Изменять и править ту среду, в которой существуют персонажи, нужно практически в любом фильме. Это может быть всего лишь замена и создание вида из окна: например, когда съемки проходят в павильоне, а на окнах декорации висит хромакей. А может быть — полноценное создание несуществующей среды, если действие картины разворачивается в иной исторической или фантастической реальности.
Ниже — фрагменты работы над фильмом «Суфражистка». Здесь при съемке на локации в кадр попадали современные здания, а действие фильма происходило в конце XIX-го века. Художникам по компьютерной графике пришлось заменять неподходящие под эпоху здания историческими.
Если камера не двигается, можно обойтись плоскими плашками, как, например, в мэттпейнте 2,5D. Но при движении камеры нужно строить 3D-объекты. Именно для этого на хромакей вешают маркеры: они позволяют отследить движение камеры и перенести эти данные в программу, в которой создаются необходимые для данного кадра 3D-объекты. Во время их визуализации виртуальная камера повторяет движение съемочной, чтобы новые объекты «вклеились» в съемочный кадр как влитые.
Еще один пример достраивания декораций для исторического фильма — картина «Джеки». Здесь было необходимо воссоздать все события ленты максимально близко к историческим. При этом Белый дом построили в Париже — естественно, нужно было восстановить виды за окнами как Белого дома, так и автомобилей, а также воссоздать другие исторические локации. К тому же съемочная группа пощадила жителей Вашингтона, сведя к минимуму натурные съемки сцены похорон Джона Кеннеди. Поэтому большая часть этих кадров также потребовала дальнейшей доработки.
А вот пример дорисовки декораций для фантастического фильма — картину «Марсианин», конечно же, снимали на Земле, а потому для нее понадобилось создание марсианских пейзажей.
Но иногда для приключенческих картин требуется «нарисовать» и Землю. Например, для ленты «Эверест», которую снимали вовсе не в тех же локациях, где происходили данные события. Кстати, производство частично проходило в охлажденном павильоне, чтобы у актеров шел пар изо рта, когда они говорили.
Еще одна костюмно-историческая лента, съемки которой в большинстве своем прошли на фоне хромакея — «Союзники». Причем здесь «вклеивание» нового изображения зачастую отлично видно даже обычному зрителю.
Если честно, примеров дорисовки декораций в кино несметное множество, но каждое видео, рассказывающее об этом невероятно завораживает! Хотя ролики демонстрируют, казалось бы, совершенно банальные вещи. Вот, к примеру, дорисованные декорации для сказки «Белоснежка и Охотник»:
Нечто похожее постоянно применяют и на телевидении — на исторических сериалах, вроде «Больницы Никербокер», или фэнтезийных, к примеру, «Игре престолов». Да, в принципе, на любых! Технология «дорисовки» декораций сегодня имеется практически в каждом визуальном продукте, будь то телесериал или реклама.
Для чего же оставляют части декораций? Почему нельзя снять актеров в полностью зеленом павильоне? Частичную декорацию делают по нескольким причинам. Во-первых, это дает актерам возможность реагировать на происходящее и взаимодействовать с реальными предметами. Во-вторых, оператору-постановщику нужна хотя бы часть декораций, чтобы выстроить свет. Интересно, что на больших проектах для создания цифровых декораций делают не только концепты, но и архитектурные чертежи, как для реальных строителей декораций. Именно об этом рассказывает ролик компании Sony Pictures Imageworks к фильму «Оз: Великий и ужасный».
Весьма экстремальным примером в этом плане является фильм «Город грехов», где декорации почти полностью нарисованы на этапе постпродакшна.
Еще один сложный пример — выстраивание реальной и известной всем локации для фильма «Человек-паук: Высокое напряжение». Одна довольно большая сцена в фильме разворачивается на Таймс-сквер в Нью-Йорке. Это достаточно замкнутое и небольшое пространство с большим количеством людей, и перекрывать площадь для съемок кинематографистам не позволили. Поэтому они выстроили часть площади в павильоне, тогда как в основном ее пришлось восстанавливать по фотографиям и замерам. И поскольку это место знают многие, делать это пришлось очень подробно, выстраивая трехмерные объекты и «натягивая» на них фотореалистичную текстуру. После чего весь вид был «сшит» в цифровую циклораму, в которой все объекты «приклеили» к плану местности. Это если максимально упростить объяснение.
Но на самом деле компьютерная графика подарила кинематографистам возможность не только достраивать декорации, но и создавать настоящие миры на экране. Такой свободы в докомпьютерную эру у них не было. Только сейчас художники смогли воплотить на экране такие истории, как «Жизнь Пи» или последняя версия «Книги джунглей», объем создания среды в которой превосходит все, что делалось в этой области ранее.