутов на выбранные локации, чтобы посмотреть все на месте. На следующий день мы уже получали от них фото. Когда Райан и Рик отправились туда сами, они уже точно знали, что их интересует».
Выбор пал на полуостров Дингл, находящийся в пределах видимости острова Скеллиг-Майкл. Локацию сосканировали с помощью дрона и на основе получившейся модели создали дизайн деревушки из круглых хижин, которые идеально вписывались в топографию. Сделать это нужно было абсолютно точно, поскольку деревушку изначально пришлось построить в павильоне киностудии, чтобы можно было снять ночные сцены и сцены с дождем внутри управляемой среды (не по соседству с 200-метровым обрывом с бушующим ветром и мокрыми от дождя камнями холодного ирландского побережья). Спустя пару месяцев после съемок в павильоне вся деревня была разобрана и перевезена на локацию.
Арт-директор Нил Каллоу отвечал за создание огромного дерева.
«Мы использовали уклоны студии Longcross для создания основания скалы, которое мы построили из огромных гипсовых секций, созданных по данным лидарного сканирования острова Скеллиг, — говорит Нил Каллоу. — Эти данные мы импортировали в SketchUp, после чего была создана основа из стальных и деревянных подпорок, которые держали куски скалы. Само дерево тоже должно быть надежным: оно достигало 13 метров в высоту и было очень тяжелым. А еще внутри него должны были помещаться актеры и установка для создания огня — так что констркция должна быть огнеупорной.
Сначала был сделан макет в масштабе 1:12, его сосканировали в Rhino для создания модели. После этого команда сделала металлическую конструкцию, обернутую в твердую металлическую сетку для создания формы каждой из двухметровых секций. Затем получившуюся конструкцию „обернули“ огнеупорным гипсом, подняли краном и установили на площадке. Для завершения создания поверхности скалы было привезено 200 тонн чернозема, 75 тонн камней и гальки, пять грузовиков лишайников, мха и верескового дерна, а также растений, идентичных тем, что растут на острове Скеллиг».
Кадры из фильма «Крылья» (1927) / Фото: Paramount Pictures (сверху); Кадры из фильма «Звездные войны: Последние джедаи» (2017) / Фото: Lucasfilm Интересный факт: В фильме много референсов к классике кино. Один из длинных проездов камеры был «позаимствован» из фильма «Крылья» 1927 года, первой картины, получившей премию «Оскар» за спецэффекты. |
Казино
Основой для дизайна казино Канто Байт послужило Монте-Карло из фильма «Поймать вора». Это искусственно созданная жемчужина богатого курорта на пустынной планете Кантоника. Здесь процветают роскошь и непомерное потребительство. Найти локацию для подобного местечка было сложно, но оно нашлось: в Дубровнике, Хорватия. Необходимо было вписать огромный инопланетный город в локацию, в которой не было бы отсылок к земной архитектуре.
Кадры из фильма «Поймать вора» (1954) / Фото: Paramount Pictures (сверху); Кадры из фильма «Звездные войны: Последние джедаи» (2017) / Фото: Lucasfilm
Ник Каллоу занимался дизайном и постройкой улицы Канто Байт посреди настоящего живого города.
«Нужно было найти адекватный по стоимости метод заранее создать обрамление дверей и окон, а также колонн, уличной мебели и элементов освещения, которые можно было бы быстро установить, — рассказывает он. — Каждое здание должно отличаться от предыдущего, но так, чтобы это не было заметно с разных ракурсов. При этом декораторы должны были позаботиться, чтобы во время сцен погони казалось, что герои преодолели большее расстояние, чем на самом деле. Элементы были созданы из плотного пенопласта с твердым покрытием. Его покрасили в Лондоне, а потом прикрепили к деревянным рамам уже на локации».
Крепить эти элементы на локации тоже было непросто. Дубровник — объект мирового культурного наследия. Это город-крепость, войти в который можно только через древние ворота. Грузовик там не пройдет, поэтому все элементы нужно было сделать такими, чтобы их могли поднять и унести четыре человека. После чего все элементы нужно было надежно установить у кирпичных стен без сверления отверстий. Эти новые бутафорские элементы должны были слиться с существующей архитектурой без зазоров. И все это нужно было сделать во время рабочего дня, когда магазины были открыты и туристы наводняли пространство.
В период подготовки вся команда фильма подписала документы о неразглашении. Они даже не могли сказать, какой фильм тут снимается. Но местная пресса кишела логотипами «Звездных войн», а на локацию то и дело являлись местные поклонники в костюмах, что затрудняло работу.
Кадр из фильма «Звездные войны: Последние джедаи» (2017) / Фото: Lucasfilm
Программа Panatour Viewer, загруженная в iPad Pro, позволяла команде фильма видеть виртуальную улицу со всеми будущими цифровыми достройками. Это помогло понять масштаб и архитектуру, а также выстроить ракурсы камеры для будущих съемок.
В это времени в Англии арт-директор Эндрю Беннет в режиме марш-броска строил декорации казино.
«Нужно было создать внешний вход, казино и бар в двух павильонах, включая самый большой — павильон 007, и задний двор, — продолжает Ник. — Изначально все это было создано в 3D, чтобы Райан и команда могли обсудить, что требуется для съемок. Программа Panatour Viewer помогла финализировать всю постройку до просчета ресурсов. Было забавно наблюдать, как 20 человек носились с планшетом в пустом павильоне и разглядывали через него голые стены».
Соляная планета
Для финальной битвы задумали использовать белую равнину — как графический холст. Крейт — это планета, где добывают минералы, на ее поверхности — покрывало из хлопьев соли. Цвет геологических пластов, расположенных под ним, был важной составляющей истории. Райан Джонсон хотел, чтобы белая равнина была блеклым фоном для финальной битвы уничтожаемого Первым орденом сопротивления. Для съемок была выбрана самая большая соляная равнина — озеро Салар де Уюни в Боливии.
Эта среда вдохновила команду на создание «минеральных спидеров» — моноскейтов, позволяющих скользить по поверхности планеты. В процессе они раздувают соляные хлопья и обнажают красную поверхность. Получается не только графично, но и символично. Это стало эмблемой кровавой битвы.
Старший арт-директор Фил Симс совместил реальные декорации и виртуальные цифровые достройки для создания траншей на Крэйте.
На съемках фильма «Звездные войны: Последние джедаи» (2017) / Фото: Lucasfilm
«Мы сделали концепт-модель, а потом распечатали ее на 3D принтере, — рассказывает Симс. — После чего из тех же файлов создали полноразмерные декорации, транспортные средства и реквизит из пенопласта (прототипы) или отлили копии. Цифровые версии позволили создать несколько вариантов компонентов и отснять разные сцены истории. Кабины, крыши которых открываются вверх, складываются или скользят — всегда сложно сделать убедительно — как реквизит на площадке. Но мы постарались решить эти вопросы еще на этапе моделирования на компьютере. Это позволило сэкономить средства и добавить фактуры и деталей для пущей убедительности».
Организация производства
Кинематографисты отчаянно пытались снять как можно больше на площадке, чтобы воспроизвести ощущение «документальности», заявленное Джорджем Лукасом. Но масштабы производства пугали: изначально для фильма нужно было создать 160 декораций, но в процессе работы это число сократилось до 128. Декорации располагались в 15 павильонах и на заднем дворе киностудий Pinewood и Longcross, а также — в разных локациях. Съемочный план требовал 100 дней съемок. Умное планирование позволяло убирать декорации и строить новые на их месте. И здесь ведущую роль в обеспечении темпа, необходимого для запланированного 100-дневного рабочего процесса, играл арт-отдел.
«Последние джедаи» был настоящей головоломкой, меняющей форму и эволюционирующей в новый план и конфигурацию павильонов, — делится впечатлениями старший арт-директор Крис Лав. — Постоянная связь с Райаном позволила Рику и мне всегда держать руку на пульсе, понимая, что дизайнерская армада движется в нужном направлении. Когда мы начали снимать в середине февраля в первом варианте декораций, все остальное уже было создано и построено и ждало своей очереди в разобранном виде. Как только разбирали одну декорацию, на ее месте сразу возводили другую.
На съемках фильма «Звездные войны: Последние джедаи» (2017) / Фото: Lucasfilm
Третий и финальный слой декораций, покрывший 15 павильонов, был самым сложным. Мы использовали все дизайнерские приемы, какие только есть, чтобы снять нужные кадры в частичных декорациях. Например, в одном павильоне находились части зеркальной пещеры, Храма джедаев, рудника Крэйта и пещеры булыжников. За обедом помощник режиссера Джейми Кристофер мог скорректировать съемочный план, чтобы мы успели все построить».
Еще один старший арт-директор Тодд Чернявски предложил интересное решение: «Я внедрил календарь занятости павильонов, который разработал еще на фильме „Оз: Великий и ужасный“. Мы брали одну неделю и разворачивали ее в страницу календаря, позволявшую увидеть все декорации. Этот календарь стал так популярен, что все носили его в своих карманах».
Создание фильма такого масштаба — это большой логистический проект, занимающий команду фильма отнюдь не меньше, чем творческая составляющая, а может, и больше.
Обложка: кадр из фильма «Звездные войны: Последние джедаи» (2017) / Lucasfilm