«Мы – фанаты воздуха, все, что связано с небом, – наш фетиш»

07:30 На главной площади подмосковного Дмитрова механики разворачивают два огромных шара. За ними наблюдают дети, операторы, корреспонденты и местные жители. Сегодня у телеканала «360°» необычный эфир – в воздухе будут записывать сразу два интервью. Главные герои – легендарный хоккеист Вячеслав Фетисов и почетный президент Олимпийского комитета Леонид Тягачёв – полетят на двух разных шарах. 

07:40 Операторы телеканала «360°» готовят корзины к съемкам и закрепляют на них камеры GoPro. 

Запуск воздушных шаров в Дмитрове

Запуск воздушных шаров в Дмитрове

Подготовка шара к взлету / Фото: Виктор Вытольский

Подготовка шара к взлету / Фото: Виктор Вытольский

Подготовка шара к взлету / Фото: Виктор Вытольский

Подготовка шара к взлету / Фото: Виктор Вытольский

Алексей Толстокулаков, оператор: «Всего мы используем восемь камер: пять GoPro Hero 3+, которыми обвешиваем корзину, фотоаппарат для записи интервью в шаре, обычную ТЖК-камеру Sony у оператора на вертолете и камеру на коптере, который снимает взлет и посадку аэростатов. GoPro мы каждый раз устанавливаем по-разному, самое главное, чтобы были красивые планы: боковая камера показывает кусок корзины и проплывающие внизу деревья и дома; две камеры висят на стропах в противоположных направлениях, если шар крутанет, то, что было передом, может оказаться задом; одну камеру мы ставим на горелку, чтобы показать шар изнутри и красивый огонь».
 

Алексей Толстокулаков, оператор, прикрепляет GoPro на корзину / Фото: Виктор Вытольский

Алексей Толстокулаков, оператор, прикрепляет GoPro на корзину / Фото: Виктор Вытольский

Одна из камер будет находиться внутри шара / Фото: Виктор Вытольский

Одна из камер будет находиться внутри шара / Фото: Виктор Вытольский

Операторы готовятся к съемке / Фото: Виктор Вытольский

Операторы готовятся к съемке / Фото: Виктор Вытольский

08:07 Механики подкатывают к шару большой вентилятор, зажигают горелку в корзине. Теплый воздух пошел в купол. 
 

Подготовка к взлету

Подготовка к взлету

Подготовка к взлету / Фото: Виктор Вытольский

Подготовка к взлету / Фото: Виктор Вытольский

Подготовка к взлету / Фото: Виктор Вытольский

Подготовка к взлету / Фото: Виктор Вытольский

08:13 Купол быстро растет и поднимается в воздух. Ветер усилился, и корзина, привязанная к джипу, отрывается от земли. Находящийся в ней пилот Иван Меняйло продолжает подготовку к полету и параллельно дает интервью. Меняйло – профессиональный пилот теплового аэростата, который в марте этого года вместе с Федором Конюховым установил рекорд России по продолжительности полета на воздушном шаре. 

Иван Меняйло
Иван Меняйло / Фото: Виктор Вытольский

08.20 Пилот объясняет: чтобы запись в «воздушной студии» состоялась, необходимы определенные погодные условия. Самый главный критерий – скорость ветра у земли, она не должна быть выше 5 м/с (оптимальная – 1-2 м/с). Поэтому все съемки происходят утром, сразу после восхода солнца. Позже солнечная активность усиливает воздушные потоки. Другой немаловажный критерий – отсутствие сильного дождя или снега. Температура не сильно влияет на полет, зимой летать даже проще, особенно в мороз, когда есть прекрасная видимость и чистый воздух. Правда, в корзине холодно (в любое время года) — утепляться надо, как следует. 

Иван Меняйло дает интервью перед полетом / Фото: Виктор Вытольский

Иван Меняйло дает интервью перед полетом / Фото: Виктор Вытольский

Иван Меняйло дает интервью перед полетом / Фото: Виктор Вытольский

Иван Меняйло дает интервью перед полетом / Фото: Виктор Вытольский

Иван Меняйло / Фото: Виктор Вытольский

Иван Меняйло / Фото: Виктор Вытольский

08.24 Перед полётом Иван Меняйло проводит инструктаж для пассажиров: нельзя держаться за топливные шланги и за горелку, обнимать пилота в момент приземления, а при посадке надо согнуть ноги в коленях, взявшись за петли спиной по ходу движения, чтобы при касании земли по инерции не удариться обо что-нибудь. Пилот уже проложил примерный маршрут полета, исходя из скорости и направления ветра. Но сейчас траекторию воздушного шара предсказать все же сложно.

Иван Меняйло, пилот аэростата: «Если честно, то пилоту не очень удобно управлять аэростатом, когда происходит съемка. В нормальном полете ты стараешься лететь ровно, горизонтально, приподнимаясь только когда нужно подрулить. А здесь мы летим по синусоидальной траектории – шар сильно-сильно прогревается, уходит вверх. Какое-то время его можно не греть – минуту или две, чтобы сделали интервью. Потом он остывает, начинает спускаться, и перед самой землей снова выгреваешься, чтобы потом не шуметь и не прерывать фразы. Если со стороны посмотреть, то пилоты вертолетов наверно думают: «Вот, дурак какой-то, сначала поднялся, потом к верхушкам деревьев опустился». Поэтому в процессе этого полета шар не управляется, я не лечу куда-то целенаправленно, не рулю. После того, как все закончили работу, уже стараюсь куда-то прирулить».

08.24 Оператор в это время устраивается в корзине. Работать непросто. Во-первых, из-за тесноты нельзя использовать длиннофокусную оптику, поэтому берут объективы 16-25 мм. Во-вторых, в корзину помещаются только четверо, возможности взять звукорежиссера нет, значит, за звуком следит также оператор (звук пишется на радиопетли). В-третьих, при ясной погоде и ярком солнце на лицах появляются резкие тени.

В корзину помещаются только 4 человека. В корзине: Иван Меняйло, Алексей Толстокулаков (оператор), Вячеслав Фетисов, Марина Лаптева
В корзину поместились: Иван Меняйло, Алексей Толстокулаков (оператор), Вячеслав Фетисов, Марина Лаптева

Алексей Толстокулаков, оператор: «Была у нас проблема в Бородино, когда было очень яркое солнце, и корзину крутило в воздухе вокруг своей оси – у героя появлялось множество теней на лице. Приходится как-то закрываться от солнца или перенаправлять свет при помощи флекса, чтобы их не было так сильно видно. Шар – это не «летающая студия» в которой можно поставить ровный свет, всё зависит от погоды и солнца. Заранее предугадать, как всё получится, сложно, это решается только в полете». 

08.25 В небе появился вертолет телеканала «360° Подмосковье».

Вертолет телеканала «360° Подмосковье»
Вертолет телеканала «360° Подмосковье» / Фото: Виктор Вытольский

Дина Сорокина, продюсер: «У нашего телеканала есть собственный воздушный флот. Изначально был вертолет – символ нашего канала после ребрендинга… В перерывах между съемками он находится чаще всего на вертолетной площадке в Буньково, это Истринский район. У нас также есть крутая коптерная группа. И, собственно, шар – наша «небесная студия». Мы – фанаты воздуха, все, что связано с небом и летательными аппаратами, – наш фетиш». 

08:30 Аэростаты готовы к полёту, герои, журналисты, операторы – на местах. К журналистам приближается коптер для записи «открывашки». После первой фразы корреспондент поворачивается на камеру, расположенную в шаре, коптер отлетает и провожает аэростат. 

Квадрокоптер на съемках
Квадрокоптер на съемках

08.31 Шары друг за другом поднимаются над городом и уходят на восток. Наземная команда собирает расстилочное полотно. Механики и съемочная группа телеканала также размещаются по машинам. Мы едем догонять «воздушные студии».

Воздушные шары в воздухе
Воздушные шары в воздухе

09:00 Небольшой эскорт движется по проселочным дорогам. Продюсер периодически куда-то звонит и уточняет координаты перемещения аэростатов. 

Дина Сорокина, продюсер: «У нас есть специальная группа сопровождения, которая следит за шаром – большой джип с трейлером, в котором перевозится корзина и купол. При помощи планшета и GPS-навигации мы следим за тем, куда летит наш аэростат. Мы следуем за ним буквально по пятам. Наш пилот старается посадить аэростат максимально близко к дороге, хотя бы проселочной, куда мы можем добраться».

9:30 Первый шар, на котором летел Леонид Тягачёв, приземлился в поле. Автомобильная колонна разделяется – часть направляется к Тягачёву, другая едет искать шар с Вячеславом Фетисовым, который продвинулся на 15 км дальше. Чтобы до него добраться, надо сделать довольно большой крюк через московское малое кольцо, поскольку прямой дороги нет. 

Съемочная группа телеканала «360° Подмосковье» / Фото: Виктор Вытольский

Съемочная группа телеканала «360° Подмосковье» / Фото: Виктор Вытольский

Съемочная группа телеканала «360° Подмосковье» / Фото: Виктор Вытольский

Съемочная группа телеканала «360° Подмосковье» / Фото: Виктор Вытольский

Съемочная группа телеканала «360° Подмосковье» / Фото: Виктор Вытольский

Съемочная группа телеканала «360° Подмосковье» / Фото: Виктор Вытольский

10.01 Точка приземления второго аэростата обнаружена – это небольшое поле между проселочной дорогой и лесом. Рядом с шаром стоит вертолет телеканала. Из него выходит оператор Никита Сиднев с довольно редким для России девайсом в руках – называется «гиробот».

Никита Сиднев, телеоператор проекта «Вертолет360»: «Для съемок мы используем стабилизационную систему гиробот (Gyrobot), которая сглаживает легкие повороты и тряску. Система делалась для использования в машинах, вертолетах и т.д. Гиробот состоит из комплекса гироскопов и амортизатора, который упирается либо в вертолет, либо в ногу. Перед полетом нужно «раскрутить» гироскопы и оставить гиробот в определенном положении на 15 минут. После этого его уже можно использовать. На нём есть специальные ручки, за которые ты держишься и балансируешь камеру».

Перед съемкой задняя правая дверь вертолета снимается, оператор высовывается из салона вместе с камерой и в таком положении производится съемка. Оператор всегда справа, так как слева на хвосте находится рулевой винт, и если что-то вывалится из салона, то можно его повредить. Для безопасности и оператор, и камера пристегиваются крепкими цепями.
 

Оператор на вертолете / Фото: Виктор Вытольский

Оператор на вертолете / Фото: Виктор Вытольский

Стабилизационная система гиробот (Gyrobot)

Стабилизационная система гиробот (Gyrobot)

Никита Сиднев, телеоператор проекта «Вертолет360»: «Чтобы было удобнее поворачиваться, крутить камерой и стабилизировать кадр, приходится высовываться из вертолета практически всем корпусом. Самое сложное – это держать горизонт, потому что это очень заметно по картинке. Мы используем камеру Sony PMW-200, иногда ставим Mark III. Я снимаю в основном общие (масштабные) планы, крупнее снимать не имеет смысла, поскольку на длинном фокусе заметна тряска. А если переменная погода: где-то теплее или холоднее, то порывы ветра подбрасывают вертолет до полутора метров. Максимальная высота, на которую мы поднимались – 1100-1200 метров. 

Из-за того, что нужно высовываться наружу, мы летаем не больше 120 км/час. Если быстрее, то сложно бороться с потоком воздуха, получается лишняя тряска и правки по горизонту. Летать в таком положении не страшно, потому что у нас очень хорошие пилоты. Мы всегда летаем по безопасному маршруту, на безопасной высоте, всегда докладываем, прокладываем маршрут заранее. Когда летим за шаром там, где движение сложно предсказать, то ориентируемся на карту области будущего полета. Ведь есть запретные зоны, которых довольно много в московской области – военные объекты и т.д. Над городом можно летать, но на безопасной высоте – порядка 150 метров. Она рассчитывается командиром воздушного судна, чтобы при экстренной ситуации он мог совершить посадку. Наш борт отлетал почти 500 часов, а я около 2/3 от этого времени». 

10.20 Вячеслав Фетисов уже уехал. Подходим к корреспонденту, замерзшей Марине Лаптевой, которая брала интервью у великого хоккеиста. Она, кстати, впервые летела на аэростате.
 

Вячеслав Фетисов после приземления воздушного шара

Вячеслав Фетисов после приземления воздушного шара

В корзине: Иван Меняйло, Алексей Толстокулаков (оператор), Вячеслав Фетисов, Марина Лаптева

В корзине: Иван Меняйло, Алексей Толстокулаков (оператор), Вячеслав Фетисов, Марина Лаптева

Марина Лаптева, ведущая больших новостей: «Интервью мне вести не впервой, но в таких экстремальных условиях я никогда в жизни не общалась с людьми. Было очень холодно, рот не разговаривал, руки не двигались. Есть технически особенности: ты не можешь говорить, пока пилот зажигает огонь, нужно прерываться. Как и в обычном случае с одной камерой, когда нет возможности снимать восьмерку одновременно, мы отдельно прописываем вопросы и ответы – это единственное неудобство. Но если бы мы сидели с Вячеславом Фетисовым в студии, это было бы вообще другое интервью. Когда ты в экстремальных условиях – у героя открываются те грани и стороны, которые на самом деле в нём есть. Готовясь к интервью, я пересмотрела огромное количество разных известных программ с Фетисовым, и мне кажется, что наш разговор с ним очень сильно отличается от других».

10:30 Группа возвращается в Москву. Продюсер Дина Сорокина рассказывает о том, что запись интервью в «воздушной студии» не единственная цель телеканала. 2,5 часа съемок превратятся в несколько материалов. 
 

Просмотр отснятого материала / Фото: Виктор Вытольский

Просмотр отснятого материала / Фото: Виктор Вытольский

Просмотр отснятого материала / Фото: Виктор Вытольский

Просмотр отснятого материала / Фото: Виктор Вытольский

– ​Перед полетом корреспондент включается в прямой эфир с площадки, берет синхроны у всех участников процесса.

– Следующие включения в эфир происходят, когда шар взлетает и садится. Всё это осуществляется при помощи портативных спутниковых станций в рюкзаках, которые находятся у коптерной группы и оператора с корреспондентом. 

– Весь материал быстро перегоняется, чтобы выдать самые яркие фрагменты в 11 часов в рамках LTT (life to tape). 

– В 20.00 выходит большой сюжет продолжительностью до четырех минут со множеством синхронов, сделанных перед стартом, и небольшими яркими фрагментами, отснятыми во время полета. 

– Само интервью продолжительностью 10 минут выходит в рамках рубрики «Интервью 360». 

– А кадры с GoPro, коптера и вертолета будут еще отдельно смонтированы в часовой ролик для программы «В движении 360», где в режиме реального времени показываются перемещения шара с разных точек под легкую фоновую музыку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *