07:40 Операторы телеканала «360°» готовят корзины к съемкам и закрепляют на них камеры GoPro.
Иван Меняйло / Фото: Виктор Вытольский
08.20 Пилот объясняет: чтобы запись в «воздушной студии» состоялась, необходимы определенные погодные условия. Самый главный критерий – скорость ветра у земли, она не должна быть выше 5 м/с (оптимальная – 1-2 м/с). Поэтому все съемки происходят утром, сразу после восхода солнца. Позже солнечная активность усиливает воздушные потоки. Другой немаловажный критерий – отсутствие сильного дождя или снега. Температура не сильно влияет на полет, зимой летать даже проще, особенно в мороз, когда есть прекрасная видимость и чистый воздух. Правда, в корзине холодно (в любое время года) — утепляться надо, как следует.
Иван Меняйло, пилот аэростата: «Если честно, то пилоту не очень удобно управлять аэростатом, когда происходит съемка. В нормальном полете ты стараешься лететь ровно, горизонтально, приподнимаясь только когда нужно подрулить. А здесь мы летим по синусоидальной траектории – шар сильно-сильно прогревается, уходит вверх. Какое-то время его можно не греть – минуту или две, чтобы сделали интервью. Потом он остывает, начинает спускаться, и перед самой землей снова выгреваешься, чтобы потом не шуметь и не прерывать фразы. Если со стороны посмотреть, то пилоты вертолетов наверно думают: «Вот, дурак какой-то, сначала поднялся, потом к верхушкам деревьев опустился». Поэтому в процессе этого полета шар не управляется, я не лечу куда-то целенаправленно, не рулю. После того, как все закончили работу, уже стараюсь куда-то прирулить».
08.24 Оператор в это время устраивается в корзине. Работать непросто. Во-первых, из-за тесноты нельзя использовать длиннофокусную оптику, поэтому берут объективы 16-25 мм. Во-вторых, в корзину помещаются только четверо, возможности взять звукорежиссера нет, значит, за звуком следит также оператор (звук пишется на радиопетли). В-третьих, при ясной погоде и ярком солнце на лицах появляются резкие тени.
В корзину поместились: Иван Меняйло, Алексей Толстокулаков (оператор), Вячеслав Фетисов, Марина Лаптева
Алексей Толстокулаков, оператор: «Была у нас проблема в Бородино, когда было очень яркое солнце, и корзину крутило в воздухе вокруг своей оси – у героя появлялось множество теней на лице. Приходится как-то закрываться от солнца или перенаправлять свет при помощи флекса, чтобы их не было так сильно видно. Шар – это не «летающая студия» в которой можно поставить ровный свет, всё зависит от погоды и солнца. Заранее предугадать, как всё получится, сложно, это решается только в полете».
08.25 В небе появился вертолет телеканала «360° Подмосковье».
Вертолет телеканала «360° Подмосковье» / Фото: Виктор Вытольский
Дина Сорокина, продюсер: «У нашего телеканала есть собственный воздушный флот. Изначально был вертолет – символ нашего канала после ребрендинга… В перерывах между съемками он находится чаще всего на вертолетной площадке в Буньково, это Истринский район. У нас также есть крутая коптерная группа. И, собственно, шар – наша «небесная студия». Мы – фанаты воздуха, все, что связано с небом и летательными аппаратами, – наш фетиш».
08:30 Аэростаты готовы к полёту, герои, журналисты, операторы – на местах. К журналистам приближается коптер для записи «открывашки». После первой фразы корреспондент поворачивается на камеру, расположенную в шаре, коптер отлетает и провожает аэростат.
Квадрокоптер на съемках
08.31 Шары друг за другом поднимаются над городом и уходят на восток. Наземная команда собирает расстилочное полотно. Механики и съемочная группа телеканала также размещаются по машинам. Мы едем догонять «воздушные студии».
Воздушные шары в воздухе
09:00 Небольшой эскорт движется по проселочным дорогам. Продюсер периодически куда-то звонит и уточняет координаты перемещения аэростатов.
Дина Сорокина, продюсер: «У нас есть специальная группа сопровождения, которая следит за шаром – большой джип с трейлером, в котором перевозится корзина и купол. При помощи планшета и GPS-навигации мы следим за тем, куда летит наш аэростат. Мы следуем за ним буквально по пятам. Наш пилот старается посадить аэростат максимально близко к дороге, хотя бы проселочной, куда мы можем добраться».
9:30 Первый шар, на котором летел Леонид Тягачёв, приземлился в поле. Автомобильная колонна разделяется – часть направляется к Тягачёву, другая едет искать шар с Вячеславом Фетисовым, который продвинулся на 15 км дальше. Чтобы до него добраться, надо сделать довольно большой крюк через московское малое кольцо, поскольку прямой дороги нет.
Никита Сиднев, телеоператор проекта «Вертолет360»: «Для съемок мы используем стабилизационную систему гиробот (Gyrobot), которая сглаживает легкие повороты и тряску. Система делалась для использования в машинах, вертолетах и т.д. Гиробот состоит из комплекса гироскопов и амортизатора, который упирается либо в вертолет, либо в ногу. Перед полетом нужно «раскрутить» гироскопы и оставить гиробот в определенном положении на 15 минут. После этого его уже можно использовать. На нём есть специальные ручки, за которые ты держишься и балансируешь камеру».
Перед съемкой задняя правая дверь вертолета снимается, оператор высовывается из салона вместе с камерой и в таком положении производится съемка. Оператор всегда справа, так как слева на хвосте находится рулевой винт, и если что-то вывалится из салона, то можно его повредить. Для безопасности и оператор, и камера пристегиваются крепкими цепями.
Из-за того, что нужно высовываться наружу, мы летаем не больше 120 км/час. Если быстрее, то сложно бороться с потоком воздуха, получается лишняя тряска и правки по горизонту. Летать в таком положении не страшно, потому что у нас очень хорошие пилоты. Мы всегда летаем по безопасному маршруту, на безопасной высоте, всегда докладываем, прокладываем маршрут заранее. Когда летим за шаром там, где движение сложно предсказать, то ориентируемся на карту области будущего полета. Ведь есть запретные зоны, которых довольно много в московской области – военные объекты и т.д. Над городом можно летать, но на безопасной высоте – порядка 150 метров. Она рассчитывается командиром воздушного судна, чтобы при экстренной ситуации он мог совершить посадку. Наш борт отлетал почти 500 часов, а я около 2/3 от этого времени».
10.20 Вячеслав Фетисов уже уехал. Подходим к корреспонденту, замерзшей Марине Лаптевой, которая брала интервью у великого хоккеиста. Она, кстати, впервые летела на аэростате.
10:30 Группа возвращается в Москву. Продюсер Дина Сорокина рассказывает о том, что запись интервью в «воздушной студии» не единственная цель телеканала. 2,5 часа съемок превратятся в несколько материалов.
– Следующие включения в эфир происходят, когда шар взлетает и садится. Всё это осуществляется при помощи портативных спутниковых станций в рюкзаках, которые находятся у коптерной группы и оператора с корреспондентом.
– Весь материал быстро перегоняется, чтобы выдать самые яркие фрагменты в 11 часов в рамках LTT (life to tape).
– В 20.00 выходит большой сюжет продолжительностью до четырех минут со множеством синхронов, сделанных перед стартом, и небольшими яркими фрагментами, отснятыми во время полета.
– Само интервью продолжительностью 10 минут выходит в рамках рубрики «Интервью 360».
– А кадры с GoPro, коптера и вертолета будут еще отдельно смонтированы в часовой ролик для программы «В движении 360», где в режиме реального времени показываются перемещения шара с разных точек под легкую фоновую музыку.