19:30 Подготовка к мотору
Антон Севидов
Артём Нужин: «Я уделяю особое внимание связи редактора с ведущим, стараюсь использовать только проводные модели ушного мониторинга. Благодаря этому у нас на проекте не было ни одного стопа из-за «ушей». Сейчас тенденция — все используют миниатюрное «ухо» Phonak, оно у меня тоже есть. Но я провел огромную работу с продакшном, чтобы мы его не использовали. Компания «Voice Technologies» создала тоненький проводочек, который еле видно. Звук — шикарный, мы вставляем батарейку перед началом шоу и забываем. Ведущий все классно слышит, звук — громкий, технологически это вернее. Для того чтобы привыкнуть работать с «фонак» нужно время и опыт, чаще его используют на спокойных программах, например, на ток-шоу».
Яна Чурикова
Неожиданно в аппаратной появляется легендарная Яна Чурикова — руководитель телеканала MTV. Сегодня она выступает в роли не только одного из авторов проекта, но и редактора шоу. Она приветствует всю съемочную группу и перекидывается шутками по поводу предстоящей записи. Ей выделили отдельное место слева от режиссера и специальную линию, по которой она сможет переговариваться с ведущим.
Яна Чурикова: «Я не наговариваю фразы Антону Севидову, он сам достаточно свободно держится в кадре, несмотря на то, что у него не было опыта ведущего, ведь он в первую очередь музыкант. Но при этом он очень харизматичный, классно работает на сцене и свободен в своей органике. Я ему нужна только для того, чтобы подсказывать какие-то «фишки», или то, что нам необходимо по монтажу — например, классические подводки к промо-брейку. Он должен периодически напоминать зрителям, что у нас за проект, что кто-то вылетит в конце, должен всегда держать зрителя в напряжении — я возвращаю Антона в зону драматургии.
В этом заключается моя работа как редактора, во всем остальном это общая координация каких-то моментов на площадке, но мне повезло, что здесь работает команда профессионалов, с которыми мы миллиард раз пересекались по моей работе на «Первом канале». Это лучшие из лучших, которые делают такое камерное телевидение — честный «антителевизионный», в хорошем смысле этого слова, проект. Мы изначально не хотели никого из участников переделывать, мы ищем неограненные алмазы, но не собираемся их огранять, они должны сами засверкать».
Артём Нужин: «Даже в музыкальном концерте есть элементы реалити. Это касается обсуждений участников или спонтанных креативных имровизаций. И очень важно в этот момент не упустить какую-то фразу или реакцию на происходящее, когда мотор на рекордере не запущен, потому что повторить ее невозможно, второго дубля нет. Я пользуюсь новинкой, петличным микрофоном фирмы Sennheiser и Apogee. Вешаю его скрыто, и это позволяет мне записывать говорящего в высоком качестве. Радиоприем здесь не имеет никакого значения, потому что весь звук пишется напрямую в телефон. Этот микрофон чаще всего используется журналистами на выездных съемках, но я нашел ему успешное применение и в нашем шоу».
Съемки шоу Casa Musica
Все садятся на свои места в ожидании мотора. На сцене специально обученная девушка «раскачивает» зал, в котором собралась самая разношерстная публика. В аппаратной происходит небольшая заминка — внезапно слетел таймкод и приходится перезапустить генератор. Напряжение нарастает.
20:20 Мотор
Съемки шоу Casa Musica
Артём Нужин: «Микрофонный оператор постоянно слышит меня и аппаратную у себя в ухе, но может отреагировать и быстрее, чем я что-то скажу. Если вдруг начинается какой-то «подрыв» или что-то случилось, он зачастую понимает быстрее нас, что происходит, и исправляет это раньше всех. Это один из важнейших людей на площадке, ему помогают два техника, которые находятся в зоне сцены и подключают аппаратуру.
Нам дают паузу во время записи подводок, когда объявляют и приглашают следующих участников, в это время начинается их подключение. Первый раз был фальшстарт — ребята выбежали раньше времени, подумав, что сейчас крупный план ведущего и нужно быстренько подключить, такое часто бывает. На «Фабрике звезд», когда Яна стояла на специальном подиуме, во время ее речи как раз происходило подключение. Но так как у нас сцена небольшая, то приходится делать все по-другому»
Во время записи шоу Casa Musica
Артем Нужин: «Зрители не видят, что у нас здесь происходит — все бегают, кричат, переговариваются по рации, как можно звук вообще корректно услышать? Но мы уже все привыкли жить в этих условиях, иногда наступает такой релакс, когда я могу расслабиться, закрыть глаза, подразогнать уровень громкости и почувствовать баланс. Хотя я люблю делать баланс на малой громкости, что более корректно — слышишь все инструменты и вычленяешь их, слышишь, как они будут звучать в записи, но на площадке так не получается».
22:00 Обсуждение жюри
Их фееричное выступление подарило съемочной группе заряд бодрости — все с новыми силами приступили к съемкам. Артем попросил всех присутствующих в помещении людей молчать и не двигаться во время съемки. Когда все затихли, из окон послышались глухие звуки — на террасе бара Jagger выступали какие-то джазовые исполнители. Их концерт начался почти одновременно с мотором, но они не мешали записи концерта, поскольку звук в зале заглушал звуки с улицы. Но теперь их было очень хорошо слышно, поскольку терраса находится под аппаратной, а члены жюри переговариваются без звукоусиливающей аппаратуры. Артем явно недоволен сложившейся ситуацией, но нас он заверил, что это некритично, поскольку голос жюри записывается на петлички.
Артем Нужин: «Каждый член жюри пишется на отдельную дорожку в многоканалку. Это позволяет почистить звук на простпродакшне от лишнего шума. И учитывая то, что будет подложена музыка, постороннего шума слышно не будет».
23:00 Запись финала
Артем Нужин: «На следующий после концерта день материал заливается в монтажку. Режиссер монтажа забирает звук с сервера, выставляет мультикамеру, отсматривает мастеровую видеодорожку, которую режиссер нарезал в режиме онлайн, корректирует ее, убирает странные склейки, грязь. Если нет никакого предварительно записанного дикторского текста, который необходимо подложить и вставить, мне отправляют omf.
Если во время монтажа становится понятно, что нет какой-то дорожки, я ищу ее в мультитреке и высылаю. После того, как видео готово и утверждено, мне присылается материал в виде omf через файлообменник или сервер вместе с видеодорожкой. Я открываю его в Pro Tools, у меня версия HD 10 со всевозможными изотоповскими плагинами. Я начинаю работать над материалом, понимаю, как это будет звучать потом на сведении. Слушаю все дорожки, чищу. Если это песня, свожу голос с инструментами, используя плагины динамической обработки, деэссоры, компрессоры, эквалайзеры. Но так как это живое звучание, то идеального студийного микса добиться все равно невозможно.
Иногда приходится применять всякие хитрости на посте. Так, например, если возникает сильный провал, «дырка», и ничего вроде бы нельзя сделать — атмосферы никакой нет (у меня такое было на «Последнем герое»), то, как вариант, можно поставить резкий звук (хруст ветки), после которого уши зрителя не услышат этого провала. Или человек говорит что-то в микрофон и вдруг «подрывается» частота — например, в слове «здравствуйте» пропадает «уйте», а рядом с ним стоит человек с петлей, то можно в этот момент открыть петлю — никогда в жизни зритель не услышит, что там «дырка». Но фрагмент должен быть небольшой длины, иначе будет слышно.
Артем Нужин
После того, как я все почистил и меня все устраивает, начинается сведение. После сведения я делаю самую важную операцию — ставлю минимальную громкость, сажусь подальше и отсматриваю весь материал от начала до конца. И всегда, несмотря на то, что я все свел и думаю, что все нормально, я нахожу свои ошибки и вношу правки. Потом я отдаю этот материал, его вклеивают к видео, делают mxf–ку. Мы садимся с продюсерами в студии и смотрим вместе. Затем вносим правки по необходимости и после отдаем на канал.
Одна из особенностей нашего проекта состоит, в том, что материал проходит ОТК в Лондоне. Это для меня очень необычный опыт, потому что я привык работать с нашими каналами. Есть разные стандарты — американский, японский, европейский, мы работаем по R–128, это –23 LUFS. При таком стандарте микс получается воздушным и легким, в нем есть динамика, происходит уравнивание с рекламой, его приятно слышать. Я провел огромную работу, пока списывался с Лондоном, предлагал отправить примеры миксов, чтобы убедиться заранее, что готовый материал пройдет ОТК. В результате переговоров попросили скинуть материал в том виде, в котором считаю нужным с учетом требований, и он без проблем прошел ОТК в Лондоне. Я выдохнул, и теперь я знаю, как это делать, особых отличий на самом деле нет».
Запись третьего концерта и дополнительные материалы со съемок проекта Casa Musica можно найти на официальном сайте, в сообществе ВКонтакте и Facebook.