Бюджет: $13,5 млн
Благодаря участию Джека Николсона, находившегося в самом в расцвете сил, «Пролетая над гнездом кукушки» не остался бы без внимания. В то же время и на ошеломительный успех никто не рассчитывал. Сначала продюсировать экранизацию романа Кена Кизи собирался Кирк Дуглас, однако после нескольких неудач с запуском он передал права своему сыну Майклу Дугласу. Тому с трудом удалось найти компанию, которая согласилась взяться за съемки, и то при условии скромного бюджета. Потому в проект позвали молодого, никому неизвестного и недорогого режиссера из Чехословакии Милоша Формана, а большая часть съемок ограничилась интерьерами настоящей больницы для душевнобольных в Орегоне. Ко всеобщему удивлению картина не только взяла пять «Оскаров» (в главной номинации она обошла, например, «
Барри Линдона» и «
Челюсти»), но и заработала астрономическую сумму порядка $500 млн.
Бюджет: $13,3 млн
Глубоко личная картина Оливера Стоуна о Вьетнамской войне. Удивительно, что снимали фильм спустя всего лишь несколько лет после «Апокалипсиса сегодня», в тех же Филиппинах, при поддержке той же филиппинской армии, однако обошелся он в пять раз дешевле, а в прокате собрал почти вдвое больше. Надо полагать, трагический опыт участия во Вьетнамской войне помог Стоуну совладать с жуткими условиями работы в джунглях. Также на бюджете отразилось отсутствие звездных скандалистов, вроде Марлона Брандо, компенсированное талантливыми новичками, среди которых Уильям Дефо и Чарли Шин. В числе оскаровских конкурентов «Взвода» были такие разные по бюджету и формату картины, как «
Чужие» Джеймса Кэмерона и «Ханна и ее сестры»
Вуди Аллена.
Бюджет: $10,8 млн
Шедевр Уильяма Фридкина, ставший прорывом благодаря ряду факторов: переосмыслению канонов нуара, свежему взгляд на локации Нью-Йорка (чего стоит одна только сцена автомобильной погони!), открытие Джина Хэкмена. Но главное — полупартизанский (а потому и недорогой) метод проведения съемок, вдохновленный знаменитым политическим триллером «Дзета» Коста-Гавраса. Результат — тридцать раз окупившийся бюджет, пять «Оскаров» и победа над «Заводным апельсином».
«Столкновение» (Пол Хаггис, 2004)
Бюджет: $8,4 млн
Один из самых спорных триумфаторов «Оскара» нового тысячелетия (тем более, что в конкурентах была, например, «Горбатая гора»), но тем не менее. Картина снималась с максимально возможными для современного Голливуда ограничениями: интерьерами становились личные дома авторов, звезды (Сандра Буллок, Мэтт Диллон, Брендан Фрейзер) приезжали на съемки из другого конца страны за свой счет, а на площадке приходилось отказываться от многих удобств. И все благодаря тому, что режиссеру Полу Хаггису удалось заразить других людей своей идеей.
«В порту» (Элиа Казан, 1954)
Бюджет: $8,2 млн
Один из лучших фильмов Элиа Казана, к тому времени получившего всеобщее признание благодаря «Трамваю “Желание”», создавался с крайне скромным бюджетом. Лишь участие Марлона Брандо помогло увеличить сумму до минимально необходимой для съемок. Однако же — восемь статуэток «Оскара». Среди них есть и одна, доставшаяся нашему соотечественнику — за операторскую работу наградили
Бориса Кауфмана (брата Дзиги Вертова).
«Том Джонс» (Тони Ричардсон, 1963)
Бюджет: $8 млн
Одна из десяти картин британского производства, выигравших «Оскар». Для национальной кинематографии бюджет ленты был более чем внушительным (костюмное историческое кино все-таки). При этом успех был под большим вопросом. Во-первых, главную роль исполнял Альберт Финни, для которого картина была лишь третьей в фильмографии. Во-вторых, в прокате ей приходилось тягаться с монструозных масштабов «Клеопатрой». Впрочем, пеплум с Элизабет Тейлор в итоге не только не помешал англичанам собрать кассу, но и уступил в «оскаровском» противостоянии.
«Это случилось однажды ночью» (Фрэнк Капра, 1934)
Бюджет: $5,9 млн
Возможно, самая популярная картина эпохи Великой депрессии и родоначальница жанра ромкома тоже обошлась в скромную сумму. Сыграла роль череда совпадений обстоятельств. В их числе — участие Кларка Гэйбла. Для актера фильм был своего рода наказанием со стороны студии MGM за отказ от более «приличных» ролей. Его партнерша Клодетт Колбер играла в картине в виде одолжения и исключительно за высокий по тем временам гонорар. После съемок актриса даже объявила, что это была худшая работа в ее жизни. Каково же было ее (да и всех остальных) удивление, когда лента не просто выиграла «Оскар», но и вошла в историю как первый победитель сразу в пяти основных номинациях: лучший фильм, режиссура, главные мужская и женские роли, сценарий. С тех пор рекорд удалось повторить лишь «Пролетая над гнездом кукушки» и «Молчанию ягнят». А Колбер помнят, кстати, прежде всего благодаря ее «худшей роли».
«Рокки» (Джон Г. Эвилдсен, 1976)
Бюджет: $4,6 млн
Еще один фильм, успех которого не предвещало ничего: третьесортный актер в главной роли, его же наивный сценарий об американской мечте, узкоспециализированный жанр спортивной драмы… Однако на деле Сильвестр Сталлоне показал не только впечатляющий торс, но и значительный драматический потенциал, жизнеутверждающий мотив его истории пришелся по душе простому зрителю всего мира, а каноны жанра позволили раскрыть вечные темы. Прибавим к этому знаковые уличные сцены, снятые в рекордные сроки в Филадельфии, революционное использование стедикама и всем знакомый духоподъемный саундтрек. На «Оскаре» у соперников, как бы хороши они ни были (а это «
Таксист», «Телесеть» и «Вся президентская рать»), шансов не оставалось.
«Марти» (Делберт Манн, 1955)
Бюджет: $3,2 млн
По легенде, эту картину кинокомпания Берта Ланкастера запустила в производство исключительно ради получения выгоды от налоговых льгот. Потому в ходе создания экономили на всем. Более того, сам Берт Ланкастер, не имея никакой веры в проект и желая дистанцироваться от него, снял свое имя с титров. Такое поведение стоило ему не только «Оскара», но и «Золотой пальмовой ветви» Каннского кинофестиваля (сочетание этих наград, кстати, случалось до этого лишь с «Потерянным уик-эндом» и никогда после «Марти»). Для своего времени картина имела гигантское значение, задав моду на скромные ленты с бытовым сюжетом и парой локаций.
«Лунный свет» (Барри Дженкинс, 2017)
Бюджет: $1,5 млн
Судя по всему, «Лунный свет» — это самый малобюджетный фильм не только среди победителей «Оскара», но и среди номинантов. Для примера: такие скромные картины, как «Одержимость» или «Отрочество», и то стоили больше. Даже авангардист Джон Кассаветис, фильмы которого, правда, не добирались до главной номинации, но участвовали в других, снимал дороже. С учетом дешевизны фильма эксперты рассматривают победу «Лунного света» как триумф цифрового кино. Это тем более важно, что вообще Американская киноакадемия традиционно предпочитает
пленку. Глобально же успех картины лишний раз красноречиво доказывает, что в кино важнее всего талант авторов, а деньги — средство, которым еще надо уметь распорядиться.