01. «Сладкая жизнь» (Федерико Феллини, 1960)
Трейлер фильма «Сладкая жизнь» (1960)
У меня нет определенного любимого фильма. Нельзя выделить что-то одно, потому что тогда упустишь что-то другое не менее важное. Мне очень нравится «Сладкая жизнь». Она по-настоящему повлияла на меня. Федерико Феллини и Ингмар Бергман были для меня своего рода моделями того, каким должен быть режиссер. Их имена даже стали нарицательными. Сегодня мы часто называем фильмы других режиссеров феллиниевскими или бергмановскими. Многие ли из современных режиссеров доросли до того же? Это были настоящие большие авторы. Молодые режиссеры сегодня даже думать не осмеливаются снять нечто вроде «Сладкой жизни». Они скорее думают о карьере или о том, чтобы им доверили «Бэтмена 4». «Сладкая жизнь» была первым фильмом Феллини, который я увидел в 1960 году. У меня много любимых сцен оттуда. Например, сцена в фонтане. Да у кого она вообще не любимая, ведь в ней разом говорится о столь многих вещах. А какой герой у Марчелло Мастроянни? Он ищет красоту и новую жизнь, отличную от той, что он ведет. Подобные сложные вещи и делают этот фильм восхитительным.
Отрывок из фильма «Седьмая печать» (1957)
Мой отец всегда много говорил о кино. Именно он рассказал мне сюжет «Седьмой печати».
03. «Пропуск в Пимлико» (Генри Корнелиус, 1949)
Отрывок из фильма «Пропуск в Пимлико» (1949)
Этот фильм я смотрел вскоре после его выхода. И он действительно забавный и увлекательный. Когда я смотрел картину, я понятия не имел, что такое Пимлико, и еще не бывал в Лондоне. Так что все действие казалось мне волшебным и необычным.
04. «Поверженный идол» (Кэрол Рид, 1948)
Отрывок из фильма «Поверженный идол» (1949)
Я большой почитатель Кэрола Рида. Мне нравится его подход к режиссуре. Она у Рида очень точная, но не ограниченная. Это такая прекрасная комбинация точности и спонтанности. В «Поверженном идоле» мы видим большой город и взрослую жизнь глазами ребенка. Мир взрослых интригует, но в то же время опасен. А тот факт, что ребенок-герой — это иностранец, делает картину еще более восхитительной.
05. «Козленок за два гроша» (Кэрол Рид, 1955)
Трейлер фильма «Козленок за два гроша» (1955)
Еще один фильм Кэрола Рида, и в нем тоже мир взрослых, конкретнее — мир восточного Лондона, показывается глазами ребенка. Я увидел этот фильм лет в четырнадцать, а потом пересматривал его по телевизору. Забавно, что я потом тоже снимал в Ист-Энде, конечно, в уже немного другом Ист-Энде. Действие моего «Паука» связано где-то с 1955 годом, и восстанавливая это время, я думал о фильме Кэрола Рида.
06. «И Бог создал женщину» (Роже Вадим, 1956)
Трейлер фильма «И Бог создал женщину» (1956)
Нью-Йорк для выходца из Торонто — невероятно большой мегаполис. Мой дядя жил там и мы навещали его в 1950-е. Каждый раз я обязательно ходил на фильмы с Брижит Бардо. Потому что в Канаде такое кино нельзя было смотреть, если тебе не было шестнадцати. Я был абсолютно влюблен в Бардо.
07. «Такова спортивная жизнь» (Линдсей Андерсон, 1963)
Трейлер фильма «Такова спортивная жизнь» (1963)
Огромное впечатление на меня производили фильмы, вроде «Такова спортивная жизнь». Британское кино в то время было очень большой силой. Я не пропускал ни одного фильма режиссеров британской «новой волны», когда они выходили в Торонто. Мне нравилось то, что они делали. И в их фильмах были различимы акценты героев. Мне они казались почти шотландцами. Это помогало прочувствовать классовость британского общества и конфликты внутри него.
