«Superнянь» – из тех фильмов, которые одинаково смешно и страшно смотреть. Богатая семейная пара уезжает на время, оставив своего непутёвого сына на попечение молодого человека, которому как раз в этот день стукнуло тридцать лет. Друзья не могут бросить юбиляра в одиночестве и случайно разносят чуть ли не полдома, а вместе с ним и парк аттракционов, и ещё несколько достопримечательностей, сняв всё это на любительскую камеру.
Отца, который смотрит видео о том, что творит молодёжь, сыграл знаменитый французский актёр Жерар Жюньо, в фильмографии которого более ста фильмов, включая такие комедии, как «Укол зонтиком» и «Игрушка». Роль подружки главного героя исполнила молодая актриса Алиса Давид, которую мы могли видеть в «Безумных преподах». Жерар и Алиса рассказали tvkinoradio.ru, трудно ли сниматься в безудержной вакханалии.
— Жерар, вы весь фильм смотрите на безумство, которое устроили молодые люди. Вам не было завидно, что вы не с ними?
Жерар Жюньо: Если брать те моменты, где действие происходит в парке аттракционов, пожалуй, нет, не было завидно (смеётся).
Алиса Давид: Мы снимали на настоящей вилле. Этот дом на самом деле так же уродлив, как в фильме, очень помпезный, полный показного богатства. Владельцы этого дома оставили нам его в том виде, каком он был нужен для съёмок. Мы всё там разрушили, всё разнесли по кирпичику. После этого бутафоры, реквизиторы и художественно-постановочная часть долго приводили всё в порядок. Так вот, хозяева дома не знали, что мы там устроили, до тех пор пока не посмотрели фильм. Я себе представляю их реакцию, когда они увидели кино (смеётся).
— Весело ли было во время съёмок?
Жерар Жюньо: Смешить и смеяться – это совершенно разные вещи. Это так же, как готовить у плиты еду и есть её. Комедия требует концентрированного подхода к себе. Это уже потом, когда ты видишь результат на экране, чувствуешь удовлетворение, что не зря провёл время. Комедия в действительности – это очень серьёзная работа. То, что делали ребята, ещё сложнее. Представьте себе, что было бы, если кто-то рассмеялся в кадре. Тогда долгие подготовки к съёмке эпизода одним кадром пошли бы к чёрту.
Алиса Давид: Да, действительно. Снимать комедию – серьёзное дело. На площадке мы были максимально собраны. Это большая ответственность. Конечно, было очень забавно, но мы всё играли с серьёзным лицом. Чем серьёзнее лицо – тем смешнее результат.
— Чем отличается французская комедия, в частности, «Superнянь» от американской комедии?
Жерар Жюньо: В «Superняне» использованы некоторые стилистические приёмы, свойственные американской комедии. Оригинальность её в том, что в фильме объединены два метода съёмки: профессиональный и, якобы, любительский. Режиссёры Николас Бенаму и Филипп Лашо сами предложили такой юмористический и немного апокалиптический приём, который сможет привлечь французскую молодёжь. В конце концов, в этом кино мы шутим на пути, очень близком к апокалипсису. Но о том, что это фильм исключительно французский, говорит тот факт, что американцы купили права на него, чтобы сделать римейк. То есть, они считают его недостаточно своим, чтобы прокатывать его в США.
— Как возникла идея с мокьюментари? В России в прошлом году вышла картина с похожим стилистическим приёмом и стала таким суперхитом, что недавно сняли её продолжение.
Жерар Жюньо: Думаю, что лучше всего этот вопрос задать Алисе, потому что она будет сниматься в продолжении «Superняня». Лично меня создатели фильма так доконали, что я не буду сниматься в сиквеле, но снимусь в третьем, когда отдохну от них.
Алиса Давид: Изначально приём с любительской камерой был предложен продюсерами, потому что у них не было достаточно денег на съёмку всего фильма настоящей профессиональной камерой. Таким образом, они не только сэкономили, но и ускорили процесс съёмок. С другой стороны, мы посчитали такой метод достаточно свежим. Нам не пришлось долго готовиться к съёмкам, пребывая в гримёрках. Но нужно было и лучше учить роль, быть на площадке всё время в образе, потому что мы не знали, когда ты в кадре, а когда нет. Должна сказать, мы довольно много репетировали. Съёмки обычно проходили с восьмого дубля, это требовало необычайной концентрации – большая часть сцен снималась одним кадром. Технически это очень сложно, но мы наверняка будем использовать этот приём в продолжении.
Жерар Жюньо: Когда мне предложили сниматься в этом фильме, я сразу же согласился. История показалась мне дико забавной и смешной. Но я спросил: как фильм будет сниматься? Показалось, что там много сложных сцен с операторской точки зрения. Меня просто изумил ответ, что полфильма будет имитация любительской съёмки. Когда я увидел результат, был потрясён, потому что это была зрелая, мастерская и в то же время экономная манера выходить из трудностей сценария. Режиссёры Николас и Филипп пойдут далеко, если они придумали вот таким простым и профессиональным способом обойти все трудности сюжета. Думаю, фильм действительно снимался с очень небольшим бюджетом, учитывая то, сколько мне платили (смеётся).
Алиса Давид: Но там были в «любительской» части достаточно дорогостоящие кадры. Например, погоня на электрокарах по улице, где сочетаются сложные технические движения, игра актёров и забота об их безопасности.
Жерар Жюньо: Что меня трогает в этом фильме, так это связь поколений. Съёмка любительской камерой стала неким мостиком между старшими и младшими. Я увидел в этих ребятах, режиссёрах, самого себя, только много-много лет назад, когда мы шли на какие-то эксперименты, не боясь, что будет впереди. Я играю в этом фильме отца, Клотильда Куро – мою чокнутую жену. Мы появляемся, по сути, в начале фильма и в конце, отыгрываем эмоции, когда сидим и смотрим по телевизору запись. Во время съёмок мы, конечно, не видели настоящие кадры вечеринки, которую устроил Фрэнк с друзьями, мы смотрели на голый экран и не видели, что они там учудили. Отыграть – отыграли, но мы и представить себе не могли, что на самом деле там происходит.
— «Superнянь» стал кассовым хитом во Франции. Как вы объясняете себе, в чём секрет успеха этого фильма?
Жерар Жюньо: Успех нашего фильма, я считаю, в том, что в нём раскрываются проблемы современной молодёжи. Ты видишь в этой комедии их желание жить на полную катушку. Это не насмешка, не издёвка. Это симпатия к этим молодым людям. Если вспомнить фильм «Игрушка» с Пьером Ришаром, там была похожая ситуация, когда у ребёнка было всё, что он хотел, кроме отца. Сыну была нужна его любовь. Так и в «Superняне»: проживая эту ночь, ребёнок нащупывает дорогу к сердцу своего отца. Это вечная проблема, о которой нужно говорить.
Алиса Давид: У этого фильма была опасность стать просто комедией для подростков, чтобы «поржать». Но, к счастью, он таким не стал.
Жерар Жюньо: Да-да. Именно. На первых показах было много взрослых людей, которые получили огромное удовольствие.
Алиса Давид: Когда я прочитала сценарий, меня поразила проработанность сюжетных линий. Очень точно были прописаны две точки зрения, два поколения, два взгляда на мир. Этот фильм сделан с очень большим запасом прочности и уважением ко всем.
— У нас вышел фильм, как русские отмечают свадьбы. Получилось очень правдоподобно. В «Superняне» – безумный юбилей. Во Франции действительно так отмечают день рождения?
Алиса Давид: (смеётся) Лично я – нет. Но комичность фильма в деталях, в особенностях персонажей, в том, что есть ребёнок, что нужно продержаться с ним какое-то время, в ответственности перед ним. Всё это нагромождение в итоге и срабатывает. Возможно, французы могут проводить свободное время как русские. Если это так, то, надеюсь, наша комедия найдёт своего зрителя в России.
Жерар Жюньо: В «Superняне» вы видите героя, на которого выливается целый ушат неприятностей. И вы думаете: слава богу, что это случилось не со мной.