«Недостатки камеры можно использовать как достоинства»: тезисы мастер-класса «Камеры для съемки малобюджетного кино»

О пробах недорогих камер

Профессиональное кино чаще всего снимается на RED и ALEXA. Но в какой-то момент я стал задумываться: а что еще есть кроме этого, на что еще можно снимать кино, если нужно сделать это дешевле? Потому что бюджеты студенческих фильмов варьируются от ста тысяч до миллиона рублей и заставляют задуматься, стоит ли связываться с дорогими камерами. Делая первую или вторую работы, вы понимаете, что, скорее всего, показывать ее будете в интернете, на компьютере, в редком случае — с проектора в небольшом зале. Нет смысла вкладывать средства в ALEXA. Более того, скажу против себя как оператора — лучше вложиться в актера. Это действительно поможет сделать ваше кино лучше. Но, оговорюсь, вам понадобится хороший оператор, который умеет ставить свет.

Александр Носовский, оператор / Фото: Виктор Вытольский
Александр Носовский, оператор / Фото: Виктор Вытольский

Я попробовал разные камеры: Blackmagic, Panasonic, Canon C300 — и все их ставил в предельные условия, то есть очень жесткий контрастный свет. Почему? Потому что все мы ищем камеру, у которой будет максимальная динамическая широта. Для меня как для оператора это самый главный показатель. Я проще отношусь к резкости и каким-то еще параметрам камеры, но мне нужно понять, как она будет работать в тяжелых условиях. В хороших условиях, — диафрагма 5.6, мягкий свет, приглушенные фоны, — можно снять хоть на мобильный телефон. А когда начинаются проблемы? Когда у нас, например, едет автомобиль и светит нам в лицо. Или когда мы снимаем снег на солнце. Тяжелейшие испытания для цифровой камеры — динамическая съемка, панорамы, стедикам. Камера во многом определяет то, как вы будете ставить свет. Все исходит из контраста объекта и из того, как поставлена схема света.
 

О важности света и его восприятии

Самое важное — это свет. Если у нас зрелый, опытный оператор, если он умеет правильно поставить свет, то снять можно в принципе любой камерой. Если схема света выдержана по правилам, по стилю, по жанру, тогда вы перестаете думать, что снимали на недорогую камеру. Светом оператор может подогнать широту объекта под вашу модель.

Александр Носовский, оператор / Фото: Виктор Вытольский
Александр Носовский, оператор / Фото: Виктор Вытольский

Зритель реагирует на схему света. В триллере, в мелодраме, в вестерне есть привычные схемы. Изображение воспринимается эмоционально, не прагматично. Именно светом мы воздействуем на психику зрителя. Любой эффект света вызывает ту или иную мысль. И когда вы берете камеру в руки, вам нужно вписать необходимый эффект света в ее технические возможности. Поэтому, по большому счету, все камеры отличаются только динамической широтой.
 

О роли оптики

Александр Носовский, оператор / Фото: Виктор Вытольский
Александр Носовский, оператор / Фото: Виктор Вытольский

Конечно, очень много зависит от оптики. Одна камера с разной оптикой — это разные камеры. Иногда оптика даже плохую камеру может поднять на хороший уровень. Например, если вы на Blackmagic поставите объективы Master Prime, то вы, конечно же, получите другой класс камеры.

Объектив ARRI Master Prime / Фото: arri.com
Объектив ARRI Master Prime / Фото: ARRI AG.

У каждой оптики есть свое лицо. Самая безликая оптика для меня — Master Prime. Она хорошая — все правильно, все резко, все видно. Но у нее нет своей изюминки. А вот если взять Cooke, или Leica, или Angenieux — они создадут свою пластику. Если вы найдете какой-то старый объектив, вы можете снять немножечко по-другому.
 

Blackmagic

Своей широтой мне понравилась камера Blackmagic. Мы пробовали ее RAW, снимали в глубочайших сумерках зимой. В кадре был белый снег и человек, у которого в руках горела газета. И все получалось проработанным. Blackmagic хорошо снимает сумеречный свет, хотя это в целом особенность цифровых камер. Дневной свет они не любят, предпочитая полумрак, чтобы было ниже ключа. То, что мы сегодня снимаем зачастую мрачные фильмы, обусловлено во многом возможностями цифровых камер.

Александр Носовский, оператор / Фото: Виктор Вытольский
Александр Носовский, оператор / Фото: Виктор Вытольский

Чем Blackmagic меня раздражает, так это неудобством. Эту камеру обязательно нужно куда-то прикрутить, на нее нужен монитор, компендиум и так далее. Вот вы все это прикрутили, сделали один кадр — и нужно снимать. Камера должна быть продолжением руки, а тут только на сборку уходит час. А время — самое дорогое, что есть на площадке.
 

Александр Носовский, оператор / Фото: Виктор Вытольский
Александр Носовский, оператор / Фото: Виктор Вытольский

Также мы пробовали камеру Panasonic DVX200. Я поставил схему света, как нас учили во ВГИКе: рисующий, заполняющий, контровой, фоновый. У меня была жесткая диафрагма 4. И камера сработала абсолютно нормально. Ничего не разъезжается.

Камера Panasonic DVX200 / Фото: Panasonic
Камера Panasonic DVX200 / Фото: Panasonic

Модель рассчитана на документальную съемку, и у нее встроенные объективы. Достал, нажал, и она сразу в работе. Стоят две SD-карты, с которыми я знаю, что делать. Есть встроенный серый фильтр. И еще — камера моноблочна, а значит работать с ней можно быстро.
 

Panasonic EVA

Камера Panasonic EVA / Фото: Panasonic
Камера Panasonic EVA / Фото: Panasonic

Не уступает ни в чем Blackmagic камера Panasonic EVA. А может даже превосходит. В чем ее плюс? У нее есть чувствительность в 2500 единиц. То есть она во многом нам развязывает руки. При правильном экспонировании, при правильной постановке освещения, она в этом режиме практически не шумит. Как и Blackmagic, EVA спокойно относится к сумеркам. Если сравнивать с Sony, у которой больше «праздника» в изображении, у Panasonic все более сдержанное и потому — ближе к пленке. На EVA можно поставить любую оптику.

Еще, думаю, камера будет хорошо работать с дронами и ригами. Если ты используешь в фильме дрон, ALEXA на него поставить нельзя — никто не захочет платить, если она разобьется. Значит, нужна камера подешевле. То есть EVA можно использовать как запасной вариант. На нее можно спокойно снимать короткометражные игровые картины.
 

Пересвет на цифровых камерах

С недорогими камерами нужно быть очень острожным с пересветом. Blackmagic в этом плане особенно подлая. Вам на мониторе может казаться, что у вас белые облака, синее небо, желтый песок. Если это не RAW, то в действительности белых облаков у вас не будет. Если в белом все вылетело, то это не победить ни на каком постпродакшне. Я все ставлю таким образом, что изображение уходит в серятину. Из нее можно будет что-то вытянуть, тогда как из белого ничего вытянуть нельзя.

Александр Носовский, оператор / Фото: Виктор Вытольский
Александр Носовский, оператор / Фото: Виктор Вытольский

Чтобы быть уверенным полностью, я должен сначала провести тесты и привязать камеру к экспонометру. Только так я точно знаю, что не провалюсь. И я не доверяю монитору и даже видеоконтролю.
 

Недостатки как достоинства

Иногда недостатки камеры можно использовать как достоинства. Например, зерно — не всегда означает брак, особенно если это черно-белое изображение. Из-за цифровых камер мы все сейчас стали снимать одинаково. Когда я думаю, каким способом мне изменить изображение, я думаю, что можно поставить анаморфотную оптику, необычные объективы, необычный свет, а также можно вторгнуться в изображение. Например, я решил, что флэшбеки можно специально снять на шумную камеру.

Александр Носовский, оператор / Фото: Виктор Вытольский
Александр Носовский, оператор / Фото: Виктор Вытольский

Аналоговые технологии более щадящие. Думаю, у операторов моего поколения всегда есть подспудное желание вернуться к пленке. Поэтому мы всячески пытаемся цифровое изображение «испортить»: открытой диафрагмой, фильтрами, размытыми фонами. Мне, например, страшно, когда снимаешь актера, а видишь инструкцию для дерматолога, а не крупный план. Задача оператор — поставить свет так, чтобы героиня была на десять лет моложе. Если ты этого не умеешь, тебя не берут на проект. Если я понимаю, что у меня могут быть какие-то проблемы, то я никогда не буду пользоваться жестким светом, не буду ставить резкие схемы. В общем, всегда можно найти способы, как светом сделать человека моложе. В этом смысле цифровые камеры и высокая резкость хороши для документального кино, для спорта, для научно-популярного кино. В этих жанрах резкость имеет первостепенное значение. Но в художественном кино изображение нужно такое, чтобы в нем было больше импрессионизма.
 

О важности собственного опыта

Мое главное операторское правило — пока не попробовал сам, ничего не говори. Хочешь снимать, возьми сними сам. Не надо при этом читать инструкции, слушать кого-то. Тестируй сам в нужных тебе условиях и смотри потом на хорошем экране. И моя любимая фраза: в искусстве правил нет, в искусстве есть опыт.

Материал подготовлен на основе мастер-класса Александра Носовского на выставке CPS-2018.
 


Обложка: Александр Носовский, оператор / Фото: Виктор Вытольский

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *