«Крестный отец», «Крестный отец II» (Фрэнсис Форд Коппола; 1972, 1974)
Я очень ценю драматическое кино для широкого зрителя, потому американский кинематограф 70-х для меня – это эталон. «Крестный отец» всегда впечатлял меня тем, что это очень напряженная, очень драматичная история, которая, однако, рассказана совершенно спокойным, размеренным языком. Это выражается в способе существования артистов на экране, во внятности персонажей, мужских преимущественно, в походе к мизансценированию, к драматургии. Ну и мне нравится сама фактура такого гангстерского кино.
«Вся президентская рать» (Алан Пакула, 1976)
Американские картины мне близки в плане проблематики – она в определенном смысле приземленная, касается социальных, политических вопросов. Тут, конечно, очень много можно назвать фильмов. Хороший пример – «Вся президентская рать».
«Мой друг Иван Лапшин» (Алексей Герман; 1984/1986)
Не могу сказать, что мне нравится советское кино как кино в полноценном смысле этого слова. Дело в том, что темы, которые тогда были и способ их подачи несли очень большой отпечаток политического строя и идеологии. В этом плане из советского кино, конечно, выбивается Алексей Герман. Мне очень нравится «Мой друг Иван Лапшин», считаю, что это не только одна их лучших картин Германа, но и вообще один из лучших наших фильмов.
«В огне брода нет», «Начало» (Глеб Панфилов; 1967, 1970)
Не могу сказать, что творчество Панфилова мне нравится в целом, но его подход к работе с артистом, с пространством, с кадром мне очень близок.
«Пророк» (Жак Одиар, 2009)
Я, честно говоря, скептически отношусь к проблематике европейского кино – это, как правило, проблематика человека, обеспеченного куском хлеба, глубоко внутренняя. Мне же ближе всего картины, которые рассматривают обыкновенных людей в какой-то очень сложной, драматической ситуации. «Пророк» Одиара – один из таких фильмов. Я его увидел до «Майора», и можно заметить, что чисто эстетически он на меня повлиял очень сильно. В современном кино для меня это, пожалуй, эталон – внятное, понятное, насущное кино.