Надо видеть: любимые фильмы Ксавье Долана

01. «Безумный Пьеро» (Жан-Люк Годар, 1965)


 

Абсолютное воплощение свободы. Свободы слова, свободы изображения, свободы цвета, свободы любви. Годар здесь в зените своего гения и на вершине своего мастерства. Это кино, которое не отказывает себе ни в чем.
 

02. «Шепоты и крики» (Ингмар Бергман, 1972)


 

Чрезвычайно, едва ли не устрашающе волнующее действие. Умом не постижимое мастерство. Чувственное и очень точное изображение материнской боли, страдания и одиночества. Да, нельзя пройти мимо особого использования красного цвета в фильме.
 

03. «Запрещенные игры» (Рене Клеман, 1952)


 

Одна из трех самых дорогих для меня историй любви в кино. Сегодня фильм во многом известен благодаря оригинальной музыке Нарсисо Йепеса, придающей действию особую магию. Но эта картина в целом воплощает абсолютный идеал. Художественная концепция ленты очень тщательная и вдохновенная. И есть что-то сновидческое в этом фильме. Игра Брижит Фоссе чарующая и зрелая. Она кажется воплощением женственности, несмотря на то, что ей здесь всего шесть лет… Люблю этот фильм.
 

04. «Четыреста ударов» (Франсуа Трюффо, 1959)


 

Эта картина – моя первая любовь. Причем взаимная. По сути, в нем отражено мое детство, за некоторыми нюансами. Я прямо удивлялся, как это авторам удалось подглядеть за моей жизнью. Жан-Пьер Лео в первой и лучшей своей роли. Он ведь, по сути, создал свои правила игры, свою собственную актерскую школу, тем самым открыв двери в кино многим другим актерам. Невозможно сказать: «Лео плохо играет в этом фильме». Потому что он не играет, Лео здесь просто Лео, на месте которого не может быть никого другого. Фильм полностью соответствует своему названию. Он действительно бьет по нам. Конечно же, я не буду оригинальным, если скажу, что именно благодаря этой картине я захотел стать режиссером. Но осознание этого напоминает мне, сколь многому еще предстоит научиться.
 

05. «Вкус вишни» (Аббас Киаростами, 1997)

Мощное путешествие сквозь отчаяние и тишину. Завораживающее размышление о смерти, смысле жизни и тех странных способах, через которые порой жизнь отражает свою красоту. Вкус упавших с дерева вишен напоминает о ценности жизни человеку, собиравшемуся на этом вишневом дереве повеситься. Примечательны длинные кадры, сцены в машинах, которыми Киаростами особенно славится. В общем – шедевр, обязательный к просмотру.
 

06. «Летят журавли» (Михаил Калатозов, 1957)

Еще один авангардный шедевр. 1957 год. История великой любви. Но прежде всего эта картина поражает виртуозностью технического исполнения. Захватывающие дух кадры с крана; ошеломляющий эпизод в лесу, со знаменитым вращающимся по кругу ракурсным кадром деревьев; поразительный, снятый в движении кадр, в котором главная героиня пробирается сквозь толпу в поисках своего возлюбленного… А кадры с развивающимися на ветру занавесками, которые скрывают лицо героини. Настоящее искусство. Татьяна Самойлова, получившая за свою роль награду Каннского кинофестиваля, – блестящая и трогательная актриса, чью игру по тем временам можно назвать аскетичной.
 

07. «До свидания, дети» (Луи Маль, 1987)


 

Маль – один из моих любимых режиссеров. Он флиртует с жанрами, пробует совместить несовместимое, снимает по всему миру, отказывается освобождаться от элементов документализма, его первой большой любви в кино… Этот фильм, драма взросления, действие которой происходит в вишистской Франции, тесно связан с биографией самого Маля. …эмоции, чистые эмоции, помимо мастерства, – это то, к чему стремится режиссер. И это главное, что мы находим в его творчестве.
 

08. «Красавица и чудовище» (Жан Кокто, 1946)


 

Хм… 1946 год. Как этот фильм вообще был возможен в то время? Туман, тени, спецэффекты – сейчас все это кажется старомодными, но тогда произвело чуть ли не революцию. В этом, кстати, суть Кокто. Он был революционером. Все эти маленькие находки поразительны: руки, выросшие из стен и держащие подсвечники, игра зеркал, полет героев в финале. Тысяча девятьсот сорок шестой год!
 

09. «Дурная ночь» (Гас Ван Сент, 1985)


 

Ван Сент – мой герой. Этот фильм – квинтэссенция всего того, что я люблю в его творчестве: блестящие игры с камерой, мотив затаенной и нереализованною любви, прекрасные съемки в автомобилях. Закадровый голос волнует и никогда не оказывается бесполезным или избыточным. Это подлинное, очень личное, универсальное и нестареющее кино.
 

10. «Скромное обаяние буржуазии» (Луис Бунюэль, 1972)


 

Очаровательное вторжение в мир буржуазии. Изысканное исполнение, непредсказуемые сюжетные повороты, потрясающий финал и, как всегда в кинематографе Бунюэля, скрупулезное внимание к деталям. Все вместе эти элементы составляют особую магию фильма, его гармонию. В общем, это исключительно остроумная, причудливая и интеллектуальная сатира о жизни состоятельных людей.
 
Источники: Criterion

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *