Группа фильма «Батальонъ» / Фото: Елена Горбачева
О работе на съёмочной площадке
Мария Кожевникова / Фото: Елена Горбачева
Мне вообще очень помогает, как актрисе, изменение внешнее на пути к изменению внутреннему. Поэтому я была готова ко всему: и к грязи, и к режиму. Физически было сложно, потому что я была только после родов, но вообще мы все очень серьёзно относились к работе над этим фильмом. Все выкладывались по полной. И эта энергетика не давала расслабиться. Драки были настоящие, синяки настоящие, щека у меня распухла тоже по-настоящему. Но по-другому в этом кино было нельзя. Я надеюсь, что это оценят зрители.
Ирина Рахманова (актриса): У нас была не только эмоциональная подготовка, но и военная. Были настоящие сборы. Мы учились бегать, маршировать, стрелять, обращаться с оружием. Я, например, освоила пулемёт «максим». Если пригодится когда-нибудь такое знание (не дай бог, конечно), думаю, справлюсь. Было здорово, я бы хотела, чтобы в каждом кино была бы такая подготовка, как здесь.
Ирина Рахманова / Фото: Елена Горбачева
Валерия Шкирандо (актриса): Всё, что попало в кадр, где мы дрожим, плачем, кричим, – это не игра, это всё правда. Условия были очень тяжёлые. Мы на самом деле побывали на такой маленькой войне. Но, конечно, то, что мы пережили, это и процента не составляет от того, что пережили те реальные женщины, наши прототипы.
Трудности во время съёмок
Фото: Елена Горбачева
Ирина Рахманова: Это действительно были сложные съёмки. И физически, и психологически. Нас всегда в кадре много, поэтому когда ты делаешь какой-то трюк, то нужно думать в первую очередь не о себе, а о партнёрах, которых было много вокруг всегда и везде. Надо быть полностью сконцентрированным. Спасибо Дмитрию Дмитриевичу [Месхиеву], что он нас всегда строго строил, чтобы не расслаблялись.
Месхиев: «Спасибо» в кавычках, да? Потому что, представьте, первый съёмочный день, начало ноября, приезжает из Москвы чистенькая хорошенькая Рахманова. Мы в течение пятнадцати минут переодеваем её в военную одежду, швыряем её лицом в холодную грязь, и так она лежит двое суток.
Патриотическая и коммерческая составляющие
Игорь Угольников, Вячеслав Муругов и Федор Бондарчук / Фото: Елена Горбачева
Игорь Угольников (автор идеи и генеральный продюсер): Для меня весьма показательно, что над названием «Батальонъ» написано: «от создателей фильмов “Брестская крепость” и “Сталинград”». Два продюсера объединили усилия в картине о Первой мировой войне, закончив свои ленты о Второй.
Игорь и Алла Угольниковы / Фото: Елена Горбачева
Если говорить о патриотизме, то надо сделать всё так, чтобы к этому слову не применялись никакие прилагательные: «истинный патриотизм», «ненатужный», «настоящий» и так далее. Во главе угла должно стоять только одно слово без эпитетов. Мне кажется, нашу задачу можно считать выполненной, если наши дети заинтересуются историей своей страны, Первой мировой войны, начнут спрашивать у нас или у своих отцов и дедов: «Как произошла февральская революция? Что случилось в октябре 17-ого года? Как так получилось, что наши предки столкнулись в кровавой бойне?» Мы должны работать над этим, используя тот инструментарий, который у нас есть. Другое дело, что Вторая мировая война очень серьёзно отличается от Первой. Мы с вами не видели вообще Первую мировую. Мы даже не понимаем изобразительно, эмоционально, что это такое. Если Вторая мировая у нас в подкорке, живёт у нас в крови, мы её чувствуем, то про войну 14-ого года мы не знаем ничего. Здесь у нас было множество задач, с которыми, я надеюсь, мы справились.
Владимир Мединский / Фото: Елена Горбачева
Мария Кожевникова: Историю Великой Отечественной мне передавал дедушка, рассказывал о ней. А вот нынешнее поколение уже, к сожалению, не может услышать эти рассказы из первых уст. Им не понять, что это было, насколько это было тяжело. Я сама, честно говоря, знала о Первой мировой столько же, как и многие другие. Школьная программа, грубо говоря. И очень благодарна продюсерам, сценаристам за то, что я погрузилась в это время. Игорь Угольников присылал мне такие материалы, такие книги! Он нашёл видео этого батальона, марширующих девушек. Мне бы очень хотелось, чтобы дети, так же как и мы, открыли для себя эту историю.
Дмитрий Месхиев: Конечно, кино о Первой мировой войне – это важно. Это был повод, во всяком случае для меня, рассказать о подвиге, повод рассказать, что такое подвиг, для чего он нужен. Потому что с формальной точки зрения подвиг – бесполезен. Если бы эти девочки не пошли на фронт, не начали воевать, не заняли бы окопы, то с точки зрения исхода войны ничего бы не изменилось. Но сам подвиг, безотчётный порыв, любовь к Родине этих женщин – это несоизмеримо ни с чем. Они были самых разных сословий: от графинь до простых девушек, неотягощённых социальными обязательствами. Что ими двигало? Только любовь к Родине. Только. С моей точки зрения, это чрезвычайно важно. Родина и страна – это немножко больше, чем кусок квартиры или одна семья¸ чем свой автомобиль. Месседж моей работы был, в основном, в этом.
Об эмоциональной составляющей
Фото: Елена Горбачева
Дмитрий Месхиев: А какие вообще можно эмоции применить к фильму, если в нём в первом бою половину женщин убивают? Как здесь можно пережать или перебрать? Это уникальный героический поступок русских женщин. Я с самого начала работал на эмоциональных всплесках. Для меня это было чрезвычайно важно, чтобы зритель пережил максимально много за эти два часа экранного времени.