«Не время умирать»: творческие поиски и богатая палитра 25-го фильма о Джеймсе Бонде

Команда мечты

Юбилейный 25-й фильм о приключениях Джеймса Бонда снят режиссером Кэри Фукунагой, прославившимся постановкой первого сезона онтологии «Настоящий детектив» (True Detective) для HBO, и оператором-постановщиком «Ла-Ла Ленда» (La La Land) Линусом Сандгреном, получившим премию «Оскар» за работу над мюзиклом Дэмьена Шазелла. Фукунага пригласил Сандгрена в новый фильм, как только сменил на посту режиссера выбывшего из проекта Дэнни Бойла.
 

Трейлер фильма «Не время умирать» (2020)

«Я видел несколько фильмов Линуса, но именно его новаторская, построенная на интуиции работа в фильме „Человек на Луне“ (The First Man) натолкнула меня на мысль, что он идеально подходит для фильма о Бонде, — говорит Фукунага. — Мне понравилось созданное им сочетание высокотехнологичных съемок и простых, но элегантных решений по освещению ночных экстерьеров и интерьеров».

«Во время нашего самого первого обсуждения будущего фильма с Кэри я понял, что у нас схожий подход к созданию кино, — говорит Сандгрен. — Посмотрев его полнометражные работы и телевизионные сериалы, вы увидите уверенного в себе режиссера, который ничего не боится.

Он хотел, чтобы „Бонд-25“ был эпическим кинематографическим путешествием. Одновременно авантюрным и эмоциональным, которое заставило бы зрителей зажмуриться от страха, смеяться и плакать. Для меня это именно то, чем должен быть фильм о Бонде. Оглядываясь на предыдущие фильмы Кэри, я чувствовал, что он планирует отправить зрителей именно в такое путешествие и в целом сделать картину захватывающей».


На съемках фильма «Не время умирать» (2020)

Получив предложение о сотрудничестве от продюсеров проекта Майкла Уилсона и Барбары Брокколи, Сандгрен был очень взволнован этой возможностью. «Бонд определенно был совсем иным вызовом, по сравнению с моими предыдущими проектами, — говорит оператор. — Фильмы о Бонде вдохновляли меня в подростковом возрасте снимать короткометражки на „Super-8“ (пленочные камеры, разработанные для использования формата Super 8 мм — прим. tvkinoradio.ru) и в конечном итоге стать кинематографистом».

 

Творческий поиск и художественные вызовы

Последние фильмы о Джеймсе Бонде можно смело охарактеризовать как мрачные и суровые. Сандгрен отмечает, что его порадовало желание Кэри Фукунаги сделать повествование в новом фильме более живым, более личным, при этом оставаться «верным канону бондовского жанра».

На съемках фильма «Не время умирать» (2020) / Фото: MGM
На съемках фильма «Не время умирать» (2020) / Фото: MGM

«Мы любим старые фильмы о Бонде, работали в их атмосфере, но мы также создавали эмоциональную историю, которая даст зрителю широкие возможности для переживания. В фильме много приключений, реалистичных погонь и трюков, и это захватывающе. И еще в нем много юмора, — рассказывает Сандгрен. — Для меня визуальный ряд фильма подобен музыкальному: он существует, чтобы выразить чувства. Чем больше эмоциональных слоев в фильме, тем более выразительной может быть работа оператора».
 

О съемках фильма «Не время умирать» (2020)

В подготовительный период Фукунага, Сандгрен, гаффер Дэвид Синфилд и художник-постановщик проекта Марк Тилдесли обменивались множеством идей, подбирая фотографии и мудборды. «Мы старались разработать как можно более разнообразные цветовые и световые решения сцен, создать по-настоящему богатую палитру, — говорит Сандгрен. — Я всегда стараюсь найти метафорические решения по освещению в разных сюжетных линиях или персонажах».

Но режиссер также стремился и к целостности общей художественной концепции. «Самые большие наши опасения были связаны с тем, чтобы суметь придать каждой из многочисленных локаций фильма уникальный вид, но при этом заставить их стать частью единого пространства фильма, — говорит Кэри Фукунага. — Важно было суметь найти этот баланс».

На съемках фильма «Не время умирать» (2020) / Фото: MGM
На съемках фильма «Не время умирать» (2020) / Фото: MGM

Создателям фильма, бесспорно, хотелось подчеркнуть контраст между теплом Ямайки и Италии и холодным, почти монохромным настроением, присущим Норвегии.

 

Верность пленке и сочетание форматов

«Добиться очарования фильма о Бонде намного проще, снимая на пленку. Вы можете работать с изображением в стиле импрессионизма, цвета становятся сочнее, — говорит Сандгрен. — Мы с Кэри были уверены в правильности данного решения. Я рад, что продюсеры поддержали нас, старались удовлетворить наши творческие пожелания».

«Мы рассмотрели плюсы и минусы цифры и пленки вместе с Кэри и Линусом, — рассказывают продюсеры проекта Майкл Уилсон и Барбара Брокколи. — Принимая во внимание разнообразие локаций, они были уверены, что именно пленка обеспечит глубину и реалистичность изображения, а также передаст пышную природу выбранных для съемок мест».

