В кино цвет является одним из самых важных инструментов: всего одна деталь в цветопередаче может придать всему изображению совершенно новое символическое или буквальное значение. Например, посмотрите на это изображение:
Кадр из фильма «Психо-3»
С помощью простой подстройки цвета, а точнее — цветовой температуры, дом из «Психо» становится менее страшным и более приветливым.
Понимание цвета необходимо не только для успешного выполнения цветокоррекции. Многие, вероятно, использовали показанный ниже инструмент (или что-то подобное):
Более того, некоторые из нас даже разбираются в цветокоррекции, умеют обращаться с соответствующим программным обеспечением. Тем не менее, точно ли вы, например, знаете, что происходит с изображением, когда вы обесцвечиваете его? Разумеется, изображение теряет цвет, но что это значит — «терять»? Если нет — давайте разбираться вместе. Понимание основ теории цвета не только поможет вам в постпродакшне, но и позволит принимать более взвешенные решения при постановке, выборе костюмов, работе с освещением и всем прочим.
Все наше понимание цвета стоит на «трех китах» — характеристиках, которыми мы можем его описать: оттенок (Hue), интенсивность (Chroma) и значение (Value). Также они известны как оттенок (Hue), насыщенность (Saturation) и яркость (Brightness). Нужно отметить, что в английском языке есть два взаимозаменяемых термина: «brightness» — то есть «яркость» и «lightness», который можно перевести как «освещенность». На русском языке обычно используется только один термин — «яркость».
Оттенок (Hue)
Мы определяем оттенок по ближайшему известному названию цвета, который определяет некую длину волны видимого света. Проще говоря, оттенок описывает длину волны цвета. Если школьные занятия остались далеко позади, и все эти разговоры о длине волны заставляют вас крепко задуматься, вот небольшая шпаргалка о длине волн цвета:
Человеческий глаз способен обрабатывать только крошечную часть электромагнитного спектра, который мы называем «видимый свет». Спектр электромагнитного излучения измеряется в нанометрах (нм), видимые нами цвета располагаются в диапазоне от 400 до 700нм. Фиолетовый и синий свет имеет самую короткую длину волны и легко отделим от красного, имеющего самую длинную (из видимых) волну — 635-700нм.
.
Ежедневно мы видим процесс изменения цвета окружающего мира доминирующей длиной волны. Это наглядно демонстрируется на восходе и закате — в момент, более известный как «золотой час». В минуты, когда солнце находится точно над горизонтом, свету приходится преодолеть множество километров атмосферы, от чего синий спектр волн рассеивается в атмосфере еще сильнее, оставляя только желтый, оранжевый и красные оттенки, которые мы и видим.
Важно отметить, что оттенок — это не просто свет какой-то одной длины волны. Конкретный цвет существует не потому, что другие волны просто исчезли из светового спектра. Каждый оттенок содержит набор различных волн из видимого диапазона, но одна будет доминировать над остальными, что и создает особое восприятие зрителем — в виде того или иного цвета.
Поэтому, оттенок является основополагающим аспектом цвета, определенного длиной волны, проще говоря, оттенок — основа цвета. Вот примеры цветов: голубой, лазурный, сапфир и аквамарин. И хотя у каждого из них свои свойства, все они — оттенок голубого.
Когда в работе вы начинаете добавлять цветности или изменять значение оттенка, вы начинаете создавать новые оттенки, тоны и тени цвета.
Годами не прекращаются споры и обсуждения о том, какие цвета правильно классифицировать как «чистые оттенки». В этой статье мы будем использовать самое популярное мнение о том, что классифицируется как чистый оттенок: красный, фиолетовый, синий, зеленый, желтый и оранжевый. Эти шесть цветов можно разбить на следующие группы:
Первичные оттенки
Вторичные оттенки
Третичные оттенки
Цветность / Насыщенность
Когда смешивается равное количество красного и голубого, не будет и следа оттенка — останется только серый.
Значение / Яркость
Эффект значения относителен и крайне зависим от других компонентов композиции. Например, на изображении ниже показывается различие восприятия одинаковых значений в зависимости от подложки фона.
Для одного цвета конкретного оттенка, яркость будет ощущаться сильнее, если увеличить насыщенность. Например, насыщенный желтый будет всегда казаться ярче, чем насыщенный голубой. Практическая польза этого открытия проявляется при необходимости направить внимание зрителя на конкретные области вашего кадра.
Конечно, информация, представленная выше, не сделает из вас колориста — скорее, это своеобразный «стартовый набор» для тех, кто хочет заниматься дальнейшим развитием навыков работы с цветом, которые могут пригодиться многим профессионалам сфер кино и телевидения — от монтажеров до гримеров и костюмеров.