08. «Фотоувеличение» (Микеланджело Антониони, 1966)
Трейлер фильма «Фотоувеличение» (1966)
«Фотоувеличение» снимали в Лондоне как раз в то время, когда я там жил. Я был студентом Университета Торонто и взял академический отпуск на год, чтобы попутешествовать. Я поехал с другом, и Лондон стал началом нашего путешествия, которое закончилось в Копенгагене. Мне довелось увидеть The Rolling Stones на сцене Лондон Палладиума. Satisfaction была их главным хитом в то время. К сожалению, мне не удалось погрузиться в жизнь Лондона так, как это делает герой «Фотоувеличения». В фильме был показан тот город, который я почти не увидел. Мне не довелось кататься пьяным на кабриолете Роллс-Ройс и заниматься сексом с двумя девушками, одна из которых Джейн Биркин. Фильм показывал иную, преувеличенную версию Лондона. Но все равно она кажется не менее реальной, чем та, с которой познакомился я. Фильм отражает головокружение от того времени. Кино, которое сейчас снимают о 60-х, не отражает ничего из того, что на самом деле было в духе тех лет.
09. «Досье Ипкресс» (Сидни Дж. Фьюри, 1965)
Трейлер фильма «Досье Ипкресс» (1965)
В этом фильме Лондон — место восточных обещаний (Eastern Promises — название фильма Кроненберга, в российском прокате переведенное как «Порок на экспорт» — прим. tvkinoradio.ru), то есть это пространство опасности, шпионажа, тайных операций и тому подобного. Картину, кстати, снял тоже канадец, Сидни Фьюри. Здесь показан Лондон 60-х, но не свингующий Лондон, а другой. У фильма интересное музыкальное оформление, и, помню, великолепные характеры.
10. «Создание из Черной лагуны» (Джек Арнольд, 1954)
Отрывок из фильма «Создание из Черной лагуны» (1954)
Образный ряд «Создания из Черной лагуны» всегда казался мне эталоном. Например, сама Черная лагуна — это темное пространство бессознательного.
11. «Восход Скорпиона» (Кеннет Энгер, 1964)
Отрывок из фильма «Восход Скорпиона» (1964)
Огромное влияние на меня оказал нью-йоркский андеграунд. Под влиянием Йонаса Мекаса («крестный отец нью-йоркского киноавангарда» — прим tvkinoradio.ru) мы с Айвеном Райтманом (канадский режиссер-комедиограф, продюсер ранних фильмов Кроненберга — прим. tvkinoradio.ru) организовали Toronto Film Co-op. Мы устраивали 24-часовые показы, в рамках которых демонстрировались и мои первые картины. Благодаря этому я познакомился с «Восходом Скорпиона» Кеннета Энгера. Знаковый фильм, который поразил меня гомосексуальной тематикой и открытой провокационностью.
12. «Относительность» (Эд Эмшвиллер, 1966)
Кадр из фильма «Относительность» (1966)
«Относительность» Эда Эмшвиллера — это такая довольно интеллектуальная вещь, в которой показаны движения обнаженной женщины в сильном слоу-мо. Невероятно живое и абстрактное зрелище.
13. «Грехи плотапоидов» (Майк Кучар, 1965)
Отрывок из фильма «Грехи плотапоидов» (1965)
Братья Кучар снимали по-настоящему смешные пародии на Голливуд. А еще они были первыми ботаниками, которые упивались тем, что они ботаники, не способные даже найти себе девчонку.
14. «Из первых рук» (Роналд Ним, 1958)
Трейлер фильма «Из первых рук» (1958)
Мне почти невозможно отделить текстуру Лондона от текстуры героев Алека Гиннесса. И город, его улицы и места, и герои, характеры Гиннесса прекрасны и гипертрофированны. Алек Гиннесс всегда был для меня примером классического английского актера, полностью растворяющегося в своем образе. Еще мне нравилось, что он мог быть одновременно ведущим актером и актером эпизода, он был звездой, в одиночку вытягивающей весь фильм, и одновременно характерным исполнителем.
15. «Дело самоубийцы» (Сидни Люмет, 1966)
Трейлер фильма «Дело самоубийцы» (1966)
Малоизвестный, но абсолютно фантастический, замечательный триллер, как это обычно бывает в случае экранизаций Джон ле Карре. Джеймс Мейсон, Максимилиан Шелл, Линн Редгрейв, Рой Киннер — прекрасный кастинг. Думаю, это вообще один из лучших фильмов Сидни Люмета. До сих пор помню сцену смерти полицейского инспектора в исполнении Гарри Эндрюса. Она так сильно врезается в память из-за того, что герой Эндрюса очень колоритный, и внезапно его убивают. Зрителю ужасно тяжело его терять.
Источники: Film Trilogies: New Critical Approaches, New York Magazine, Time Out, You Gotta See This: More Than 100 of Hollywood’s Best Reveal and Discuss Their Favorite Films
Обложка: Дэвид Кроненберг на съемках фильма «Космополис» (2012) / Entertainment One