Кадр из фильма «Не время умирать» (2020) / Фото: MGM
Кадр из фильма «Не время умирать» (2020) / Фото: MGM

«Мы даже не тестировали цифровые камеры: я не планировал задействовать их в этом фильме», — дополняет Фукунага.

В результате фильм снимался на пленку 35 и 65 мм. Создатели картины хотели добиться плавных переходов между ними, поэтому для каждого из форматов были выбраны и разработаны отдельные, непересекающиеся фрагменты.

Открывающий эпизод, снятый в Норвегии, где злодей Сафин (Рами Малек) выслеживает жертв на замерзшем озере, будет проецироваться в кинотеатрах (оборудованных для этого соответствующим образом) в формате IMAX. Тогда как первая сцена, идущая уже после титров, будет привычно широкоэкранной.

Кадр из фильма «Не время умирать» (2020) / Фото: MGM
Кадр из фильма «Не время умирать» (2020) / Фото: MGM

В формате IMAX также сняты автомобильная погоня по городку Матера на юге Италии и экшн-эпизод на Кубе с участием Бонда и Номи (Лашана Линч) — нового шпиона с особыми навыками и лицензией 007, которая задаст жару отставному агенту.

«Кадрирование в формате 1.43, когда держишь в уме формат 2.40, не так уж и сложно, как может показаться, — отмечает Сандгрен. — Нужно приложить усилия, чтобы все необходимые элементы мизансцены и декорации попадали в кадр в обоих форматах. Но что касается композиции, то центр кадра при соотношении сторон 2.40:1 будет ровно там же, где вы ожидаете его увидеть при просмотре фильма в формате IMAX. Дополнительная верхняя и нижняя части кадра IMAX — это просто периферия. Она используется для создания атмосферы и погружения аудитории в фильм».

На съемках фильма «Не время умирать» (2020) / Фото: MGM
На съемках фильма «Не время умирать» (2020) / Фото: MGM

«Сюжет требовал от нас использовать камеры IMAX в очень сложных условиях, — добавляет оператор, — включая температуру ниже нуля, в небе, на тросах, под водой и в трюках с тяжеловесными транспортными средствами. Камеры действительно выполняли свои задачи даже сверх наших ожиданий».

 

Создание настроения и масштабных декораций

Сандгрен работал с художником-постановщиком Марком Тилдесли и гаффером Дэвидом Синфилдом, чтобы интегрировать в кадр освещение, которое было на локациях.

«Линус и Дэйв тестировали различные сочетания цветовых температур и показывали их мне, — говорит Фукунага. — Отталкиваясь от них, мы добивались необходимой нам палитры. Выглядело все так, будто фильм сам диктовал нам цвет, а мы с Линусом просто следовали за его желаниями».

Сцены на Ямайке и на Кубе, где Бонд пересекается с Номи, требовали визуальных различий в изображении этих островов.

Кадр из фильма «Не время умирать» (2020) / Фото: MGM
Кадр из фильма «Не время умирать» (2020) / Фото: MGM

Сандгрен объясняет, почему: «Ямайка в фильме — это романтика. Дом, в котором живет Бонд после отставки, построен на воде, рядом с экзотическим маленьким поселком. Меж тем Сантьяго-де-Куба — это древний пыльный городок, дышащий историей, который не сильно изменился за последние 50 лет».

Съемки обоих эпизодов проходили на Ямайке. Город Порт-Антонио, расположенный в восточной части острова, сыграл роль Кубы. Помимо этого, Тилдесли изучил кубинскую архитектуру и построил одну из улиц Сантьяго-де-Куба на студии Pinewood для ночной сцены, тоже снятой в формате IMAX, в которой Номи, выполняя задание, устраивает взрыв в центре города.

На съемках фильма «Не время умирать» (2020) / Фото: MGM
На съемках фильма «Не время умирать» (2020) / Фото: MGM

«В многих барах на Кубе вы увидите неоновое и резкое флуоресцентное освещение», — замечает Тилдесли.

Сандгрен тесно сотрудничал с командой художников. Он поставил художнику-декоратору Веронике Леруа задачу разработать соответствующие обстановочные источники освещения с интересными сочетаниями цвета для подобных сцен.

На съемках фильма «Не время умирать» (2020) / Фото: MGM
На съемках фильма «Не время умирать» (2020) / Фото: MGM

«На самом деле мы изготовили множество разнообразных светильников, которые были креативно интегрированы в декорации, например мерцающую стену или флуоресцентные светильники, которые могли работать под водой», — вспоминает оператор.

 

Новаторская работа с камерами и классический метод съемки

Для съемок кубинских экшн-сцен было необходимо, чтобы операторы стедикама Джейсон Эварт и Осси Маклин держали в руках камеры IMAX. «Эти камеры довольно тяжелые, с ними неудобно работать, — рассказывает Эварт. — Они не предназначены для насыщенных действием сцен. Мы довольно много сняли на них с рук, что было, мягко говоря, непросто. К их размерам и весу необходимо привыкнуть. Было физически сложно успевать за интенсивными драками и прочими событиями в экшн-эпизодах».

