01. «Подозрительные лица» (Брайан Сингер, 1995)
Этот фильм — пример сильнейшего сценария, который, мне кажется, не хуже, чем в «Касабланке». Картина вышла больше двадцати лет назад, и с тех пор ее главная сценарная фишка была воспроизведена бесчисленное количество раз. В жанре нуара этот фильм — лучшее, что есть.
02. «Семейка Тененбаум» (Уэс Андерсон, 2001)
Образец того, как надо создавать героев. Здесь каждый персонаж детально продуманный, яркий, колоритный, сочный. И кроме того, это один из лучших фильмов в плане декораций.
03. «Криминальное чтиво» (Квентин Тарантино, 1994)
Тут, мне кажется, не надо ничего объяснять. «Криминальное чтиво», и этим все сказано.
04. «Район №9» (Нил Бломкамп, 2009)
Это пример фильма, который был сделан с довольно маленьким бюджетом, без известных актеров и с рекламной кампанией, которая не выдавала абсолютно ничего. Но при этом картина стала настоящим блокбастером, сработавшим в контексте большого летнего кино. Это редкость сегодня. И меня очень удивило, что «Район №9» не повлиял на индустрию. Я думал, что после него начнут массово снимать фильмы подобного рода — за $30 млн без звезд, но с хорошей историей. Но нет, никто не повторил и, кажется, даже не попытался. Это говорит о консерватизме студий.
05. «12 разгневанных мужчин» (Сидни Люмет, 1957)
Эталон разговорного фильма, все действие которого происходит в одной комнате. Но при этом тебя держат все экранное время. И к тому же это пример замечательного, сбалансированного актерского ансамбля — здесь много прекрасных исполнителей, и у каждого есть возможность проявить свой талант.
06. «Социальная сеть» (Дэвид Финчер, 2010)
07. «Игрок» (Роберт Олтмен, 1992)
Сложно выбрать что-то из Олтмена, потому что мне многое у него нравится. Пожалуй, «Игрок», потому что это с задором и действительно интересно про Голливуд.
08. «Военно-полевой госпиталь М.Э.Ш.» (Роберт Олтмен, 1969)
09. «Чужие» (Джеймс Кэмерон, 1986)
«Чужие» — это, пожалуй, пример интересного, свежего подхода к сиквелам. Кэмерон взял один жанр и перекинул его в другой. Он даже специально не позвал Гигера, за что извинялся в письме к нему, потому что хотел сделать что-то свое и не привязываться к тому, что было в предыдущей серии. И получилось, как мы знаем, замечательно.
10. «Нечто» (Джон Карпентер, 1982)