Кадр из фильма «Не время умирать» (2020) / Фото: MGM
Кадр из фильма «Не время умирать» (2020) / Фото: MGM

«Движения камеры требовали различной степени подготовки, — продолжает Фукунага. — Некоторые из них были продуманы заранее, прежде всего в экшн-сценах и эпизодах, для которых необходимо было создания превиза. Но по большей части актеры, Линус и я определяли позиции камеры уже на площадке, после того как была разведена мизансцена».

Основная съемочная группа, как правило, работала с одной камерой. Но классические диалоговые сцены снимались двумя камерами.

На съемках фильма «Не время умирать» (2020) / Фото: MGM
На съемках фильма «Не время умирать» (2020) / Фото: MGM

«Кэри любит рассказывать историю продуктивно, с минимальным количеством монтажных склеек, — отмечает Сандгрен. — Кроме того, мы оба поклонники всматривающейся камеры. Мы старались разрабатывать мизансцены, в которых камера почти что становится самостоятельным персонажем, наблюдающим за внутренней жизнью героев, изучающим пространство декорации. Такой подход может означать разворот камеры на 360 градусов, поэтому в основном мы снимали на одну камеру. Вторую же в это время готовили для следующего сетапа». Однако на сложнопостановочных эпизодах на площадке работало одновременно до пяти камер.

«Иногда простой, интимный, снятый ручной камерой план выглядит намного лучше, нежели драматический полет на кране, — добавляет Сандгрен. — Диапазон применяемых нами визуальных средств в этом фильме настолько широк, насколько это вообще возможно!»

Кадр из фильма «Не время умирать» (2020) / Фото: MGM
Кадр из фильма «Не время умирать» (2020) / Фото: MGM

Один такой эффектный план, снятый с помощью крана, мы непременно увидим в сцене, когда Бонд появляется на вечеринке «Спектра». Выхваченный из толпы лучом прожектора Бонд оказывается у всех на виду в окружении недружелюбно настроенных людей. Первая часть этой сцены, в которой Бонд пересекает зал, была снята с помощью стедикама и операторской тележки. Но затем именно снятый с верхней точки план показал то противостояние, с которым сталкивается Бонд.

 

Создание освещения

Сандгрен описывает настроение этой сцены как «зловещую угрозу и паранойю, вызывающую чувство клаустрофобии, в духе Хичкока». Отражающее эти эмоции освещение было создано с помощью 2,5-киловаттных HMI Ivanhoe прожекторов следящего света, выделяющих лица Бонда и агента ЦРУ Паломы (Ана де Армас), добавляя им драматизма.

Помимо них в этом эпизоде команда осветителей использовала 5-киловаттные приборы направленного света с линзой Френеля, мощность которых была уменьшена по диммеру до 40%. Выбор этих приборов был обусловлен теплыми светильниками, расположенными в помещении. Использовался также массив светодиодных приборов ARRI SkyPanel: S60-х, закрепленных в софтбоксах и оснащенных электрическими двигателями, S360-х с химерами и S60-х, направленных на белую муслиновую ткань, натянутую на полу, чтобы обеспечить заполнение.

Кадр из фильма «Не время умирать» (2020) / Фото: MGM
На съемках фильма «Не время умирать» (2020) / Фото: MGM

«Чтобы управлять приборами прямо в кадре, моя бригада осветителей была одета костюмерами в соответствии со сценой, — вспоминает Синфилд. — Оператор динамического света Адам Бейкер создал множество вариаций освещения с помощью консоли GrandMA2, и я имел возможность управлять ими дистанционно через iPad или iPod». Это позволило оперативно реагировать на происходящее в кадре, а не полагаться на заранее заданные тайминги.

Команда, занимающаяся спецэффектами, усилила созданную освещением атмосферу с помощью дымов, что сделало эпизод более образным. «Это обогатило нашу концепцию освещения», — считает гаффер.

Кадр из фильма «Не время умирать» (2020) / Фото: MGM
Кадр из фильма «Не время умирать» (2020) / Фото: MGM

«Дэвид Синфилд — блестящий гаффер, полный творческих идей, всегда позитивный, исключительно подготовленный и компетентный, — говорит Сандгрен. — Он руководит удивительным коллективом. В какой-то момент у него было более 1000 скайпанелей в софтбоксах, подвешенных на фермах, восемь 100-киловаттных приборов SoftSun и один 200-киловаттный прибор SoftSun, которые были размещенных в разных точках на площадке в студии Pinewood».

Работа над фильмом о Бонде вдохновляла всю съемочную группу выкладываться на все 100%. Ощущение командной работы подпитывало весь съемочный процесс, и Фукунага, конечно же, чувствовал это вместе с Сандгреном.

«Линус — один из самых надежных соратников, которого возможно встретить. Временные и бюджетные ограничения неизбежно давят на творческий выбор, и когда я был готов пойти на компромисс, Линус убеждал меня сделать все правильно», — вспоминает режиссер.

Источник: American Cinematographer (April 2020).
 


Обложка: кадр из фильма «Не время умирать» (2020) / MGM

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *